Восточно-Казахстанская область: характеристика рисков и примечания Листинговой комиссии KASE
14.06.01 00:00
/ИРБИС, 14.06.01/ - Ниже приводится характеристика рисков, с которыми
может столкнуться акимат Восточно-Казахстанской области (ВКО) при
обслуживании и погашении своих облигаций (объем эмиссии - 1 млрд тенге,
срок обращения - 3 года), индексированных по изменению курса тенге к
доллару США. Риски пытаются охарактеризовать финансовые консультанты
эмитента (ОАО "ДБ СЕКЬЮРИТИЗ (КАЗАХСТАН)" и ТОО "ТуранАлем
Секьюритис"), Министерство финансов Республики Казахстан,
Министерство экономики и торговли Республики Казахстан, а также - в виде
примечаний - Листинговая комиссия Казахстанской фондовой биржи
(KASE).
Данная публикация выполнена агентством ИРБИС по материалам
заключения Листинговой комиссии KASE и должна рассматриваться в
контексте других публикаций агентства относительно планируемого ВКО
муниципального займа.
РИСКИ, УКАЗАННЫЕ КОНСУЛЬТАНТАМИ
Из числа существующих рисков, которые могут негативно повлиять на
финансовое состояние эмитента и его способность отвечать по своим
обязательствам, консультантами выделены следующие.
- Затруднения с прогнозированием бюджета области на период
обращения облигаций в результате незавершенности реформирования
бюджетной системы республики, непрозрачностью системы изъятий и
субвенций.
- Изменения законодательства, касающиеся перераспределения
налоговых поступлений между республиканским и местным бюджетом и
размеров бюджетных изъятий. Так непосредственное влияние на
доходную часть бюджета области окажет планируемое снижение с 01
июля текущего года ставки социального налога - основного в доходах
бюджета области - с 26% до 21%. (Неизвестно, будет ли
компенсировано это снижение увеличением поступлений за счет
расширения налогооблагаемой базы). Размер поступлений в бюджет
области подоходного налога с юридических лиц претерпит изменения в
связи с созданием Национального фонда Республики Казахстан. Объем
расходов в 2001 году может отличаться от запланированного в связи с
формированием уставного капитала Банка развития Казахстана.
- Недопоступление в доходную часть бюджета области может
существенно осложнить исполнение эмитентом обязательств по
погашению и обслуживанию долга. В то же время, расходы бюджета
области, связанные с обслуживанием долга по решению VIII сессии
Восточно-Казахстанского областного Маслихата II-го созыва от 27 марта
2001 года не подлежат секвестированию.
- Право эмитента на досрочное погашение облигаций затрудняет
инвесторам прогнозирование связанных с ценной бумагой денежных
потоков, формируя риск рефинансирования (хотя текущая ситуация на
рынке ценных бумаг Казахстана делает этот риск несущественным).
Ликвидность выпуска будет поддерживаться маркет-мейкером в лице
ТОО "ТуранАлем Секьюритис". Тем не менее, отсутствуют гарантии того,
что вторичный рынок данных облигаций окажется активным.
- В случае значительного обесценения тенге по отношению к доллару
США эмитент может столкнуться с существенными трудностями при
обслуживании и погашении облигаций. По оценке Министерства
финансов Республики Казахстан величина валютного риска или потери
местного бюджета из-за курсовой разницы могут составить в общем
объеме от 517,6 до 551,3 млн тенге.
Деньги, привлеченные в результате выпуска облигаций, в соответствии с
действующей нормативно-правовой базой будут использованы по
двухступенчатой схеме. На основании кредитных договоров полученные
эмитентом деньги перечисляются на счета отобранных на конкурсной
основе банков-заемщиков, которые, в свою очередь, осуществляют
кредитование конечных заемщиков. По мнению эмитента и его
консультантов, участие в вышеупомянутой схеме в качестве заемщиков
ведущих банков Казахстана повышает степень ее эффективности и снижает
риски, связанные с возможным невозвратом средств в бюджет области.
РИСКИ, УКАЗАННЫЕ МИНИСТЕРСТВОМ ФИНАНСОВ
Кредитование. Схема предоставления кредитов заемщикам с
единовременным погашением создает большой риск несвоевременного и
неполного возврата. Следовательно, создается большой риск
невыполнения обязательств местного бюджета по займу (также
единовременно) в объеме свыше одного миллиарда тенге в 2004 году без
соответствующих источников.
Использование бюджетных средств на другие цели. Схема
кредитования, при которой кредитные ресурсы возвращаются в банки-
заемщики в течение всего срока кредитования (с 2001 по 2004 год), но при
этом не возвращаются в бюджет области, приведет к возникновению риска
направления бюджетных средств на другие цели, не предусмотренные
Региональной инвестиционной программой (РИП, детально описана в
предыдущих публикациях ИРБИС - прим. ИРБИС).
Дополнительные расходы. Реализация РИП предусматривает расходы
местного бюджета по субсидированию процентных ставок проектов по
поддержке малого и среднего бизнеса на 3,8% годовых, а также расходы,
связанные с платежами по оплате консультационных и других услуг
профессиональных участников фондового рынка. Эти расходы требуют
дополнительных, не связанных с реализацией РИП, источников, которые
должны быть отражены в расходной части бюджета соответствующего года.
РИСКИ, УКАЗАННЫЕ МИНИСТЕРСТВОМ ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ
Финансовое состояние конечных заемщиков. Сведения о финансовом
состоянии заемщиков по проектам, входящим в РИП, не представлялись, но
эти сведения имеют значение для банков второго уровня, через которые
будет осуществляться кредитование.
ПРИМЕЧАНИЯ ЛИСТИНГОВОЙ КОМИССИИ KASE
В 1999 году 21,0%, а в 2000 году 26,0% от общей суммы доходов бюджета
области приходилось на одного плательщика - ОАО "Казцинк". В случае
ухудшения финансового состояния данного плательщика, это может
существенно сказаться на доходной части бюджета.
Утвержденные изъятия из бюджета области в соответствии с Законом от 22
декабря 2000 года "О республиканском бюджете на 2001 год" в 2001 году
определены в сумме 2 407 479 тыс. тенге в абсолютном выражении и
увеличены на 52 373 тыс. тенге согласно Закону "О внесении изменений и
дополнений в Закон Республики Казахстан "О республиканском бюджете на
2001 год" от 25 апреля 2001 года. Данные изменения не отражены в
документах, представленных эмитентом и его консультантами, но согласно
полученной от них информации будут внесены в бюджет области на 2001
год после рассмотрения их на очередной сессии областного Маслихата.