СПРАВКА: ОАО "КазТрансОйл" (Казахстан) - характеристика деятельности

27.08.01 00:00
/ИРБИС, по материалам заключения Листинговой комиссии KASE, 27.08.01/ - Приведенный ниже материал публикуется в связи с прохождением на Казахстанской фондовой бирже (KASE) евронотами первой эмиссии ЗАО "КазТрансОйл" процедуры листинга по категории "А". Основная производственная деятельность ЗАО "КазТрансОйл" заключается в обеспечении поддержания и эксплуатации системы транспортировки нефти, а также определенных систем подачи воды в Казахстане. По состоянию на 31 декабря 2000 года компанией эксплуатировалось 6 486 километров магистральных нефтепроводов, 39 нефтенасосных станций, нефтехранилище объемом 1,2 млн куб. метров, 6 водоперекачивающих станций; 4 комплекса наливных эстакад (1 - в порту Актау); 2 комплекса сливных эстакад и 2 434 километров магистральных водопроводов. Всего в течение 2000 года ЗАО "КазТрансОйл" осуществило транспортировку 27,8 млн тонн нефти и 34,7 млн кубометров воды. Транспортировка нефти Около 80% всей добытой в стране сырой нефти транспортируется по сети трубопроводов компании. ЗАО "КазТрансОйл" также владеет водоводом, с помощью которого снабжает водой населенные пункты, расположенные в Атырауской и Мангистауской областях Казахстана, а также нефтяные промыслы в Западном Казахстане. Пунктами назначения при транспортировке нефти являются: соединения с внешними трубопроводными системами (включая трубопровод Атырау-Самара в Западном филиале и трубопровод Жанажол-Орск в Актюбинском филиале); нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) - Атырауский (Западный филиал), Павлодарский и Шымкентский (Восточный филиал); наливные железнодорожные терминалы (эстакады) на насосных станциях в Атырау и Макате (Западный филиал), которые используются для последующей транспортировки нефти за пределы Казахстана и на Атырауский НПЗ; морской нефтеналивной терминал в морском порту в городе Актау через насосную станцию в Актау для доставки нефти на танкеры (Западный филиал). Первый магистральный нефтепровод в Казахстане был построен в 1935 году и соединил месторождения западного Казахстана с Орским нефтеперерабатывающим заводом в России. В 1966 году был сооружен магистральный нефтепровод для транспортировки нефти с месторождений Узеня до порта Актау на Каспийском море, в 1969 году был построен магистральный нефтепровод, соединивший месторождения Узеня с Атырауским НПЗ. Первый нефтепровод "горячей нефти" - Узень-Атырау- Самара общей протяженностью около 1 500 километров был завершен в 1970 году и продолжает использоваться в качестве основной экспортной магистрали, обеспечивающей выход казахстанской нефти на европейские рынки. Услуги водоснабжения Основная система водоснабжения ЗАО "КазТрансОйл" с водозабором из реки Кигач, обеспечивает ежедневно до 100 тыс. кубометров промышленной воды нефтедобывающим предприятиям Атырау и Мангистау. Водоочистные сооружения в Атырау на реке Урал ежедневно обеспечивают население данного региона до 55 тыс. кубометров воды. Годовой объем водоснабжения ЗАО "КазТрансОйл" достаточно стабилен и составляет порядка 35 млн кубометров. На транспортировку воды приходится 37,2% активов компании и 3% ее годового дохода. Прочая деятельность Прочая деятельность ЗАО "КазТрансОйл" связана с обеспечением транспортировки нефти и воды и включает материально-техническое снабжение, капитальное строительство и ремонт трубопроводов, ремонт и эксплуатацию технологического и специального транспорта, социально- хозяйственную, инженерно-техническую и прочую деятельность. СТРУКТУРА КОМПАНИИ В состав ЗАО "КазТрансОйл" входят 3 филиала по магистральным нефтепроводам: Западный, Восточный и Актюбинский. Западный филиал. Западный филиал с головным офисом в Актау приносит 70% всех годовых поступлений Компании и имеет наиболее разветвленную сеть нефтепроводов, общая протяженность которых составляет 3 012 км. В числе наиболее крупных и самых производительных нефтепроводов Западного филиала - Атырау-Самара (535 км) и Узень-Кульсары-Атырау (697 км), предназначенные для транспортировки более тяжелых (парафиносодержащих) сортов сырой нефти Атырау и Мангистау, и оснащенные 16 станциями и 59 пунктами подогрева нефти. В результате использования анти-турбулентных добавок пропускная способность трубопровода Атырау-Самара повышена с 10,2 млн (проектная мощность) до 15 млн тонн нефти в год. Нефтепровод Каламкас-Каражанбас-Актау, протяженностью 264 км, соединяет месторождения с морским терминалом в порту Актау. Повышение эффективности данного нефтепровода ожидается после ввода в действие КТК, по которому будет транспортироваться тенгизская нефть, в результате чего произойдет высвобождение мощностей для транспортировки нефти из региона Каламкас-Каражанбас. Также в состав Западного филиала входит 2 434 км водоводов, нефтеналивные железнодорожные эстакады, 23 нефтеперекачивающих и 6 водоперекачивающих станций, станция для разгрузки тяжелой нефти в Атырау (завершена в феврале 2001 года), а также морской терминал в порту Актау. Восточный филиал. Восточный филиал, головной офис которого расположен в Павлодаре, является вторым по величине производственным комплексом Компании (около 20% годовых поступлений) и эксплуатирует нефтепровод общей протяженностью 2 574 км, пролегающий от Западной Сибири до Юго-Западного Казахстана, и имеет 14 нефтеперекачивающих станций. Нефтепровод был построен с целью обеспечения двух казахстанских нефтеперерабатывающих заводов (Павлодарского и Шымкентского), а также нескольких нефтеперерабатывающих заводов Узбекистана и Туркменистана восточно-сибирской нефтью, которая с 1995 года поставлялась только на Павлодарский завод. Трубопроводы Каракоин- Шымкент и Кумколь-Каракоин в настоящее время используются для транспортировки сырой нефти с Кумколя на Шымкентский нефтеперерабатывающий завод для переработки или разгрузки и дальнейшей транспортировке по железной дороге. В июне 2000 года завершено строительство нового железнодорожного разгрузочного терминала в Атасу, который производит разгрузку-погрузку нефти для дальнейшей транспортировки в Китай по железной дороге. Вследствие определенных технических сложностей, связанных с изменением течения нефти в трубопроводе, магистраль Каракоин-Атасу не используется в полную силу своих мощностей. Актюбинский филиал. Актюбинский филиал, расположенный в городе Актобе, обеспечивает поступление около 5% доходов Компании и соединяет месторождения Актюбинской области с Орским нефтеперерабатывающим заводом (Россия). Актюбинский филиал эксплуатирует 899 км нефтепроводов, включая участок нефтепровода Жанажол-Кенкияк-Орск (две нитки протяженностью по 360 км каждая), и 4 насосные станции. Загруженность нефтепровода полностью зависит от российских квот (в настоящее время - 2 млн тонн в год) и приема сырой нефти нефтеперерабатывающим заводом в Орске. В настоящее время эффективность использования нефтепроводов Актюбинского филиала ограничена производственными мощностями Орского нефтеперерабатывающего завода. На сегодняшний день самой крупной нефтедобывающей компанией в регионе является ОАО "СНПС- Актобемунайгаз". В 2000 году ТОО "Казахойл Актобе" заключило совместный договор с канадской компанией по разработке месторождения Алибекмола, запасы которого по оценке МЭМР могут быть столь же высокими, как и на месторождении, эксплуатируемом ОАО "СНПС- Актобемунайгаз". Строительство нефтепровода Кенкияк-Атырау, которое Компания планирует начать в 2001 году, обеспечит нефтедобывающим компаниям Актюбинской области, в том числе добывающим нефть на новом месторождении Алибекмола, доступ к экспортной магистрали Атырау-Самара или к трубопроводу КТК, что по мнению менеджмента Компании приведет к увеличению доходности Актюбинского филиала. КЛИЕНТЫ КОМПАНИИ На 31 декабря 2000 года 78% всех поступлений ЗАО "КазТрансОйл" от транспортировки нефти в Казахстане приходилось на 4 нефтедобывающие компании (расположены в порядке убывания объема транспортируемой нефти): ОАО "Мангистаумунайгаз" (Западный филиал), ЗАО "ННК "КАЗАХОЙЛ" (Западный филиал), СП ТОО "Тенгизшевройл" (Западный филиал) и ОАО "Харрикейн Кумколь Мунай" (Восточный филиал). В общем объеме поступлений ЗАО "КазТрансОйл" от транспортировки нефти на долю ОАО "Мангистаумунайгаз" и ЗАО "ННК "КАЗАХОЙЛ" приходится до 54%. По мнению менеджмента ЗАО "КазТрансОйл" оба этих клиента и в будущем будут пользоваться их услугами поскольку добываемая ими сырая нефть относится к категории тяжелой, а использование трубопровода КТК, с учетом применяемых на нем стандартов качества нефти, вряд ли будет для них целесообразно. ОАО "Харрикейн Кумколь Мунай", на долю которого приходится 11% поступлений от транспортировки нефти, в силу своего расположения также в будущем останется значительным клиентом. На долю СП ТОО "Тенгизшевройл" приходится 13% поступлений ЗАО "КазТрансОйл" от транспортировки нефти. Менеджмент компании считает, что потери нефти после ввода в эксплуатацию КТК, основным клиентом которого станет СП ТОО "Тенгизшевройл", будут компенсированы усилением потока нефти из Актюбинского филиала и из нефтеносного региона Каламкас-Каражанбас после ввода в эксплуатацию нефтепровода компании Кенкияк-Атырау. В настоящее время в отношениях с клиентами ЗАО "КазТрансОйл" использует стандартные годовые контракты, которые предусматривают ежемесячную предоплату за использование трубопровода. Однако ЗАО "КазТрансОйл" намерено увеличить срок действия таких контрактов с использованием новой методики расчета тарифов.