РГП "Казахстан темир жолы" (Казахстан): примечания Листинговой комиссии KASE

11.07.01 00:00
/ИРБИС, 11.07.01/ - Ниже приводятся примечания Листинговой комиссии Казахстанской фондовой биржи (KASE) - специальный раздел заключения комиссии, которое было подготовлено в связи с включением именных купонных облигаций РГП "Казахстан темир жолы" (Астана) второй эмиссии (KZ2EUY03A368, $100, $30 млн., 10.07.01 - 10.07.04, полугодовой купон 8,0% годовых) в официальный список ценных бумаг KASE категории "А". Цель примечаний - обратить особое внимание Биржевого совета KASE, принимающего решение о включении облигаций в списки ценных бумаг биржи категории "А", на отдельные аспекты деятельности эмитента, которые, по мнению Листинговой комиссии биржи, того заслуживают. Заслуживают они и внимания потенциальных инвесторов. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РГП "Казахстан темир жолы" является монополистом в сфере предоставления услуг по перевозке железнодорожным транспортом в Республике Казахстан. Тарифную политику компании регулируют уполномоченные государственные органы. Риск резкой девальвации национальной валюты может привести к существенному снижению доходов РГП "Казахстан темир жолы" в долларовом эквиваленте. По мнению менеджмента, компания в значительной мере застрахована от этого риска. Во-первых, 47,9% от перевозок составляют транзитные и экспортно- импортные перевозки, где тарифы устанавливаются в иностранной валюте (швейцарских франках). Во-вторых, РГП "Казахстан темир жолы" имеет достаточный запас прочности: при обязательствах в размере 262,5 млн долларов США на 01.01.01 объем оказанных услуг за 2000 год составил $866 млн. ТЕХНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ К техническим факторам риска можно отнести относительно высокую степень износа парка подвижного состава, путевых мощностей, локомотивного парка и др. На конец 2000 года износ искусственных сооружений составил 37%, средний износ дорожного полотна - 42%, а средний показатель износа парка путевых машин достиг 53%. На начало 2001 года степень износа пассажирского парка составляет 12,8%, устройств центрального электроснабжения - 56%, а устройств автоблокировки на перегонах - 93%. РИСКИ, СВЯЗАННЫЕ С НЕПЛАТЕЖАМИ Рост дебиторской задолженности в 1998-1999 годах, спровоцировал проблему нехватки оборотных средств. В результате РГП "Казахстан темир жолы" вынуждено было прибегать к краткосрочным банковским кредитам для пополнения оборотных средств до уровня, необходимого для нормальной деятельности. Меры, предпринимаемые РГП "Казахстан темир жолы" по уменьшению дебиторской задолженности, включают последовательное сокращение использования взаимозачетов, отказ в перевозке грузов и транзите должника. В 1999 году компания отказывала в перевозке угольным разрезам и в транзите межгосударственных поездов Узбекской и Киргизской железных дорог, имеющим значительную задолженность перед РГП "Казахстан темир жолы". Указанные задолженности с Узбекской и Киргизской железными дорогами были частично урегулированы путем выплаты долгов и поставки локомотивов и электроснабжения. Дебиторская задолженность на 31 декабря 1998 года составляла 73,5 млн долларов США, на 31 декабря 1999 года - $63,1 млн, на 31 декабря 2000 года - $44,2 млн. РГП "Казахстан темир жолы" разработана стратегия хеджирования валютных рисков предприятия. Проводится активная работа по анализу валютных и кредитных рисков предприятия и внедрению финансовых схем и прочих мероприятий по снижению данных рисков. На конец 2000 года наиболее крупными дебиторами РГП "Казахстан темир жолы" являются ТОО "Разрез "Северный" - 1 820,3 млн тенге (18,3% от общей суммы дебиторской задолженности); ТОО "Майкубень-Вест" - 576,4 млн тенге (5,8%) и АО "Свердловэнерго" - 209,7 млн тенге (2,1%). ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ РИСКИ За последние годы деятельности РГП "Казахстан темир жолы" не подвергалось каким-либо штрафным санкциям за нанесение ущерба окружающей среде, не имела замечаний со стороны правительственных органов в отношении использования, хранения, транспортировки токсичных веществ и отходов. В 1998 году компания разработала семилетнюю программу (до 2005 года) по охране окружающей среды. Эта программа включает в себя сокращение атмосферного загрязнения за счет установки средств улавливания пыли на поездах и замены тепловозов, использующих твердое топливо, электровозами. Кроме того, планируется осуществить установку новых водоочистительных систем взамен старых. С 1998 года РГП "Казахстан темир жолы" уже затратило по этой программе порядка 1,8 млн долларов США и планирует дополнительно затратить около $2,2 млн до 2005 года. ПОСЛЕДСТВИЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ В планах РГП "Казахстан темир жолы" на ближайшие пять лет - проведение глобальной реструктуризации железнодорожной отрасли. При этом компанией не предоставлена финансовая модель разделения обязательств между входящими в настоящее время в ее состав структурными подразделениями, которые будут выделяться в самостоятельные предприятия в соответствии с утвержденным планом реструктуризации. В связи с этим определить возможные последствия реструктуризации для потенциальных покупателей ценных бумаг РГП "Казахстан темир жолы" не представляется возможным.