Интервью - Транспорт нефти и газа Казахстана готовится к конкуренции

01.10.01 00:00
/REUTERS, Алматы, Алексей Калмыков, 01.10.01/ - Государственная компания, контролирующая 90 процентов транспортировки нефти и газа в Казахстане, готовится к жесткой конкуренции со стороны новых трубопроводных проектов, изменяя тарифную политику и реструктурируя бизнес. Первый заместитель генерального директора ЗАО Транспорт нефти и газа (ТНГ) Казахстана Данияр Берлибаев сказал в интервью Рейтер, что компания до 2005 года инвестирует около $1 миллиарда в модернизацию, расширение и реорганизацию активов предприятий, переданных ей в управление в мае 2001 года. Крупнейшие из них - бывшие монополии КазТрансГаз и КазТрансОйл - в процессе реструктуризации избавятся от непрофильных активов и передадут часть дочерних предприятий ТНГ, что позволит головной компании более эффективно управлять активами дочерних, включающими, помимо магистральных газо- и нефтепроводов водоводы, сервисную компанию, аэропорт, авиакомпанию и газораспределительные сети. КазТрансОйл владеет крупнейшим на сегодняшний день экспортным нефтепроводом Казахстана Атырау-Самара, способным прокачивать на экспорт через территорию России до 15 миллионов тонн нефти в год. Всего в прошлом году через систему КазТрансОйла прошло 27,8 миллиона тонн нефти при общем объеме добычи в стране 35,3 миллиона тонн. Берлибаев сказал, что с увеличением добычи нефти в Казахстане пропускная способность нефтепроводов ТНГ вырастет, однако компании предстоит выдержать конкуренцию со стороны новых проектов. Основным из них является проект Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), по которому в Новороссийск будут экспортировать сырье компании во главе с Chevron, добывающие на месторождении Тенгиз на западе страны 12 миллионов тонн нефти в год. Общая мощность КТК на первом этапе составит 28 миллионов тонн в год, а в будущем - до 56 миллионов тонн, и частично предполагается заполнять нефтепровод казахстанским сырьем, добываемым за пределами Тенгиза и прокачиваемым сейчас по нефтепроводам ТНГ. "В связи с вводом КТК часть казахской нефти будет направляться в КТК, и естественно это каким-то образом скажется на КазТрансОйле. Но, во- первых, объемы добычи увеличатся, а во-вторых, мы введем новую тарифную методологию", - сказал Берлибаев. "Новые тарифы, скажем так, будут способствовать интересу компаний заходить в нашу систему. Снижение тарифов - это только одна из возможностей", - отметил он, добавив, что действующий тариф КазТрансОйла "конкурентен" в сравнении с тарифом на прокачку по КТК, уже заполненному, но пока не пущенному в строй. НОВЫЕ ПРОЕКТЫ Казахстан ежегодно наращивает добычу нефти и в 2001 году страна планирует добыть 46-47 миллионов тонн по сравнению с 35,3 миллиона тонн в прошлом, а к 2010 году за счет разработки гигантских, но пока плохо разведанных запасов каспийского шельфа довести производство до 80-100 миллионов тонн нефти в год. В этой ситуации объемы прокачки КазТрансОйла, по словам Берлибаева, будут увеличиваться, хотя и меньшими темпами. Сейчас компания на средства от размещенного в июле 2001 года выпуска пятилетних еврооблигаций на $150 миллионов строит нефтепровод Кинкияк-Атырау. ТЭО нитки протяженностью 450 километров и мощностью до шести миллионов тонн будет готово в октябре, сказал Берлибаев. Нефтепровод, пуск которого намечен на 2003 год, соединит месторождения Актюбинской области с Атырау, откуда сырье может поступать либо в контролируемый ТНГ трубопровод на Самару, либо в КТК. Экспортные мощности Казахстана, не имеющего выхода к морям, во многом ограничены договоренностями с Россией, через которую казахстанская нефть идет транзитом на Запад. До сих пор Москва шла навстречу пожеланиям Астаны и увеличивала транзит год от года, что, по признанию Берлибаева, стоило больших усилий в связи с частой сменой чиновников в Москве. Теперь ситуация может измениться - Россия и Казахстан готовят долгосрочное соглашение о поставках, в котором, по словам Берлибаева, будут определены объемы прокачки на несколько лет вперед. Он добавил, что Россия заинтересована в загрузке новых нефтепроводов, в частности, Балтийской трубопроводной системы на северо-западе РФ, куда со следующего года Транснефть готова принимать до пяти миллионов тонн казахской нефти. Берлибаев не исключил, что дальнейшее увеличение экспорта может произойти за счет возобновления сделок по обмену нефтью с Ираном в связи с изменением отношения США к странам Азии в свете создания антитеррористической коалиции после взрывов 11 сентября. КАЗАХСТАН ХОЧЕТ ЭКСПОРТИРОВАТЬ ГАЗ Берлибаев сказал, что объемы транспортировки газа по системе управляемой ТНГ компании КазТрансГаз в следующем году не претерпят существенных изменений, однако в дальнейшем Казахстан хочет стать экспортером этого сырья, поставляя на экспорт транзитом через Россию до 15-20 миллиардов кубометров газа в год. Сейчас Казахстан продает на границе с Россией около одного миллиарда кубометров в год, сказал Берлибаев. Основной объем прокачиваемого по системе КазТрансГаза сырья - транзит из Туркмении в Россию и на Украину. Кроме того, небольшие объемы газа через Казахстан поставляет Узбекистан - около трех миллиардов кубометров в год Берлибаев сказал, что до конца года мощности основной нитки Средняя Азия-Центр будут увеличены до 50 миллиардов с 43 миллиардов кубометров в год, однако в следующем году объем прокачки останется примерно на уровне текущего. В 2002-2005 годах ТНГ намерена провести модернизацию магистральных газопроводов, а сейчас основные затраты связаны с поддержанием их безопасной работы, сказал Берлибаев. Только в текущем году КазТрансГаз потратит на это $170 миллионов собственных средств. Кроме того, компания занялась разведкой Амангельдинского газового месторождения на юге страны и активно проводит газификацию Казахстана. Несмотря на масштабные затраты и планируемые инвестиции, часть из которых будет осуществляться за счет заемных средств, обе крупнейшие компании в структуре ТНГ - и КазТрансГаз, и КазТрансОйл - прибыльны. "Порядка 80 миллиардов тенге ($540 миллионов) эти две компании нам приносят в год, и в дальнейшем эта сумма увеличится", - сказал Берлибаев. Он добавил, что в обозримом будущем ТНГ останется государственной компанией.