СПРАВКА: ОАО "КазТрансОйл" (Казахстан) - примечания Листинговой комиссии KASE

27.08.01 00:00
/ИРБИС, по материалам заключения Листинговой комиссии KASE, 27.08.01/ - ниже в полном объеме приводятся примечания Листинговой комиссии Казахстанской фондовой биржи (KASE) относительно ЗАО "КазТрансОйл". Материал публикуется в связи с прохождением на Казахстанской фондовой бирже (KASE) евронотами первой эмиссии ЗАО "КазТрансОйл" процедуры листинга по категории "А". ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ Сто процентов акций ЗАО "КазТрансОйл" принадлежит Холдингу, собственником ста процентов акций которого является Правительство. Управление. Менеджмент компании предполагает, что порядок управления Холдингом со стороны Правительства будет тем же самым, что и предыдущий порядок управления компанией. В соответствии с постановлениями Правительства № 1159 и № 1252, дивиденды, выплачиваемые ЗАО "КазТрансОйл" до 2006 года, не должны превышать 10% от ее чистой прибыли. Однако нет уверенности, что Правительство в качестве косвенного акционера компании не изменит своей позиции в отношении размера выплачиваемых дивидендов, или что оно продолжит поддержку хозяйственной деятельности компании, в том числе ее планов по расширению и запланированным объемам инвестиций, указанным в стратегическом плане. Также нет уверенности в том, что Правительство не изменит порядок управления Холдингом или что какое-либо сокращение размера пакета акций Холдинга, находящегося в собственности Правительства, или размера пакета акций ЗАО "КазТрансОйл", находящегося в косвенной собственности Правительства, не окажет негативного влияния на Держателей Нот. Тарифы на услуги ЗАО "КазТрансОйл" рассчитываются в соответствии с законодательством о естественных монополиях, действующим в Казахстане, и, вместе с лежащим в их основе компонентом затрат, утверждаются Антимонопольным Агентством. С 16 марта 2000 года коэффициент тарифа дает 15% ставку прибыли на стоимость используемых активов и обеспечивает возмещение затрат (амортизации, износа и стоимости финансирования). Поскольку стоимость основных средств Компании имеет существенное значение для расчета коэффициента тарифа, основные средства были переоценены 10 марта 2000 года фирмой American Appraisal Inc. в соответствии с международными стандартами. В настоящее время ЗАО "КазТрансОйл" добивается утверждения нового метода применения коэффициента тарифа, по которому компоненты возмещения затрат и прибыли на активы останутся такими же, как и в нынешнем коэффициенте тарифа. При этом новый расчет будет иметь фиксированный и переменный компоненты, что сделает его более гибким, а значит - более конкурентоспособным. Фиксированный компонент будет покрывать некоторые фиксированные затраты без учета расстояния транспортировки нефти, переменный компонент будет учитывать расстояние транспортировки. Квотирование. Денежные поступления ЗАО "КазТрансОйл" находятся в сильной зависимости от размера квот на транспортировку нефти и нефтепродуктов по территории Российской Федерации. Протоколом переговоров между Министерством энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан и Министерством топлива и энергетики Российской Федерации от 25 декабря 2000 года квота на транспортировку нефти Казахстаном установлена в размере 17,3 млн тонн. Меморандумом между Россией и Казахстаном от 09 октября 2000 года установлен принцип "единого маршрута", единоличным оператором которого назначена Компания. Годовой объем квот зависит в основном от политических взаимоотношений между Казахстаном и Россией. У менеджмента ЗАО "КазТрансОйл" нет уверенности в том, что объем транспортировки или политика распределения квот на транспортировку нефти не изменится в будущем и не нанесет ущерба интересам Компании. РЫНОЧНЫЕ РИСКИ Успешность деятельности ЗАО "КазТрансОйл" в значительной степени зависит от благоприятной конъюнктуры нефтяного рынка. В случае падения мировых цен на нефть в будущем нет уверенности в том, что нефтедобывающие компании продолжат инвестиции, необходимые для поддержания темпов роста добычи нефти. Снижение темпов добычи нефти может привести к тому, что компания не сможет выполнить прогнозные показатели, приведенные в стратегическом плане. ТЕХНИЧЕСКИЕ РИСКИ Основным фактором технического риска для ЗАО "КазТрансОйл" является высокий износ трубопроводов на отдельных направлениях, что может негативно повлиять на эффективность и качество предоставляемых услуг. Основная часть нефтепроводной системы компании была построена в 70-е (свыше 60% нефтепроводов Западного филиала) и 80-е годы (Актюбинский филиал и 75% трубопроводов Восточного филиала). Трубопроводы рассчитаны на использование в течение 30 лет. На 31 декабря 2000 года 55% трубопроводов компании эксплуатировалось от 10 до 20 лет, 32% - 20- 30 лет, 12% - свыше 30 лет, и 1% - менее 10 лет. Для повышения эффективности оказываемых услуг, снижения затрат на транспортировку нефти и воды, и повышения безопасности и надежности своих систем и оборудования, ЗАО "КазТрансОйл" ежегодно проводит их реабилитацию и модернизацию. В 1998-1999 годах инвестиции компании на ремонт и модернизацию трубопроводов составили 8,8 млрд тенге (61,1 млн долларов США), из которых 600,0 млн тенге (4,4 млн долларов США) были потрачены на диагностику линейной части трубопроводов. В 2000 году были введены в строй новые объекты (нефтепроводы, водопроводы, насосные станции) стоимостью 6,2 млрд тенге. До 2006 года на содержание и ремонт оборудования и помещений ЗАО "КазТрансОйл" планирует направить 2,8 млрд тенге (19,2 млн долларов США). КАЗАХСТАНСКИЙ ТРУБОПРОВОДНЫЙ КОНСОРЦИУМ (КТК) Трубопровод КТК с пропускной способностью до 67 млн тонн нефти в год, ввод в эксплуатацию которого ожидается в августе 2001 года, представляет собой альтернативу экспортному нефтепроводу ЗАО "КазТрансОйл" Атырау- Самара. КТК обеспечит транспортировку нефти до российского морского порта Новороссийск, откуда нефть будет транспортироваться в европейские морские порты. Все операторы нефтяных месторождений Тенгиз и Карачаганак являются участниками КТК и имеют обязательства (в том числе и ЗАО "ННК "КАЗАХОЙЛ") по транспортировке значительных объемов добытой на этих месторождениях нефти по трубопроводу КТК. По оценке менеджмента ЗАО "КазТрансОйл" 70% (6,3 млн тонн) сырой нефти, добываемой на месторождении Тенгиз, в настоящее время транспортируется по железной дороге, оставшиеся 30% (примерно 3,5 млн тонн) - через экспортный нефтепровод компании Атырау-Самара. Нефтепровод Атырау-Самара имеет пропускную способность 15 млн тонн нефти ежегодно, и считается, что он не сможет обслуживать ожидаемые объемы нефти с месторождений Тенгиз и Карачаганак, как только эти месторождения достигнут ожидаемой производительности в будущем. Менеджмент ЗАО "КазТрансОйл" считает, что сооружение нефтепровода Кенкияк-Атырау, который обеспечит нефтедобывающие предприятия Актюбинского региона доступом к экспортным магистралям (КТК или Атырау-Самара), смягчит для компании последствия потери тенгизской и карачаганакской нефти, особенно в силу того, что нефть, производимая в Актюбинском регионе, транспортируется на более дальние расстояния. В связи с этим ЗАО "КазТрансОйл" считает, что отвод тенгизской и карачаганакской нефти к трубопроводу КТК не окажет существенного негативного влияния на ее ежегодный объем поступлений, а ввод в эксплуатацию трубопровода КТК предоставит компании дополнительный источник поступлений. Трубопровод КТК предоставляет своим членам более низкие тарифы, по сравнению с теми нефтедобывающими организациями, которые не являются членами КТК. Помимо того, что фактическая плата за транспортировку зависит от того является отправитель членом КТК или не является, стоимость транспортировки нефти значительно выше для тех производителей, чья нефть не отвечает требованиям КТК. Поскольку нефть, добываемая в Актюбинском Кумкольском регионах, как правило не соответствуют требованиям КТК, стоимость транспортных услуг КТК для них будет высока. Ожидается, что этот фактор создаст для компании преимущество конкурентной цены по сравнению с КТК. В будущем ЗАО "КазТрансОйл" планирует организовать "нефтебанк" (взимание дополнительной оплаты с производителей нефти более низкого качества за то, что смешиваясь при транспортировке с нефтью высокого качества, она снижает качество нефти на терминале) для нефтепровода Атырау-Самара, где будут установлены такие стандарты для нефти, которые позволят ему сохранить свое ценовое преимущество перед КТК. Помимо этого, потери по объему транспортировки нефти, связанные с вводом в действие КТК, Компания планирует компенсировать за счет строительства новых мощностей, развития транспортных возможностей для нефтедобывающих компаний, а также активизацией деятельности на рынке железнодорожных и танкерных перевозок, предоставления операторских услуг владельцам других трубопроводных систем (главным образом из России). ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ РИСКИ В деятельности ЗАО "КазТрансОйл" существуют экологические риски, присущие отраслям добычи и транспортировки нефти: сверхнормативное изъятие и механические нарушения земель; возникновения чрезвычайных ситуаций при эксплуатации нефтепроводов (взрывы внутри оборудования, взрывы и пожары в помещениях, на открытых площадках и трубопроводах при утечке продукции, выбросы нефти и нефтепродуктов в воду и атмосферу при аварийной разгерметизации оборудования, трубопроводов и емкостей); повреждение судна, баржи в результате столкновений или неблагоприятных погодных условий, столкновение или сход с рельс железнодорожных составов, результатом которых могут явиться разливы нефти, взрывы, пожары. В течение 2001 года ЗАО "КазТрансОйл" планирует затратить порядка 102 млн тенге (0,7 млн долларов США) на усовершенствование мер по защите окружающей среды, а также начать реализацию проекта системы СКАДА, первую очередь которой планируется завершить к концу 2002 года. До настоящего времени мероприятия, проводимые ЗАО "КазТрансОйл" в отношении охраны окружающей среды, не имели существенного влияния на ее финансовое состояние. При этом компания признает, что затраты по таким мероприятиям в будущем и обязательства, которые могут возникнуть в результате нанесенного экологического ущерба, могут быть значительными. РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЩЕНИЯ НОТ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Ноты зарегистрированы в соответствии с практикой, принятой на рынке еврооблигаций. Условия обращения нот и исполнения обязательств по ним регулируются условиями нот, Трастовым и Агентским соглашениями от 06 июля 2001 года с The Chase Manhattan Bank, действующим через свой офис в Лондоне. Все споры, претензии и разногласия, связанные с выполнением эмитентом обязательств по нотам, регулируются в соответствии с английским законодательством.