Казахстан хочет привлечь частный капитал в железнодорожную отрасль
23.10.01 00:00
/Алматинское бюро REUTERS, 23.10.01/ - Казахстан рассчитывает привлечь частный
капитал в систему своих железных дорог в рамках приватизации и демонополизации
отрасли, сказал гендиректор Республиканского государственного предприятия
Казахстан темир жолы (Железные дороги Казахстана) Аблай Мырзахметов.
"Дан старт уже практической реализации. Созданы шесть дочерних компаний, пока
все они в составе Казахстан темир жолы, но уже в середине следующего года они
будут частично выделяться (из состава материнской компании)", - сказал он.
По его словам, три компании займутся управлением вагонным парком и будут
конкурировать между собой, еще три будут управлять инфраструктурой,
локомотивами и обеспечивать грузовые перевозки.
По плану, одобренному в нынешнем году правительством, Казахстан темир жолы
будет преобразовано в закрытое акционерное общество, в котором 100 процентов
будет принадлежать государству. Эта компания сохранит свое влияние над основой
железных дорог - магистральными путями и локомотивным парком.
Казахстан, который осуществляет структурные реформы, долгое время не затрагивал
естественные монополии, крупнейшей из которых является Казахстан темир жолы.
В рамках реформы планируется в период с 2001 до 2005 года сформировать
конкурентную среду в отрасли.
В 2004 году на дотируемый государством рынок пассажирских перевозок будут
допущены частные железнодорожные компании. К этому времени должны появиться и
частные грузовые компании, которые будут заниматься перевозками, получая вагоны
в аренду или приобретая собственный их парк.
КАЗАХСТАН ЖДЕТ РОСТА ГРУЗООБОРОТА
Мырзахметов сказал, что значительная часть вагонного парка страны нуждается в
обновлении. При этом, по его прогнозам, уже в 2002 году объем грузов будет
примерно на 10 процентов больше, чем смогут перевести казахстанские железные
дороги.
"Этот ком будет нарастать, и если не будет решен вопрос инвестиций, с 2010 года
мы примерно половину предъявленного объема (грузов) не сможем обеспечить
(перевозками)", - сказал он.
Казахстан, традиционно ориентированный на Россию, поставляет сюда глинозем,
железорудное сырье, уголь, нефть и нефтепродукты, в основном, по железной
дороге.
С 1 января в Казахстане предполагается ввести классификацию тарифов на грузовые
перевозки.
"Мы определим, что есть грузы стратегические важные. В данном случае это уголь
и руда. Уголь составляет примерно 40 процентов от всех грузов перевозимых
железными дорогами в Казахстане. Это первый класс, на который тарифы будут
сохраняться или даже будут снижаться за счет других классов", - сказал
Мырзахметов.
По его словам, во второй класс будут входить те грузы, где транспортная
составляющая в цене реализации продукции не превышает 10 процентов. Это цветные
и черные металлы, нефть и нефтепродукты, на которые приходится 80 процентов от
всего оборота перевозок.
Грузы по тарифу третьего класса (в основном мебель, потребительские и другие
товары), возможно, в перспективе вообще не будут регулироваться тарифами, чтобы
выдерживать конкуренция с другими видами транспорта, сказал Мырзахметов.