РГП "Казахстан темир жолы" (Казахстан): материально-техническая база
11.07.01 00:00
/ИРБИС, 11.07.01/ - Ниже приводится справка о состоянии материально-
технической базы РГП "Казахстан темир жолы" (Астана), составленная по
материалам заключения Листинговой комиссии Казахстанской фондовой
биржи (KASE). Справка публикуется в связи с включением именных
купонных облигаций РГП "Казахстан темир жолы" (Астана) второй эмиссии
(KZ2EUY03A368, $100, $30 млн., 10.07.01 - 10.07.04, полугодовой купон 8,0%
годовых) в официальный список ценных бумаг Казахстанской фондовой
биржи (KASE) категории "А" и проведением 12 июля в торговой системе
KASE аукциона по первичному размещению этих ценных бумаг.
Всю ответственность за достоверность информации, представленной
Листинговой комиссии KASE, несет руководство РГП "Казахстан темир жолы".
Материально-техническая база РГП "Казахстан темир жолы" включает в
себя ряд хозяйств, имеющих собственные Главные управления и основные
средства.
ПУТЕВЫЕ МОЩНОСТИ
Основные активы путевых мощностей РГП "Казахстан темир жолы"
включают пути, промышленные сооружения, дорожное полотно, различные
машины и механизмы, необходимые для оказания железнодорожных услуг
(такие как баластно-очистительные машины, рельсошлифовальные,
снегоочистительные машины и др.). Основные активы путевого
оборудования составляют приблизительно 50% от общего числа основных
средств компании, из которых половину составляют пути. Общая длина
главных путей составляет 18 434 км, из которых эксплуатируются 13 614 км,
из них 4 698 км - это двухколейные пути (35%), 3 725 км
электрифицированы. Станционные и специальные пути составляют 6 198
км. К специальным путям относятся: безопасные тупиковые пути, путевые
стоянки поездов, содержащих опасные грузы, соединительные пути.
На начало 2001 года в парке путевых машин насчитывалось 644 единицы, из
которых 45% должны быть списаны в 2001 году в связи с их техническим
состоянием и окончанием срока службы. Средний срок использования пути,
со сроком службы 57 лет, составил 31 год; средний процент износа
искусственных сооружений и дорожного полотна составил 37%, парка
путевых машин - 8%. При разработке и утверждении графика движения
поездов ежегодно предусматривается ограничение скоростей по дефектам
элементов верхнего строения пути для 10% от всего пути (18 438,4 км).
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ЛОКОМОТИВНОГО ХОЗЯЙСТВА
Главную часть основных средств локомотивного хозяйства по состоянию на
конец 2000 года составляют 1 964 локомотива, включая: 767 магистральных
тепловозов, 619 электровозов и 524 маневровых тепловоза. В 1999 году
парк локомотивов сократился на 25,4% из-за списания локомотивов
вследствие окончания их срока службы и насчитывал в своем составе 2 631
локомотива, в том числе: 1 446 магистральных тепловоза, 628 электровозов,
557 маневровых тепловозов и 87 паровозов. На конец 2000 года только
1 131 локомотив (57,6% от парка) находился в эксплуатации. Из 833
локомотивов, находящихся вне эксплуатации, приблизительно 26,0%
участвуют в процессе реабилитации, проводимой компанией; 35,8%
локомотивов содержатся в резерве и 2,5% - в аренде. Остальные 35,7%
будут использоваться только в случае списания задействованного парка.
Ожидается, что локомотивы, находящиеся в резерве, будут переданы
конкурентным грузовым перевозчикам. Среднее число локомотивов,
используемых в железнодорожной сети в сутки, в 2000 году составило 389
единиц (включая 169 электровозов, 220 тепловозов), что на 20,9% меньше,
чем в 1999 году.
Срок службы магистральных тепловозов составляет 20 лет, электровозов -
от 30 до 35 лет, а маневровых тепловозов - от 25 до 30 лет.
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ВАГОННОГО ХОЗЯЙСТВА
Основные активы вагонного хозяйства РГП "Казахстан темир жолы" состоят
из грузовых вагонов, зданий, сооружений и оборудования.
Грузовые вагоны
Всего на 31 декабря 2000 года РГП "Казахстан темир жолы" располагало
парком из 85 818 грузовых вагонов, из которых 46 686 (54,4%) находились в
эксплуатации. Среднее число вагонов, эксплуатируемых в сутки, составило в
среднем 39 569, что на 28,2% больше по сравнению с тем же периодом в
1999 году. В период между 1998 и 2000 годами РГП "Казахстан темир жолы"
потратило на парк грузовых вагонов 13 495,3 млн тенге, включая закуп
дополнительных 3 751 грузовых вагонов.
Степень износа грузовых вагонов несколько выше, чем износ локомотивов:
41% от общего числа эксплуатируется от 20 до 30 лет, 8% - более 30 лет.
Пассажирские вагоны
На 31 декабря 2000 года РГП "Казахстан темир жолы" располагало 2 085
пассажирскими вагонами, из которых только 1 502 (72%) находились в
эксплуатации. Компания выделила сумму 1 118,3 млн тенге на
восстановление примерно 87,3% вагонов из 583 пассажирских
неэксплуатируемых вагонов, а остальные 12,7% находятся в резерве.
Средний срок их эксплуатации несколько меньше, чем у грузовых вагонов,
степень износа пассажирских вагонов составляет 12,8%. Срок службы
пассажирского вагона составляет 32 года. РГП "Казахстан темир жолы" не
планирует выделения денежных средств на пассажирские вагоны до 2003
года, когда ожидается отделение ДГП "Пассажирские перевозки" и
дальнейшее его акционирование.
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ
Посредством электрической воздушной контактной системы
электрифицировано 9 942 км, что составляет 54% от их общей длины,
включая 2 000 км участка Караганда-Астана-Тобол со сроком эксплуатации
более 33 лет. Несмотря на то, что 25% сети эксплуатируется свыше 30 лет,
в целом она обеспечивает нормальное электроснабжение коммуникаций.
На 31 декабря 2000 года в хозяйстве электроснабжения РГП "Казахстан
темир жолы" было 1 242 здания, включая 22 административных здания, 69
районов электроснабжения, 76 дежурных пунктов контактной сети, 75
электростанций и 63 тяговых подстанции. Из общего числа зданий,
находящихся в эксплуатации, 318 (13,6%) нуждаются в капитальном ремонте.
СИГНАЛИЗАЦИЯ И СВЯЗЬ
По данным на 31 декабря 2000 года 9 983 км (или 74,5% от общей
эксплуатационной длины пути) оборудовано автоматической блокировкой,
которая позволяет автоматически ограждать движущийся поезд на перегоне.
Средний износ устройств автоблокировки составляет 93%. На станциях
применяются устройства электрической централизации для дистанционного
управления стрелками и сигналами, которыми снабжены 14 575 стрелок, что
составляет 75% от общего числа находящихся в эксплуатации.
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ ИМУЩЕСТВО
На конец 2000 года на балансе РГП "Казахстан темир жолы" было 720
пассажирских станций в железнодорожной сети и 351 станции,
обеспечивающих грузовые операции, 38 оборудованы распределительными
мощностями. РГП "Казахстан темир жолы" также имеет 28 локомотивных
депо и 47 сервисных центров, где производится заправка топливом и
экипировка поездов, 43 погрузочно-разгрузочных пункта, 28 вагонных депо,
81 центр обслуживания грузовых вагонов, 63 центра безопасности
эксплуатации поездов, 167 контрольных постов, которые следят за
устранением неисправностей на сети, и 3 промывочных цеха.