Конкуренция на рынке нефтетранспортных услуг Казахстана обостряется

03.05.01 00:00
/GSRW, 02.05.01/ - В 2000 году общий объем транспортировки нефти по системе ЗАО "НКТН "Казтрансойл" составил порядка 28 млн. тонн, что на 11% больше по сравнению с 1999 годом. В течение прошлого года грузооборот компании возрос на 14%. Улучшение деятельности компании привело к увеличению доходов, что обусловило рост объемов выплат в государственный бюджет. В частности, в 2000 году общий объем выплат составил 7818 млн. тенге ($55 млн., при среднегодовом курсе $1=T142.13). Из этой суммы на подоходный налог с юридических лиц приходится 1451 млн. тенге ($10,2 млн.); НДС - 1971 млн. тенге ($13,9 млн.); прочие - 3869 млн. тенге ($27,2 млн.), дивиденды - 527 млн. тенге ($3.7 млн.). Предстоящий в середине 2001 года ввод в строй Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) создает определенную конкуренцию трубопроводной системе ЗАО "НКТН "Казтрансойл", что может сказаться на снижении объемов транспортировки нефти в данной системе. В этих условиях ЗАО "НКТН "Казтрансойл" проводит работу по модернизации существующей инфраструктуры. Так, в течение 2000 года компания выполнила работы по капитальному ремонту основных средств на сумму 3519 млн. тенге. В то же время ЗАО "НКТН "Казтрансойл" в соответствии с производственной программой осуществлены капитальные вложения на сумму 12 млрд. тенге, а также подписан контракт на сумму $43 млн. для обновления систем автоматики и телемеханики. Наряду с этим предполагается, что в текущем году компания увеличит как объемы транспортировки, так и будет осуществлять новые инвестиции в существующую инфраструктуру. Все это свидетельствует о том, что ЗАО "НКТН "Казтрансойл" всерьез воспринимает предстоящий ввод в действие КТК. Есть и другой аспект проблемы. Недавно в казахстанских СМИ появилась информация о том, что ЗАО "НКТН "Казтрансойл" и "Казтрансгаз" обратились в правительство республики с просьбой рассмотреть вопрос об их объединении. Какова цель объединения? Можно выдвинуть следующие версии. Версия первая, имеющая, так сказать, частный характер: усиление позиций в связи с вводом КТК и обострением конкуренции в вопросах транспортировки нефти. Вторая версия имеет более масштабный характер: объединиться и полностью контролировать вопросы транспортировки не только нефти, но и газа в масштабах всей страны. Соответственно, это будет способствовать дальнейшему усилению влияния нынешнего руководства ЗАО "НКТН "Казтрансойл" со всеми вытекающими отсюда экономическими и политическими последствиями. Думается, что в течение следующего месяца проблема объединения нефте- и газотранспортной компаний полностью прояснится.