РГП "Казахстан темир жолы" (Казахстан): обзор конкурентных видов транспорта

11.07.01 00:00
/ИРБИС, 11.07.01/ - Ниже приводится обзор конкурентных для РГП "Казахстан темир жолы" (Астана) видов транспорта, выполненный по материалам заключения Листинговой комиссии Казахстанской фондовой биржи (KASE). Обзор публикуется в связи с включением именных купонных облигаций РГП "Казахстан темир жолы" (Астана) второй эмиссии (KZ2EUY03A368, $100, $30 млн., 10.07.01 - 10.07.04, полугодовой купон 8,0% годовых) в официальный список ценных бумаг Казахстанской фондовой биржи (KASE) категории "А" и проведением 12 июля в торговой системе KASE аукциона по первичному размещению этих ценных бумаг. Железнодорожный транспорт конкурирует с другими видами транспорта по регулярности обслуживания и безопасности, занимает третье место после воздушного и автомобильного транспорта по скорости доставки грузов и третье место по транспортным расходам после речного и трубопроводного транспорта. Преимущества железнодорожного транспорта состоит в том, что он обеспечивает регулярные грузовые и пассажирские перевозки независимо от климатических условий, сезонов года или времени. Он обладает высокой пропускной способностью при сравнительно низкой цене как грузовых, так и пассажирских услуг, которые относятся к социальным видам услуг. Стоимость проезда пассажиров удерживаются на низком уровне в целях предоставления доступных цен. Регулярность услуг обеспечивает соответствующую высокую интенсивность при перевозке насыпных грузов на длинные и средние расстояния. Однако обеспечение инфрастуктуры и подвижного состава стоит дорого. АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ По данным Национального Агентства по статистике на 01 января 2001 года Казахстан имеет автомобильные дороги протяженностью 85 тыс. километров, но следует отметить, что большая часть этих дорог находится в неудовлетворительном состоянии. Однако скорость доставки грузов автомобильным транспортом намного выше скорости доставки железной дорогой. Благодаря разветвленной сети автомобильных дорог в Казахстане существует возможность обеспечения доставки груза от и до склада грузоотправителя. Стоимость необходимой инфраструктуры для осуществления перевозок значительно ниже, чем у железнодорожного транспорта. Кроме того, у автомобильного транспорта имеется возможность осуществлять перевозки небольшими партиями. К недостаткам автомобильного транспорта следует отнести: зависимость от погодных условий, низкое качество автомобильных дорог и большие расходы на их содержание, высокий уровень затрат на топливо и ремонт автотранспортных средств, существующие ограничения по габаритам перевозимых грузов. ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ Трубопроводный транспорт не зависит от климатических условий и имеет высокий уровень автоматизации. Поэтому себестоимость транспортировки грузов самая низкая из существующих видов транспорта. К недостаткам следует отнести возможность транспортировки только жидких и газообразных видов грузов, а также сравнительно менее развитую сеть трубопроводов на территории республики. АВИАТРАНСПОРТ Воздушные перевозки - это высокая скорость, дальность, а также большой объем пассажирских перевозок. В Казахстане находится 22 аэропорта, 14 из которых обслуживают международные перевозки. Воздушный транспорт непосредственно конкурирует с железнодорожным транспортом по своей пропускной способности. Ежегодный пассажирооборот одного самолета составляет от 250 до 270 млн пассажиро-километров в год против 110-120 млн пассажиро-километров в год, осуществляемый скорым поездом. Недостатки этого вида транспорта состоят в высокой стоимости строительства инфраструктуры, необходимой для обеспечения воздушных перевозок. Эта стоимость намного превышает аналогичные издержки по другим видам транспорта. Также существуют ограничения по габаритам и весу грузов. МОРСКОЙ (РЕЧНОЙ) ТРАНСПОРТ При наличии небольшого количества морских (речных) портов в Казахстане (всего 8, из них 2 - морских на Каспийском море, 6 - речных) и высокой пропускной способности, особенно насыпных видов грузов, морской (речной) транспорт имеет существенные недостатки. Они заключаются в низкой скорости доставки грузов по сравнению со скоростью доставки железнодорожным транспортом, в увеличении расходов на топливо в зависимости от направления течения рек, в сезонности перевозок речными маршрутами.