СПРАВКА: ОАО "КазТрансОйл" (Казахстан) - характеристика деятельности
27.08.01 00:00
/ИРБИС, по материалам заключения Листинговой комиссии KASE, 27.08.01/
- Приведенный ниже материал публикуется в связи с прохождением на
Казахстанской фондовой бирже (KASE) евронотами первой эмиссии ЗАО
"КазТрансОйл" процедуры листинга по категории "А".
Основная производственная деятельность ЗАО "КазТрансОйл" заключается
в обеспечении поддержания и эксплуатации системы транспортировки
нефти, а также определенных систем подачи воды в Казахстане. По
состоянию на 31 декабря 2000 года компанией эксплуатировалось 6 486
километров магистральных нефтепроводов, 39 нефтенасосных станций,
нефтехранилище объемом 1,2 млн куб. метров, 6 водоперекачивающих
станций; 4 комплекса наливных эстакад (1 - в порту Актау); 2 комплекса
сливных эстакад и 2 434 километров магистральных водопроводов. Всего в
течение 2000 года ЗАО "КазТрансОйл" осуществило транспортировку 27,8
млн тонн нефти и 34,7 млн кубометров воды.
Транспортировка нефти
Около 80% всей добытой в стране сырой нефти транспортируется по сети
трубопроводов компании. ЗАО "КазТрансОйл" также владеет водоводом, с
помощью которого снабжает водой населенные пункты, расположенные в
Атырауской и Мангистауской областях Казахстана, а также нефтяные
промыслы в Западном Казахстане.
Пунктами назначения при транспортировке нефти являются: соединения с
внешними трубопроводными системами (включая трубопровод
Атырау-Самара в Западном филиале и трубопровод Жанажол-Орск в
Актюбинском филиале); нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) -
Атырауский (Западный филиал), Павлодарский и Шымкентский (Восточный
филиал); наливные железнодорожные терминалы (эстакады) на насосных
станциях в Атырау и Макате (Западный филиал), которые используются для
последующей транспортировки нефти за пределы Казахстана и на
Атырауский НПЗ; морской нефтеналивной терминал в морском порту в
городе Актау через насосную станцию в Актау для доставки нефти на
танкеры (Западный филиал).
Первый магистральный нефтепровод в Казахстане был построен в 1935
году и соединил месторождения западного Казахстана с Орским
нефтеперерабатывающим заводом в России. В 1966 году был сооружен
магистральный нефтепровод для транспортировки нефти с месторождений
Узеня до порта Актау на Каспийском море, в 1969 году был построен
магистральный нефтепровод, соединивший месторождения Узеня с
Атырауским НПЗ. Первый нефтепровод "горячей нефти" - Узень-Атырау-
Самара общей протяженностью около 1 500 километров был завершен в
1970 году и продолжает использоваться в качестве основной экспортной
магистрали, обеспечивающей выход казахстанской нефти на европейские рынки.
Услуги водоснабжения
Основная система водоснабжения ЗАО "КазТрансОйл" с водозабором из
реки Кигач, обеспечивает ежедневно до 100 тыс. кубометров промышленной
воды нефтедобывающим предприятиям Атырау и Мангистау. Водоочистные
сооружения в Атырау на реке Урал ежедневно обеспечивают население
данного региона до 55 тыс. кубометров воды. Годовой объем
водоснабжения ЗАО "КазТрансОйл" достаточно стабилен и составляет
порядка 35 млн кубометров. На транспортировку воды приходится 37,2%
активов компании и 3% ее годового дохода.
Прочая деятельность
Прочая деятельность ЗАО "КазТрансОйл" связана с обеспечением
транспортировки нефти и воды и включает материально-техническое
снабжение, капитальное строительство и ремонт трубопроводов, ремонт и
эксплуатацию технологического и специального транспорта, социально-
хозяйственную, инженерно-техническую и прочую деятельность.
СТРУКТУРА КОМПАНИИ
В состав ЗАО "КазТрансОйл" входят 3 филиала по магистральным
нефтепроводам: Западный, Восточный и Актюбинский.
Западный филиал. Западный филиал с головным офисом в Актау приносит
70% всех годовых поступлений Компании и имеет наиболее разветвленную
сеть нефтепроводов, общая протяженность которых составляет 3 012 км. В
числе наиболее крупных и самых производительных нефтепроводов
Западного филиала - Атырау-Самара (535 км) и Узень-Кульсары-Атырау
(697 км), предназначенные для транспортировки более тяжелых
(парафиносодержащих) сортов сырой нефти Атырау и Мангистау, и
оснащенные 16 станциями и 59 пунктами подогрева нефти. В результате
использования анти-турбулентных добавок пропускная способность
трубопровода Атырау-Самара повышена с 10,2 млн (проектная мощность)
до 15 млн тонн нефти в год.
Нефтепровод Каламкас-Каражанбас-Актау, протяженностью 264 км,
соединяет месторождения с морским терминалом в порту Актау. Повышение
эффективности данного нефтепровода ожидается после ввода в действие
КТК, по которому будет транспортироваться тенгизская нефть, в результате
чего произойдет высвобождение мощностей для транспортировки нефти из
региона Каламкас-Каражанбас.
Также в состав Западного филиала входит 2 434 км водоводов,
нефтеналивные железнодорожные эстакады, 23 нефтеперекачивающих и 6
водоперекачивающих станций, станция для разгрузки тяжелой нефти в
Атырау (завершена в феврале 2001 года), а также морской терминал в порту
Актау.
Восточный филиал. Восточный филиал, головной офис которого
расположен в Павлодаре, является вторым по величине производственным
комплексом Компании (около 20% годовых поступлений) и эксплуатирует
нефтепровод общей протяженностью 2 574 км, пролегающий от Западной
Сибири до Юго-Западного Казахстана, и имеет 14 нефтеперекачивающих
станций. Нефтепровод был построен с целью обеспечения двух
казахстанских нефтеперерабатывающих заводов (Павлодарского и
Шымкентского), а также нескольких нефтеперерабатывающих заводов
Узбекистана и Туркменистана восточно-сибирской нефтью, которая с 1995
года поставлялась только на Павлодарский завод. Трубопроводы Каракоин-
Шымкент и Кумколь-Каракоин в настоящее время используются для
транспортировки сырой нефти с Кумколя на Шымкентский
нефтеперерабатывающий завод для переработки или разгрузки и
дальнейшей транспортировке по железной дороге.
В июне 2000 года завершено строительство нового железнодорожного
разгрузочного терминала в Атасу, который производит разгрузку-погрузку
нефти для дальнейшей транспортировки в Китай по железной дороге.
Вследствие определенных технических сложностей, связанных с
изменением течения нефти в трубопроводе, магистраль Каракоин-Атасу не
используется в полную силу своих мощностей.
Актюбинский филиал. Актюбинский филиал, расположенный в городе
Актобе, обеспечивает поступление около 5% доходов Компании и соединяет
месторождения Актюбинской области с Орским нефтеперерабатывающим
заводом (Россия). Актюбинский филиал эксплуатирует 899 км
нефтепроводов, включая участок нефтепровода Жанажол-Кенкияк-Орск
(две нитки протяженностью по 360 км каждая), и 4 насосные станции.
Загруженность нефтепровода полностью зависит от российских квот (в
настоящее время - 2 млн тонн в год) и приема сырой нефти
нефтеперерабатывающим заводом в Орске.
В настоящее время эффективность использования нефтепроводов
Актюбинского филиала ограничена производственными мощностями
Орского нефтеперерабатывающего завода. На сегодняшний день самой
крупной нефтедобывающей компанией в регионе является ОАО "СНПС-
Актобемунайгаз". В 2000 году ТОО "Казахойл Актобе" заключило
совместный договор с канадской компанией по разработке месторождения
Алибекмола, запасы которого по оценке МЭМР могут быть столь же
высокими, как и на месторождении, эксплуатируемом ОАО "СНПС-
Актобемунайгаз".
Строительство нефтепровода Кенкияк-Атырау, которое Компания планирует
начать в 2001 году, обеспечит нефтедобывающим компаниям Актюбинской
области, в том числе добывающим нефть на новом месторождении
Алибекмола, доступ к экспортной магистрали Атырау-Самара или к
трубопроводу КТК, что по мнению менеджмента Компании приведет к
увеличению доходности Актюбинского филиала.
КЛИЕНТЫ КОМПАНИИ
На 31 декабря 2000 года 78% всех поступлений ЗАО "КазТрансОйл" от
транспортировки нефти в Казахстане приходилось на 4 нефтедобывающие
компании (расположены в порядке убывания объема транспортируемой
нефти): ОАО "Мангистаумунайгаз" (Западный филиал), ЗАО "ННК
"КАЗАХОЙЛ" (Западный филиал), СП ТОО "Тенгизшевройл" (Западный
филиал) и ОАО "Харрикейн Кумколь Мунай" (Восточный филиал).
В общем объеме поступлений ЗАО "КазТрансОйл" от транспортировки
нефти на долю ОАО "Мангистаумунайгаз" и ЗАО "ННК "КАЗАХОЙЛ"
приходится до 54%. По мнению менеджмента ЗАО "КазТрансОйл" оба этих
клиента и в будущем будут пользоваться их услугами поскольку добываемая
ими сырая нефть относится к категории тяжелой, а использование
трубопровода КТК, с учетом применяемых на нем стандартов качества
нефти, вряд ли будет для них целесообразно. ОАО "Харрикейн Кумколь
Мунай", на долю которого приходится 11% поступлений от транспортировки
нефти, в силу своего расположения также в будущем останется
значительным клиентом.
На долю СП ТОО "Тенгизшевройл" приходится 13% поступлений ЗАО
"КазТрансОйл" от транспортировки нефти. Менеджмент компании считает,
что потери нефти после ввода в эксплуатацию КТК, основным клиентом
которого станет СП ТОО "Тенгизшевройл", будут компенсированы
усилением потока нефти из Актюбинского филиала и из нефтеносного
региона Каламкас-Каражанбас после ввода в эксплуатацию нефтепровода
компании Кенкияк-Атырау.
В настоящее время в отношениях с клиентами ЗАО "КазТрансОйл"
использует стандартные годовые контракты, которые предусматривают
ежемесячную предоплату за использование трубопровода. Однако ЗАО
"КазТрансОйл" намерено увеличить срок действия таких контрактов с
использованием новой методики расчета тарифов.