Казахстан хочет привлечь частный капитал в железнодорожную отрасль

23.10.01 00:00
/Алматинское бюро REUTERS, 23.10.01/ - Казахстан рассчитывает привлечь частный капитал в систему своих железных дорог в рамках приватизации и демонополизации отрасли, сказал гендиректор Республиканского государственного предприятия Казахстан темир жолы (Железные дороги Казахстана) Аблай Мырзахметов. "Дан старт уже практической реализации. Созданы шесть дочерних компаний, пока все они в составе Казахстан темир жолы, но уже в середине следующего года они будут частично выделяться (из состава материнской компании)", - сказал он. По его словам, три компании займутся управлением вагонным парком и будут конкурировать между собой, еще три будут управлять инфраструктурой, локомотивами и обеспечивать грузовые перевозки. По плану, одобренному в нынешнем году правительством, Казахстан темир жолы будет преобразовано в закрытое акционерное общество, в котором 100 процентов будет принадлежать государству. Эта компания сохранит свое влияние над основой железных дорог - магистральными путями и локомотивным парком. Казахстан, который осуществляет структурные реформы, долгое время не затрагивал естественные монополии, крупнейшей из которых является Казахстан темир жолы. В рамках реформы планируется в период с 2001 до 2005 года сформировать конкурентную среду в отрасли. В 2004 году на дотируемый государством рынок пассажирских перевозок будут допущены частные железнодорожные компании. К этому времени должны появиться и частные грузовые компании, которые будут заниматься перевозками, получая вагоны в аренду или приобретая собственный их парк. КАЗАХСТАН ЖДЕТ РОСТА ГРУЗООБОРОТА Мырзахметов сказал, что значительная часть вагонного парка страны нуждается в обновлении. При этом, по его прогнозам, уже в 2002 году объем грузов будет примерно на 10 процентов больше, чем смогут перевести казахстанские железные дороги. "Этот ком будет нарастать, и если не будет решен вопрос инвестиций, с 2010 года мы примерно половину предъявленного объема (грузов) не сможем обеспечить (перевозками)", - сказал он. Казахстан, традиционно ориентированный на Россию, поставляет сюда глинозем, железорудное сырье, уголь, нефть и нефтепродукты, в основном, по железной дороге. С 1 января в Казахстане предполагается ввести классификацию тарифов на грузовые перевозки. "Мы определим, что есть грузы стратегические важные. В данном случае это уголь и руда. Уголь составляет примерно 40 процентов от всех грузов перевозимых железными дорогами в Казахстане. Это первый класс, на который тарифы будут сохраняться или даже будут снижаться за счет других классов", - сказал Мырзахметов. По его словам, во второй класс будут входить те грузы, где транспортная составляющая в цене реализации продукции не превышает 10 процентов. Это цветные и черные металлы, нефть и нефтепродукты, на которые приходится 80 процентов от всего оборота перевозок. Грузы по тарифу третьего класса (в основном мебель, потребительские и другие товары), возможно, в перспективе вообще не будут регулироваться тарифами, чтобы выдерживать конкуренция с другими видами транспорта, сказал Мырзахметов.