ОАО "Казахтелеком" (Казахстан): рынок сбыта и конкуренция

04.04.01 00:00
/ИРБИС, 04.04.01/ - Нижеприведенный материал о "Казахтелеком" (Астана) подготовлен по заключению Листинговой комиссии Казахстанской фондовой биржи (KASE), которое было составлено в связи с прохождением облигациями компании первой эмиссии (KZ2CUY03A347; KZTKb1; $100; $25 млн; 13.03.01 - 13.03.04; полугодовой купон 10% годовых) листинга KASE категории "А". Материал публикуется как заслуживающий внимания потенциальных инвесторов. ТЕЛЕФОННАЯ СВЯЗЬ Согласно имеющейся лицензии "Казахтелеком" обладает эксклюзивными правами оператора сети общего пользования для предоставления услуг местной, междугородной и международной связи, осуществляемой посредством любых телекоммуникационных сетей за исключением отдельно стоящих выделенных сетей. На 01 октября 2000 года Министерством транспорта и коммуникаций было выдано около 600 лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по предоставлению услуг телекоммуникаций. Из них около 150 лицензий - на услуги местных сетей связи и сопутствующие им услуги, 150 - услуги радиосвязи и пейджинга, более 120 - радиовещания и телевидения, 20 - услуги выделенных спутниковых сетей связи. Более 70 лицензий было выдано компаниям, специализирующимся на услугах, связанных с передачей данных и сетью Internet, около 20 из них получили разрешение на услуги IP-телефонии (цифровой телефонии с использованием Internet Protocol). Сеть телекоммуникаций, управляемая "Казахтелеком", охватывает все регионы Казахстана. Компания предоставляет около 90% всей суммы услуг, связанных с телекоммуникациями. Это является существенным барьером для выхода на рынок конкурентов, особенно в сфере местной и междугородной телефонной связи. Главные изменения по мнению руководства компании могут произойти в сфере международной связи, что будет связано с дальнейшим распространением IP-телефонии. Существенную конкуренцию "Казахтелеком" могут составить здесь наиболее крупные операторы, способные при приемлемом качестве услуг обеспечить необходимые объемы трафика, позволяющие снизить себестоимость услуг. Главными конкурентами на этом сегменте рынка будут ЗАО "Нурсат", ЗАО "Арна" и некоторые другие менее мощные провайдеры. При этом, однако, с учетом планируемых изменений маркетинговой политики "Казахтелеком", можно ожидать, что доля рынка международной связи компании снизится в ближайшие годы несущественно. Доли "Казахтелеком" на рынках телекоммуникаций Казахстана ---------------------------------------------------------- Доля, Вид услуг % ---------------------------------------------------------- Местная телефонная связь областные центpы 88% другие города 84% сельская местность 97% ---------------------------------------------------------- Междугородная телефонная сеть телефония 95% аренда каналов 94% ---------------------------------------------------------- Международная телефонная сеть исходящая 88% транзит 100% входящая 100% ---------------------------------------------------------- Аренда международных каналов 20% Телеграф 100% Телетайп 99% Передача данных и Internet 40% ---------------------------------------------------------- РЫНОК ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ И INTERNET Наиболее быстро развивается рынок передачи данных и Internet. В настоящее время подавляющую долю этого рынка занимают четыре первичных оператора: "Казахтелеком" (торговая марка "Казахстан on-line"), ЗАО "Нурсат", ТОО "Астел" и ЗАО "ЦМФТ" (торговая марка BankNet). По прогнозу "Казахтелеком" данная ситуация должна сохраниться в ближайшее время. Основная конкурентная борьба будет происходить между "Казахтелеком" и ЗАО "Нурсат", которым и сейчас принадлежит большая доля рынка. Изменения в данном сегменте рынка в ближайшее время, вероятно, не окажут существенного влияния на структуру доходов "Казахтелеком", так как в настоящее время подобные услуги обеспечивают не более 2% валового дохода компании. Однако в долгосрочной перспективе значение их будет возрастать. Руководство компании полагает, что доля "Казахтелеком" останется на нынешнем уровне или возрастет в связи с соответствующим изменением маркетинговой политики.