Программа реструктуризации РГП "Казахстан темир жолы" (Казахстан)

11.07.01 00:00
/ИРБИС, 11.07.01/ - Ниже приводятся основные положения Программы реструктуризации РГП "Казахстан темир жолы" (Астана). Справка выполнена по материалам заключения Листинговой комиссии Казахстанской фондовой биржи (KASE) и публикуется в связи с включением именных купонных облигаций РГП "Казахстан темир жолы" (Астана) второй эмиссии (KZ2EUY03A368, $100, $30 млн., 10.07.01 - 10.07.04, полугодовой купон 8,0% годовых) в официальный список ценных бумаг Казахстанской фондовой биржи (KASE) категории "А". В целях рационализации железнодорожной отрасли Казахстана и основных видов ее деятельности предусматривается фундаментальное изменение структуры РГП "Казахстан темир жолы". Предложение по реструктуризации было подготовлено компанией и ее консультантами: Harrall, Winner, Thompson, Sharp & Lawrence, Inc. (HWTSL) в ноябре 2000 года. Эта группа специалистов, получив предварительное одобрение со стороны Министерства экономики, Министерства финансов и Антимонопольного Комитета, представила программу реструктуризации в Правительство Республики Казахстан для окончательного утверждения, которое состоялось 04 июня 2001 года. Программой реструктуризации предусматривается повышение эффективности железнодорожного транспорта. РГП "Казахстан темир жолы" намеревается осуществить переход от монопольной перевозочной деятельности к организации конкурентной среды в грузовых железнодорожных перевозках с сохранением монопольного статуса услуг инфраструктуры и тяги. Формирование конкурентного сервисного рынка в железнодорожной отрасли должно произойти путем образования частных Операторов подвижного состава, а также новых субъектов предпринимательства (акционерных обществ, производственных кооперативов и товариществ с ограниченной ответственностью), занимающихся ремонтом, строительством, охраной, и другими видами деятельности, необходимыми для обеспечения работы железнодорожного транспорта. Учитывая значение железнодорожных услуг для Казахстана, сохранение государственного грузового оператора является существенным элементом предложенного Плана реструктуризации, который обеспечит постоянную доступность и стабильность железнодорожных перевозок в Казахстане. Реализация Плана реструктуризации на 2001-2005 годы предусматривается в три последовательных этапа. Первый этап (01.01.01 - 01.01.02) - коммерциализация железнодорожной сети. Второй этап (01.01.02 - 01.01.04) - внедрение конкуренции в железнодорожную отрасль. На третьем этапе (01.01.04 - 01.01.06) планируется оценка результатов и определение дальнейших шагов развития. Ожидается, что реструктуризация начнется с разработки детального производственного плана и анализа железнодорожных мощностей, включая вагонный и локомотивный парк, участки пути, сортировочные станции и другие сооружения. На этом этапе планируются следующие мероприятия: - отделение оставшихся социальных и коммунальных активов и других неосновных активов местным городским службам; - отделение и организация конкурентной деятельности во вспомогательных сферах обслуживания железнодорожной отрасли (ремонт пути, охрана грузов, железнодорожное строительство и др.); - отделение ДГП "Пассажирские перевозки" в независимое предприятие ЗАО "Пассажирские перевозки" с передачей государственного пакета акций в оперативное управление РГП "Казахстан темир жолы"; - отделение бухгалтерского учета инфраструктуры и перевозок; - формирование ДГП "Инфраструктура" для управления инфраструктурой (это - пути, сигнализация, коммуникации, электрические и информационные системы) и разработка системы взимания платы за доступ к инфраструктуре; - формирование частных операторов железнодорожных услуг, которые будут работать на договорных ценах с грузоотправителями и будут иметь доступ ко всей инфраструктуре. Все внутренние тарифы на перевозки грузов и пассажиров будут регулироваться Компетентным органом в лице Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса Основные меры, рассматриваемые в плане реструктуризации на втором этапе: - Преобразование ДГП "Подвижной состав" в закрытое акционерное общество. Передача государственных 100%-х пакетов акций ЗАО "Пассажирские перевозки" и ЗАО "Подвижной состав" уполномоченному органу - Министерству транспорта и коммуникаций. - ЗАО "Пассажирские перевозки" возьмет на себя контроль всех пассажирских сооружений и пассажирского подвижного состава. ЗАО "Пассажирские перевозки" будет владеть основными средствами, которые будут сдаваться в аренду пассажирским компаниям на основе франшиза. В соответствии с действующей системой тарифов на пассажирские перевозки, регулируемой Антимонопольным Комитетом, планируется, что деятельность этого структурного подразделения на этом этапе будет убыточной и покрываться дотациями из средств республиканского бюджета. В случае Госзаказа на социально-значимые перевозки также будет выделяться минимальный размер дотаций. - Преобразование РГП "Казахстан темир жолы" в холдинг ЗАО "Казахстан темир жолы", включающих в себя ЗАО "Инфраструктура" и ЗАО "Локомотив". Задачами этих хозяйствующих субъектов будут являться управление движением, эксплуатация магистральной инфраструктуры и тягового подвижного состава. В период с 01.01.02 по 01.01.03 деятельность его будет осуществляться за счет пониженного, убыточного для компании тарифа за пользование услугами (тяга и инфраструктура). Этот тариф со скидкой будет предоставляться как ЗАО "Пассажирские перевозки", так и частным Операторам. Основные активы и деятельность ОАО "Локомотив" включают в себя тяговый подвижной состав (локомотивы) и эксплуатационные локомотивные депо. Предполагается, что на этом этапе будет продолжать формироваться сервисный рынок услуг, которые будут оказываться различного рода кооперативами, ТОО и ремонтными депо. Согласно Плану реструктуризации в 2003 году будут сформированы новые железнодорожные Операторы - Операторы пассажирских железнодорожных услуг и несколько конкурентоспособных грузовых Операторов. У каждого из них будет доступ ко всей инфраструктурной сети, управляемой компанией по тем же самым ценам, которые платит государственный грузовой Оператор за использование сети. Также ожидается, что пассажирские операторы получат концессии по некоторым участкам линий. Предполагается, что каждый грузовой Оператор будет сформирован на базе собственного или арендованного парка вагонов. На этом этапе должно произойти окончательное отделение всех вспомогательных служб и сформироваться свободный конкурентный рынок сервисных услуг. Ожидается, что на последней стадии Комитет Государственного имущества приватизирует холдинг "Казахстан темир жолы" посредством открытого тендера.