Восточно-Казахстанская область: характеристика рисков и примечания Листинговой комиссии KASE

14.06.01 00:00
/ИРБИС, 14.06.01/ - Ниже приводится характеристика рисков, с которыми может столкнуться акимат Восточно-Казахстанской области (ВКО) при обслуживании и погашении своих облигаций (объем эмиссии - 1 млрд тенге, срок обращения - 3 года), индексированных по изменению курса тенге к доллару США. Риски пытаются охарактеризовать финансовые консультанты эмитента (ОАО "ДБ СЕКЬЮРИТИЗ (КАЗАХСТАН)" и ТОО "ТуранАлем Секьюритис"), Министерство финансов Республики Казахстан, Министерство экономики и торговли Республики Казахстан, а также - в виде примечаний - Листинговая комиссия Казахстанской фондовой биржи (KASE). Данная публикация выполнена агентством ИРБИС по материалам заключения Листинговой комиссии KASE и должна рассматриваться в контексте других публикаций агентства относительно планируемого ВКО муниципального займа. РИСКИ, УКАЗАННЫЕ КОНСУЛЬТАНТАМИ Из числа существующих рисков, которые могут негативно повлиять на финансовое состояние эмитента и его способность отвечать по своим обязательствам, консультантами выделены следующие. - Затруднения с прогнозированием бюджета области на период обращения облигаций в результате незавершенности реформирования бюджетной системы республики, непрозрачностью системы изъятий и субвенций. - Изменения законодательства, касающиеся перераспределения налоговых поступлений между республиканским и местным бюджетом и размеров бюджетных изъятий. Так непосредственное влияние на доходную часть бюджета области окажет планируемое снижение с 01 июля текущего года ставки социального налога - основного в доходах бюджета области - с 26% до 21%. (Неизвестно, будет ли компенсировано это снижение увеличением поступлений за счет расширения налогооблагаемой базы). Размер поступлений в бюджет области подоходного налога с юридических лиц претерпит изменения в связи с созданием Национального фонда Республики Казахстан. Объем расходов в 2001 году может отличаться от запланированного в связи с формированием уставного капитала Банка развития Казахстана. - Недопоступление в доходную часть бюджета области может существенно осложнить исполнение эмитентом обязательств по погашению и обслуживанию долга. В то же время, расходы бюджета области, связанные с обслуживанием долга по решению VIII сессии Восточно-Казахстанского областного Маслихата II-го созыва от 27 марта 2001 года не подлежат секвестированию. - Право эмитента на досрочное погашение облигаций затрудняет инвесторам прогнозирование связанных с ценной бумагой денежных потоков, формируя риск рефинансирования (хотя текущая ситуация на рынке ценных бумаг Казахстана делает этот риск несущественным). Ликвидность выпуска будет поддерживаться маркет-мейкером в лице ТОО "ТуранАлем Секьюритис". Тем не менее, отсутствуют гарантии того, что вторичный рынок данных облигаций окажется активным. - В случае значительного обесценения тенге по отношению к доллару США эмитент может столкнуться с существенными трудностями при обслуживании и погашении облигаций. По оценке Министерства финансов Республики Казахстан величина валютного риска или потери местного бюджета из-за курсовой разницы могут составить в общем объеме от 517,6 до 551,3 млн тенге. Деньги, привлеченные в результате выпуска облигаций, в соответствии с действующей нормативно-правовой базой будут использованы по двухступенчатой схеме. На основании кредитных договоров полученные эмитентом деньги перечисляются на счета отобранных на конкурсной основе банков-заемщиков, которые, в свою очередь, осуществляют кредитование конечных заемщиков. По мнению эмитента и его консультантов, участие в вышеупомянутой схеме в качестве заемщиков ведущих банков Казахстана повышает степень ее эффективности и снижает риски, связанные с возможным невозвратом средств в бюджет области. РИСКИ, УКАЗАННЫЕ МИНИСТЕРСТВОМ ФИНАНСОВ Кредитование. Схема предоставления кредитов заемщикам с единовременным погашением создает большой риск несвоевременного и неполного возврата. Следовательно, создается большой риск невыполнения обязательств местного бюджета по займу (также единовременно) в объеме свыше одного миллиарда тенге в 2004 году без соответствующих источников. Использование бюджетных средств на другие цели. Схема кредитования, при которой кредитные ресурсы возвращаются в банки- заемщики в течение всего срока кредитования (с 2001 по 2004 год), но при этом не возвращаются в бюджет области, приведет к возникновению риска направления бюджетных средств на другие цели, не предусмотренные Региональной инвестиционной программой (РИП, детально описана в предыдущих публикациях ИРБИС - прим. ИРБИС). Дополнительные расходы. Реализация РИП предусматривает расходы местного бюджета по субсидированию процентных ставок проектов по поддержке малого и среднего бизнеса на 3,8% годовых, а также расходы, связанные с платежами по оплате консультационных и других услуг профессиональных участников фондового рынка. Эти расходы требуют дополнительных, не связанных с реализацией РИП, источников, которые должны быть отражены в расходной части бюджета соответствующего года. РИСКИ, УКАЗАННЫЕ МИНИСТЕРСТВОМ ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ Финансовое состояние конечных заемщиков. Сведения о финансовом состоянии заемщиков по проектам, входящим в РИП, не представлялись, но эти сведения имеют значение для банков второго уровня, через которые будет осуществляться кредитование. ПРИМЕЧАНИЯ ЛИСТИНГОВОЙ КОМИССИИ KASE В 1999 году 21,0%, а в 2000 году 26,0% от общей суммы доходов бюджета области приходилось на одного плательщика - ОАО "Казцинк". В случае ухудшения финансового состояния данного плательщика, это может существенно сказаться на доходной части бюджета. Утвержденные изъятия из бюджета области в соответствии с Законом от 22 декабря 2000 года "О республиканском бюджете на 2001 год" в 2001 году определены в сумме 2 407 479 тыс. тенге в абсолютном выражении и увеличены на 52 373 тыс. тенге согласно Закону "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О республиканском бюджете на 2001 год" от 25 апреля 2001 года. Данные изменения не отражены в документах, представленных эмитентом и его консультантами, но согласно полученной от них информации будут внесены в бюджет области на 2001 год после рассмотрения их на очередной сессии областного Маслихата.