РГП "Казахстан темир жолы" (Казахстан): характеристика деятельности

11.07.01 00:00
/ИРБИС, 11.07.01/ - Ниже приводится краткая характеристика деятельности РГП "Казахстан темир жолы" (Астана), составленная по материалам заключения Листинговой комиссии Казахстанской фондовой биржи (KASE). Характеристика публикуется в связи с включением именных купонных облигаций РГП "Казахстан темир жолы" (Астана) второй эмиссии (KZ2EUY03A368, $100, $30 млн., 10.07.01 - 10.07.04, полугодовой купон 8,0% годовых) в официальный список ценных бумаг Казахстанской фондовой биржи (KASE) категории "А" и проведением 12 июля в торговой системе KASE аукциона по первичному размещению этих ценных бумаг. Всю ответственность за достоверность информации, представленной Листинговой комиссии KASE, несет руководство РГП "Казахстан темир жолы". СТРУКТУРА КОМПАНИИ Объявленный уставный капитал РГП "Казахстан темир жолы" на 01 апреля 2001 года составлял 971 382,0 тыс. тенге. Весь объявленный капитал является оплаченным. В структуру компании в настоящее время входят: структурные подразделения центрального аппарата (департаменты, самостоятельные управления, управления и отделы); 9 дочерних государственных предприятия и их филиалы; структурные подразделения на правах филиалов РГП "Казахстан темир жолы". Основные цели компании определены как: - транспортное обеспечение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров; - обеспечение безопасности движения поездов и сохранности перевозимых грузов; - обеспечение безопасности и обслуживание пассажиров; - содержание в исправном состоянии и развитие материально-технической базы; - осуществление оперативного руководства эксплуатацией железных дорог Республики Казахстан, разработка графиков движения поездов, норм использования подвижного состава и планов перевозок, организация системы прямых и смешанных сообщений с участием различных видов транспорта; - обеспечение внешнеэкономических связей Республики Казахстан, осуществление экспорта и импорта продукции. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМПАНИИ Операционная деятельность РГП "Казахстан темир жолы" подразделяется на три составляющие: грузоперевозки, пассажироперевозки и прочие виды деятельности. Грузоперевозки По объему грузооборота железнодорожный транспорт прочно удерживает первое место в Республике: на его долю приходится более 71% грузооборота - против 28,4% трубопроводного транспорта, 0,5% автомобильного и 0,1% морского и воздушного транспорта. Основной объем грузоперевозок компании приходится на продукцию добывающих отраслей народного хозяйства республики, около 30 предприятий которых обеспечивают свыше 80% всех грузоперевозок. Объемы погрузки грузов РГП "Казахстан темир жолы" сократились с 129,9 млн тонн в 1998 году до 124,0 млн тонн в 1999 году, но затем выросли до 156,3 млн тонн в 2000 году. После улучшения экономической ситуации в Казахстане и соседних странах значительно возрос спрос на перевозки. Общий рост перевозок грузов увеличился на 26% по сравнению с 1999 годом. В 2000 году объемы перевозимой железнодорожным транспортом экспортной продукции составили 40,3% от общих перевозок. Железнодорожные перевозки по-прежнему являются единственным практичным видом транспортировки угля, руды и металлов. Около 80% перевозимых РГП "Казахстан темир жолы" грузов приходится на каменный уголь, а также руды черных и цветных металлов, сырую нефть и нефтепродукты. В угольной отрасли крупнейшими грузоотправителями остаются предприятия Карагандинского и Экибастузского угольных бассейнов, на которых сосредоточено 80% добычи каменного угля в Казахстане. Основные потребители карагандинского коксующегося каменного угля являются ОАО "Испат-Кармет", металлургические заводы России, Карагандинская и Бишкекская ТЭЦ. Около 67% угля, добываемого в Экибастузском угольном бассейне, потребляется внутри республики, остальное экспортируется в Россию. Наметившийся экономический подъем в России и Казахстане при учете существования значительных остаточных запасов угля в казахстанских месторождениях дает основания ожидать, что объемы перевозки угля в ближайшие десятилетия будут расти. В нефтяной отрасли основными клиентами РГП "Казахстан темир жолы" являются ТОО "Тенгизшевройл" и ОАО "ШНОС". Нефть и нефтепродукты составляют вторую категорию грузов по удельному весу в общей погрузке в 1998 и 1999 годах и третью категорию в 2000 году, составив соответственно 11,0%, 12,3% и 11,6% от общего объема перевозимых грузов. Объемы перевозки нефти и нефтепродуктов неуклонно увеличивались с 14,5 млн тонн в 1998 году до 15,3 млн тонн в 1999 году и 18,5 млн тонн в 2000 году. Основные объемы нефти, добываемой ТОО "Тенгизшевройл", поставляются на экспорт, причем большая их часть перевозится железной дорогой. Так из 11,0 млн тонн нефти, добытой в 2000 году, 7,3 млн тонн (66,3%) было перевезено по железной дороге. В 2001 году ожидаемое снижение объемов перевозок тенгизской нефти составит 3,5-4,0 млн тонн, которое будет почти полностью компенсировано поставками нефти ОАО "СНПС-Актобемунайгаз" и др. Планируется, что грузовые перевозки во внутриреспубликанском и экспортном сообщении в 2002 году составят около 17-17,5 млн тонн. Предполагается, что повышение спроса со стороны Китайской Народной Республики и внутреннее потребление возместят большую часть потери объемов перевозок нефти из-за ввода в эксплуатацию нового Каспийского трубопровода. В горнодобывающей отрасли РГП "Казахстан темир жолы" обслуживает транспортные потоки между производителями руды (ОАО "ССГПО", Донской и Лисаковский ГОКи) и ее потребителями (ОАО "Испат-Кармет", Магнитогорский, Кузбасский, Новолипецкий металлургические комбинаты). В цветной металлургии основными грузоотправителями являются ОАО "Корпорация Казахмыс", ОАО "Казцинк", ОАО "Алюминий Казахстана" и предприятия ОАО ТНК "Казхром". В 2000 году было перевезено 12,9 млн тонн руды по железной дороге. Пассажироперевозки Железнодорожный транспорт обеспечивает более 50% пассажирооборота по сравнению с 36% автомобильного транспорта и 12% воздушного. Общий пассажирооборот по железнодорожной сети в Казахстане, имеющий тенденцию снижения в 1998 и 1999 годах, в 2000 году увеличился на 17,2%. Это произошло благодаря увеличению числа маршрутов, осуществляющих пригородные перевозки. Пассажирооборот в 2000 году составил 10,2 млрд пассажиро-километров против 8,7 млрд пассажиро-километров в 1999 году. Общее число пассажиров, перевозимых по железной дороге, сократилось с 21,6 млн человек в 1998 году до 18,9 млн человек в 1999, что составляет 12,3%. Однако с началом роста экономики в регионе и ростом доходов населения в конце 1999 года и 2000 года объемы пассажирских перевозок увеличились. Общее количество перевезенных пассажиров в 2000 году составило 21,3 млн, увеличившись на 12,7% по сравнению с 1999 годом. Подсобно-хозяйственная деятельность Большая часть подсобно-вспомогательной деятельности выполняется для предприятий, входящих в состав РГП "Казахстан темир жолы". Данная статья доходов в будущем будет возрастать в связи с тем, что компания планирует на первом этапе реструктуризации железнодорожной отрасли разрешить осуществление коммерческой деятельности в таких сферах отрасли как капитальный ремонт пути, ремонт вагонов, охрана грузов и других видов услуг с целью внедрения конкуренции в железнодорожную отрасль. ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА При перевозках грузов по железным дорогам Республики Казахстан применяются: - ставки "Тарифов на экспортно-импортные грузовые железнодорожные перевозки", введенные с 01 июля 1999 года и исчисляемые в швейцарских франках для межгосударственного сообщения (ввоз, вывоз); - ставки Прейскуранта #10-01, действующие с 1989 года (перевозки внутри республики). Уровень этих тарифов ниже в 2 и более раза, чем международные транзитные тарифы; - ставки "Тарифной политики железных дорог Республики Казахстан на перевозки грузов в международном сообщении на фрахтовый год" в международном транзитном сообщении, принимаемые на ежегодной Тарифной Конференции железнодорожных администраций (перевозчиков) Тарифного Соглашения стран СНГ (ставки исчисляются в швейцарских франках). Эти ставки построены на базе двух тарифов: Международный железнодорожный транзитный тариф (МТТ) и Единый транзитный тариф (ЕТТ). Тарифы на перевозки грузов дифференцируются с учетом многих факторов, таких как: тип используемого локомотива и вагона, степень использования грузоподъемности и вместимости вагона, расстояние, скорость перевозки и др. Большое значение для деятельности РГП "Казахстан темир жолы" имеет система тарифных скидок. Тарифы устанавливаются и контролируются Агентством Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса. Что касается пассажирских тарифов, то в настоящее время на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом действуют единые (по территории СНГ) тарифы, исчисляемые в швейцарских франках (Межгосударственный пассажирский тариф - МГПТ). При этом, на перевозки внутри республики применяется понижающий коэффициент 0,5 к действующим тарифам в межгосударственном сообщении. В отличие от грузовых тарифов, где их уровень определяется преимущественно затратными факторами, политика в отношении пассажирских тарифов формируется преимущественно с учетом платежеспособного спроса населения и социальной значимости перевозок. Согласно действующему антимонопольному законодательству, кроме тарифов на транзит, которые не подлежат регулированию Антимонопольного комитета, тарифы на грузовые и пассажирские перевозки могут пересматриваться один раз в квартал. Первое увеличение тарифов с момента создания РГП "Казахстан темир жолы" (январь 1997 года) произошло 01 января 2000 года, когда в 2 раза были повышены тарифы на экспортные перевозки нефти и нефтепродуктов (вывоз), кроме перевозок до порта Актау. С 01 апреля 2000 года были повышены тарифы от 20 до 100% на железнодорожные перевозки различных грузов (черные и цветные металлы, глинозем, спиртные и табачные изделия, волокно хлопковое, продукция лесной промышленности и прочие).