СПРАВКА: ОАО "КазТрансОйл" (Казахстан) - стратегия развития

27.08.01 00:00
/ИРБИС, по материалам заключения Листинговой комиссии KASE, 27.08.01/ - Приведенный ниже материал публикуется в связи с прохождением на Казахстанской фондовой бирже (KASE) евронотами первой эмиссии ЗАО "КазТрансОйл" процедуры листинга по категории "А". В числе основных стратегических задач ЗАО "КазТрансОйл" - повышение конкурентоспособности, надежности и безопасности системы транспортировки нефти; строительство новых трубопроводов в целях повышения эффективности услуг транспортировки по различным экспортным магистралям; снижение тарифов на транспортировку без снижения качества предоставляемых услуг. Приоритетным направлением стратегического плана являются инвестиции. В поддержку планируемых инвестиций компании 13 августа 1999 года Правительство приняло постановление № 1159, согласно которому до 2006 года общий размер дивидендов, ежегодно выплачиваемых Компанией, не превысит 10% от ее чистого дохода, а оставшаяся прибыль будет использоваться на инвестирование и обслуживание долга ЗАО "КазТрансОйл". При составлении стратегического плана компания учитывала, что запуск в эксплуатацию нефтепровода КТК вызовет отвод нефти, добываемой на месторождениях Западно-Казахстанской области членами КТК, от нефтепроводов ЗАО "КазТрансОйл". В связи с этим, компания намерена расширять сеть нефтепроводов для транспортировки нефти из других регионов. Нефтепровод Кенкияк-Атырау Нефтедобывающие регионы Актобе и Кумколь не имеют доступа ни к трубопроводу КТК, ни к трубопроводу ЗАО "КазТрансОйл" Атырау-Самара. По мнению менеджмента компании, строительство нефтепровода Кенкияк- Атырау, который позволит транспортировать нефть из Актюбинской области к существующему экспортному нефтепроводу Атырау-Самара и экспортному нефтепроводу КТК, повысит доходы Актюбинского филиала, поскольку альтернативой ему в Актюбинской области является лишь нефтепровод ЗАО "КазТрансОйл", пролегающий до нефтеперерабатывающего завода в Орске, или железная дорога. Компания планирует начать сооружение нефтепровода Кенкияк-Атырау в 2001 году и ввести его в эксплуатацию в 2003 году. Стоимость сооружения трубопровода колеблется в пределах 172- 193 млн долларов США в зависимости от источников получения материалов для его строительства. ЗАО "КазТрансОйл" намерено использовать часть поступлений от выпуска евронот на финансирование данного проекта. Внедрение системы СКАДА По мнению менеджмента ЗАО "КазТрансОйл", внедрение системы СКАДА (структурный диспетчерский контроль и система сбора данных) и программных систем контроля деятельности (SAP R/3), а также усовершенствование и модернизация телекоммуникационных систем снизят стоимость оказываемых услуг. Система СКАДА обеспечивает централизованный автоматический контроль за насосными станциями и трубопроводами Компании и осуществляет широкомасштабный мониторинг оказываемых им транспортировочных услуг. Управление насосными станциями и станциями подогрева осуществляется автоматически с удаленных терминалов через центральный диспетчерский пункт. Система СКАДА также обеспечивает средства дистанционного контроля за утечкой, снабжена приборами противопожарной и газовой безопасности. Ввод в действие первой очереди системы СКАДА оценивается в 43 млн долларов США и ее завершение планируется к концу 2002 года. Решающее значение для внедрения системы СКАДА сыграло повышение уровня телекоммуникационных систем компании, стоимость модернизации которых оценивается в 33,6 млн долларов США и будет завершена к концу 2002 года. Изменение методологии исчисления тарифов Частью стратегического плана является изменение ЗАО "КазТрансОйл" методологии исчисления тарифов путем внедрения переменного компонента цены. В настоящее время поступления ЗАО "КазТрансОйл" от транспортировки нефти выводятся как функция одной тонны транспортируемой нефти на 1 000 километров, помноженные на коэффициент тарифа (в долларах США) с фиксированным компонентом стоимости. В настоящее время компания добивается утверждения Агентством Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и развитии малого бизнеса (Антимонопольное Агентство) нового метода применения коэффициента тарифа. Компоненты возмещения затрат и прибыли на активы останутся такими же, как и в нынешнем коэффициенте тарифа. При этом новый расчет будет иметь фиксированный и переменный компоненты, что сделает его более гибким и тем самым более конкурентоспособным. Фиксированный компонент покрывает некоторые фиксированные затраты, несмотря на расстояние транспортировки нефти. Переменный компонент новой методики расчета тарифов учитывает расстояние транспортировки. Расширение морского порта Актау В 2000 году Компания приобрела у японской Mitsui & Co Ltd. оборудование для создания нового операционного флота в Актау на общую сумму в 16 млн долларов США. Приобретение оборудования финансировалось займом Японского Банка Международного Сотрудничества, выданного под гарантию Министерства международной торговли и промышленности Японии, и контр- гарантию ОАО "КАЗКОММЕРЦБАНК", который погашен в июне 2001 года.