Конкуренция на рынке нефтетранспортных услуг Казахстана обостряется
03.05.01 00:00
/GSRW, 02.05.01/ - В 2000 году общий объем транспортировки нефти по
системе ЗАО "НКТН "Казтрансойл" составил порядка 28 млн. тонн, что на
11% больше по сравнению с 1999 годом. В течение прошлого года
грузооборот компании возрос на 14%. Улучшение деятельности компании
привело к увеличению доходов, что обусловило рост объемов выплат в
государственный бюджет. В частности, в 2000 году общий объем выплат
составил 7818 млн. тенге ($55 млн., при среднегодовом курсе $1=T142.13).
Из этой суммы на подоходный налог с юридических лиц приходится 1451
млн. тенге ($10,2 млн.); НДС - 1971 млн. тенге ($13,9 млн.); прочие - 3869
млн. тенге ($27,2 млн.), дивиденды - 527 млн. тенге ($3.7 млн.).
Предстоящий в середине 2001 года ввод в строй Каспийского
трубопроводного консорциума (КТК) создает определенную конкуренцию
трубопроводной системе ЗАО "НКТН "Казтрансойл", что может сказаться на
снижении объемов транспортировки нефти в данной системе. В этих
условиях ЗАО "НКТН "Казтрансойл" проводит работу по модернизации
существующей инфраструктуры. Так, в течение 2000 года компания
выполнила работы по капитальному ремонту основных средств на сумму
3519 млн. тенге. В то же время ЗАО "НКТН "Казтрансойл" в соответствии с
производственной программой осуществлены капитальные вложения на
сумму 12 млрд. тенге, а также подписан контракт на сумму $43 млн. для
обновления систем автоматики и телемеханики. Наряду с этим
предполагается, что в текущем году компания увеличит как объемы
транспортировки, так и будет осуществлять новые инвестиции в
существующую инфраструктуру. Все это свидетельствует о том, что ЗАО
"НКТН "Казтрансойл" всерьез воспринимает предстоящий ввод в действие
КТК.
Есть и другой аспект проблемы. Недавно в казахстанских СМИ появилась
информация о том, что ЗАО "НКТН "Казтрансойл" и "Казтрансгаз"
обратились в правительство республики с просьбой рассмотреть вопрос об
их объединении. Какова цель объединения? Можно выдвинуть следующие
версии. Версия первая, имеющая, так сказать, частный характер: усиление
позиций в связи с вводом КТК и обострением конкуренции в вопросах
транспортировки нефти. Вторая версия имеет более масштабный характер:
объединиться и полностью контролировать вопросы транспортировки не
только нефти, но и газа в масштабах всей страны. Соответственно, это
будет способствовать дальнейшему усилению влияния нынешнего
руководства ЗАО "НКТН "Казтрансойл" со всеми вытекающими отсюда
экономическими и политическими последствиями. Думается, что в течение
следующего месяца проблема объединения нефте- и газотранспортной
компаний полностью прояснится.