РГП "Казахстан темир жолы " (Казахстан): кредитные рейтинги

10.07.01 00:00
/ИРБИС, 10.07.01/ - Приведенная ниже информация публикуется ИРБИС в связи с включением именных купонных облигаций РГП "Казахстан темир жолы" (Астана) второй эмиссии (KZ2EUY03A368, $100, $30 млн., 10.07.01 - 10.07.04, полугодовой купон 8,0% годовых) в официальный список ценных бумаг Казахстанской фондовой биржи (KASE) категории "А" и проведением 12 июля в торговой системе KASE аукциона по первичному размещению этих ценных бумаг. Согласно данным, которыми располагает ИРБИС, РГП "Казахстан темир жолы" имеет следующие кредитные рейтинги: - от Standard&Poor's - "ВВ-" по заимствованиям в местной и иностранной валютах; - от Moody's Investors Service - индикативный долгосрочный "В1" с позитивным прогнозом. Данные о прогнозе рейтинга от Standard&Poor's у ИРБИС и KASE отсутствуют. Оба рейтинга отвечают аналогичной оценке агентств для Казахстана в целом. По шкале Standard&Poor's рейтинг класса "ВВ" означает, что способность эмитента отвечать по своим обязательствам находится "вне опасности в краткосрочной перспективе, но имеется существенная неопределенность, связанная с чувствительностью по отношению к неблагоприятным деловым, финансовым и экономическим условиям". Рейтинг категории "ВВ" считается Standard&Poor's как "обладающий значительными спекулятивными характеристиками". В комментарии Moody's Investors Service говорилось, что рейтинг "В1" и его позитивный прогноз отражают критическую экономическую зависимость Республики Казахстан от системы железных дорог, отсутствия адекватных альтернативных видов транспорта, по крайней мере на ближайшую перспективу, а также монопольный статус РГП "Казахстан темир жолы" как единственного владельца дорог и поставщика услуг. Рейтинг также зависит от текущего стопроцентного государственного владения компанией и политики регулирования тарифов, при которой предприятие остается рентабельным. Несмотря на то, что правительство непосредственно финансирует компанию только в ограниченной степени и выдает гарантии только под систему экспортных кредитов, Moody's уверено, что правительство имеет веские причины для обеспечения адекватной поддержки РГП "Казахстан темир жолы" при обслуживании внешнего долга в случае развития наихудшего сценария. Moody's отмечает, что система железных дорог Казахстана является критически важной для страны при данном размере и в связи с неразвитостью автомобильных дорог. "Ни водные, ни воздушные перевозки не смогут обеспечить существенный уровень транспортировки таких природных ископаемых, как уголь, руда и нефть", - говорится в комментарии агентства. С точки зрения Moody's, РГП "Казахстан темир жолы" обеспечивает работу механизма, который позволяет Казахстану торговать ресурсами и увеличивать богатство страны. Рейтинговый Комитет также отмечает, что РГП "Казахстан темир жолы" действует в коммерческом духе, а не в качестве социального механизма увеличения занятости. Предприятие отвечает за 75% грузовых и 50% пассажирских перевозок, а также половину всего экспорта. 13 600 километров железных дорог связывают ключевые зоны горных разработок и нефтяных полей с внутренними и экспортными направлениями. Это также очень важное транзитное звено на пути из Китая и Дальнего Востока в Россию и Европу. При отсутствии достаточной системы нефтепроводов, большая часть нефти страны перевозится РГП "Казахстан темир жолы". Готовящиеся новые проекты нефтепроводов, безусловно, снизят долю компании в долгосрочной перспективе. Но, Moody's уверено, что зависимость Казахстана от железных дорог будет иметь место и в будущем. Эта уверенность основывается на необходимости значительных затрат экономических ресурсов и времени, требуемых для создания альтернативных видов транспорта в масштабах страны. По мнению агентства, намерения правительства развить конкуренцию в секторе железнодорожных грузоперевозок не должно подвергнуть значительной опасности лидирующую позицию компании. Рейтинг "В1" также учитывает поддержку компании Республикой Казахстан через Министерство транспорта и Государственного агентства по естественным монополиям. При увеличение тарифов на транспортировку, Агентство исходит из затратной стоимости и соответствующего законодательства, что гарантирует рентабельность РГП "Казахстан темир жолы". Это стало одним из важных доводов в пользу получения компанией такого рейтинга. Комитет отметил, что несмотря на связь между рейтингом РГП "Казахстан темир жолы" и рейтингом Казахстана, долговой рейтинг компании непосредственно не связан с рейтингом страны. Таким образом, долговой рейтинг РГП "Казахстан темир жолы" может изменяться независимо от любых поправок в долговом рейтинге государства. Moody's признает выгоду уже осуществляемой политики сбережения затрат, а также целесообразность амбициозного плана реструктуризации бизнеса путем диверсификации неприбыльных сегментов (пассажирские услуги) и других неосновных активов для последующего сокращения затрат. Данные меры рассматриваются как позитивно воздействующие на кредитную сторону балансов. Сложной задачей для РГП "Казахстан темир жолы" является сохранение рентабельности и достаточных денежных потоков при замене текущей системы установки тарифов на рыночный механизм формирования цен. Это, в частности, применимо для любой железнодорожной компании, которая постоянно нуждается в инвестициях. Тем не менее, понятно, что кредитный рейтинг В1 основан в основном на значимости РГП "Казахстан темир жолы" для экономики и вытекающей из этого поддержке государства, нежели на базовой экономической активности.