РГП "Казахстан темир жолы " (Казахстан): кредитные рейтинги
10.07.01 00:00
/ИРБИС, 10.07.01/ - Приведенная ниже информация публикуется ИРБИС в
связи с включением именных купонных облигаций РГП "Казахстан темир
жолы" (Астана) второй эмиссии (KZ2EUY03A368, $100, $30 млн., 10.07.01 -
10.07.04, полугодовой купон 8,0% годовых) в официальный список ценных
бумаг Казахстанской фондовой биржи (KASE) категории "А" и проведением
12 июля в торговой системе KASE аукциона по первичному размещению
этих ценных бумаг.
Согласно данным, которыми располагает ИРБИС, РГП "Казахстан темир
жолы" имеет следующие кредитные рейтинги:
- от Standard&Poor's - "ВВ-" по заимствованиям в местной и иностранной
валютах;
- от Moody's Investors Service - индикативный долгосрочный "В1" с
позитивным прогнозом.
Данные о прогнозе рейтинга от Standard&Poor's у ИРБИС и KASE
отсутствуют.
Оба рейтинга отвечают аналогичной оценке агентств для Казахстана в
целом.
По шкале Standard&Poor's рейтинг класса "ВВ" означает, что способность
эмитента отвечать по своим обязательствам находится "вне опасности в
краткосрочной перспективе, но имеется существенная неопределенность,
связанная с чувствительностью по отношению к неблагоприятным деловым,
финансовым и экономическим условиям". Рейтинг категории "ВВ" считается
Standard&Poor's как "обладающий значительными спекулятивными
характеристиками".
В комментарии Moody's Investors Service говорилось, что рейтинг "В1" и
его позитивный прогноз отражают критическую экономическую зависимость
Республики Казахстан от системы железных дорог, отсутствия адекватных
альтернативных видов транспорта, по крайней мере на ближайшую
перспективу, а также монопольный статус РГП "Казахстан темир жолы" как
единственного владельца дорог и поставщика услуг. Рейтинг также зависит
от текущего стопроцентного государственного владения компанией и
политики регулирования тарифов, при которой предприятие остается
рентабельным. Несмотря на то, что правительство непосредственно
финансирует компанию только в ограниченной степени и выдает гарантии
только под систему экспортных кредитов, Moody's уверено, что
правительство имеет веские причины для обеспечения адекватной
поддержки РГП "Казахстан темир жолы" при обслуживании внешнего долга в
случае развития наихудшего сценария.
Moody's отмечает, что система железных дорог Казахстана является
критически важной для страны при данном размере и в связи с
неразвитостью автомобильных дорог. "Ни водные, ни воздушные перевозки
не смогут обеспечить существенный уровень транспортировки таких
природных ископаемых, как уголь, руда и нефть", - говорится в комментарии
агентства.
С точки зрения Moody's, РГП "Казахстан темир жолы" обеспечивает работу
механизма, который позволяет Казахстану торговать ресурсами и
увеличивать богатство страны. Рейтинговый Комитет также отмечает, что
РГП "Казахстан темир жолы" действует в коммерческом духе, а не в
качестве социального механизма увеличения занятости. Предприятие
отвечает за 75% грузовых и 50% пассажирских перевозок, а также половину
всего экспорта. 13 600 километров железных дорог связывают ключевые
зоны горных разработок и нефтяных полей с внутренними и экспортными
направлениями. Это также очень важное транзитное звено на пути из Китая
и Дальнего Востока в Россию и Европу. При отсутствии достаточной
системы нефтепроводов, большая часть нефти страны перевозится РГП
"Казахстан темир жолы". Готовящиеся новые проекты нефтепроводов,
безусловно, снизят долю компании в долгосрочной перспективе. Но, Moody's
уверено, что зависимость Казахстана от железных дорог будет иметь место
и в будущем. Эта уверенность основывается на необходимости
значительных затрат экономических ресурсов и времени, требуемых для
создания альтернативных видов транспорта в масштабах страны. По
мнению агентства, намерения правительства развить конкуренцию в секторе
железнодорожных грузоперевозок не должно подвергнуть значительной
опасности лидирующую позицию компании.
Рейтинг "В1" также учитывает поддержку компании Республикой Казахстан
через Министерство транспорта и Государственного агентства по
естественным монополиям. При увеличение тарифов на транспортировку,
Агентство исходит из затратной стоимости и соответствующего
законодательства, что гарантирует рентабельность РГП "Казахстан темир
жолы". Это стало одним из важных доводов в пользу получения компанией
такого рейтинга. Комитет отметил, что несмотря на связь между рейтингом
РГП "Казахстан темир жолы" и рейтингом Казахстана, долговой рейтинг
компании непосредственно не связан с рейтингом страны. Таким образом,
долговой рейтинг РГП "Казахстан темир жолы" может изменяться
независимо от любых поправок в долговом рейтинге государства.
Moody's признает выгоду уже осуществляемой политики сбережения затрат,
а также целесообразность амбициозного плана реструктуризации бизнеса
путем диверсификации неприбыльных сегментов (пассажирские услуги) и
других неосновных активов для последующего сокращения затрат. Данные
меры рассматриваются как позитивно воздействующие на кредитную
сторону балансов. Сложной задачей для РГП "Казахстан темир жолы"
является сохранение рентабельности и достаточных денежных потоков при
замене текущей системы установки тарифов на рыночный механизм
формирования цен. Это, в частности, применимо для любой
железнодорожной компании, которая постоянно нуждается в инвестициях.
Тем не менее, понятно, что кредитный рейтинг В1 основан в основном на
значимости РГП "Казахстан темир жолы" для экономики и вытекающей из
этого поддержке государства, нежели на базовой экономической активности.