РГП "Казахстан темир жолы" (Казахстан): примечания Листинговой комиссии KASE
11.07.01 00:00
/ИРБИС, 11.07.01/ - Ниже приводятся примечания Листинговой комиссии
Казахстанской фондовой биржи (KASE) - специальный раздел заключения
комиссии, которое было подготовлено в связи с включением именных
купонных облигаций РГП "Казахстан темир жолы" (Астана) второй эмиссии
(KZ2EUY03A368, $100, $30 млн., 10.07.01 - 10.07.04, полугодовой купон 8,0%
годовых) в официальный список ценных бумаг KASE категории "А".
Цель примечаний - обратить особое внимание Биржевого совета KASE,
принимающего решение о включении облигаций в списки ценных бумаг
биржи категории "А", на отдельные аспекты деятельности эмитента,
которые, по мнению Листинговой комиссии биржи, того заслуживают.
Заслуживают они и внимания потенциальных инвесторов.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
РГП "Казахстан темир жолы" является монополистом в сфере
предоставления услуг по перевозке железнодорожным транспортом в
Республике Казахстан. Тарифную политику компании регулируют
уполномоченные государственные органы. Риск резкой девальвации
национальной валюты может привести к существенному снижению доходов
РГП "Казахстан темир жолы" в долларовом эквиваленте. По мнению
менеджмента, компания в значительной мере застрахована от этого риска.
Во-первых, 47,9% от перевозок составляют транзитные и экспортно-
импортные перевозки, где тарифы устанавливаются в иностранной валюте
(швейцарских франках). Во-вторых, РГП "Казахстан темир жолы" имеет
достаточный запас прочности: при обязательствах в размере 262,5 млн
долларов США на 01.01.01 объем оказанных услуг за 2000 год составил
$866 млн.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
К техническим факторам риска можно отнести относительно высокую
степень износа парка подвижного состава, путевых мощностей,
локомотивного парка и др. На конец 2000 года износ искусственных
сооружений составил 37%, средний износ дорожного полотна - 42%, а
средний показатель износа парка путевых машин достиг 53%. На начало
2001 года степень износа пассажирского парка составляет 12,8%, устройств
центрального электроснабжения - 56%, а устройств автоблокировки на
перегонах - 93%.
РИСКИ, СВЯЗАННЫЕ С НЕПЛАТЕЖАМИ
Рост дебиторской задолженности в 1998-1999 годах, спровоцировал
проблему нехватки оборотных средств. В результате РГП "Казахстан темир
жолы" вынуждено было прибегать к краткосрочным банковским кредитам
для пополнения оборотных средств до уровня, необходимого для
нормальной деятельности.
Меры, предпринимаемые РГП "Казахстан темир жолы" по уменьшению
дебиторской задолженности, включают последовательное сокращение
использования взаимозачетов, отказ в перевозке грузов и транзите
должника. В 1999 году компания отказывала в перевозке угольным разрезам
и в транзите межгосударственных поездов Узбекской и Киргизской железных
дорог, имеющим значительную задолженность перед РГП "Казахстан темир
жолы". Указанные задолженности с Узбекской и Киргизской железными
дорогами были частично урегулированы путем выплаты долгов и поставки
локомотивов и электроснабжения. Дебиторская задолженность на 31
декабря 1998 года составляла 73,5 млн долларов США, на 31 декабря 1999
года - $63,1 млн, на 31 декабря 2000 года - $44,2 млн.
РГП "Казахстан темир жолы" разработана стратегия хеджирования
валютных рисков предприятия. Проводится активная работа по анализу
валютных и кредитных рисков предприятия и внедрению финансовых схем и
прочих мероприятий по снижению данных рисков.
На конец 2000 года наиболее крупными дебиторами РГП "Казахстан темир
жолы" являются ТОО "Разрез "Северный" - 1 820,3 млн тенге (18,3% от
общей суммы дебиторской задолженности); ТОО "Майкубень-Вест" - 576,4
млн тенге (5,8%) и АО "Свердловэнерго" - 209,7 млн тенге (2,1%).
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ РИСКИ
За последние годы деятельности РГП "Казахстан темир жолы" не
подвергалось каким-либо штрафным санкциям за нанесение ущерба
окружающей среде, не имела замечаний со стороны правительственных
органов в отношении использования, хранения, транспортировки токсичных
веществ и отходов.
В 1998 году компания разработала семилетнюю программу (до 2005 года) по
охране окружающей среды. Эта программа включает в себя сокращение
атмосферного загрязнения за счет установки средств улавливания пыли на
поездах и замены тепловозов, использующих твердое топливо,
электровозами. Кроме того, планируется осуществить установку новых
водоочистительных систем взамен старых. С 1998 года РГП "Казахстан
темир жолы" уже затратило по этой программе порядка 1,8 млн долларов
США и планирует дополнительно затратить около $2,2 млн до 2005 года.
ПОСЛЕДСТВИЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ
В планах РГП "Казахстан темир жолы" на ближайшие пять лет - проведение
глобальной реструктуризации железнодорожной отрасли. При этом
компанией не предоставлена финансовая модель разделения обязательств
между входящими в настоящее время в ее состав структурными
подразделениями, которые будут выделяться в самостоятельные
предприятия в соответствии с утвержденным планом реструктуризации. В
связи с этим определить возможные последствия реструктуризации для
потенциальных покупателей ценных бумаг РГП "Казахстан темир жолы" не
представляется возможным.