ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НАЦБАНКА КАЗАХСТАНА НА 2001 ГОД
11.03.01 00:00
/ИРБИС, 11.03.01/ - Национальный Банк Казахстана опубликовал основные
направления своей денежно-кредитной политики на 2001 год -
стратегическую программу действий в текущем году. Учитывая важность
документа, агентство ИРБИС приводит главу "Основные ориентиры на 2001
год" в полном объеме.
Денежно-кредитная политика будет проводиться Национальным Банком,
исходя из определенной законом его основной задачи - обеспечения
внутренней и внешней устойчивости тенге. Основной целью денежно-
кредитной политики будет поддержание низких темпов инфляции (на уровне
6-8% на конец года). Достижение этой цели будет обеспечиваться
регулированием уровня денежной базы с использованием всех имеющихся у
Нацбанка инструментов.
Национальный Банк намерен сохранить режим свободно плавающего
обменного курса тенге, который будет способствовать сохранению ценовой
конкурентоспособности казахстанских товаров на внешних рынках.
В случае значительного притока валюты на внутренний рынок
Национальный Банк не допустит укрепления тенге в размерах, заметно
снижающих конкурентоспособность экспортеров. Валютная политика
Национального Банка будет направлена на предотвращение спекулятивных
колебаний обменного курса тенге.
Для решения проблемы оттока капитала, Национальным Банком будет
продолжена работа по совершенствованию механизма экспортно-
импортного валютного контроля, призванная обеспечить поступление в
страну экспортной выручки и товаров по импортным сделкам в полном
объеме. Будет продолжено совершенствование законодательной и
нормативной правовой базы валютного регулирования и контроля.
При сохранении благоприятной мировой конъюнктуры положительное
сальдо текущего счета, по предварительным оценкам, составит около 3%
ВВП. В сочетании с ожидаемым притоком внешнего финансирования, в
частности в виде прямых инвестиций, это будет способствовать увеличению
международных резервов и укреплению внешней позиции страны.
Золотовалютные резервы будут поддерживаться на уровне,
обеспечивающем покрытие не менее 3 месяцев импорта товаров и услуг.
Основными инструментами денежно-кредитной политики останутся
операции открытого рынка, прежде всего, через выпуск и погашение
краткосрочных нот Нацбанка, регулирование официальных ставок и
рефинансирование банков путем переучета векселей, предоставление
банкам краткосрочных кредитов (дневных и овернайт).
Снижение инфляции до целевых показателей позволит снизить к концу 2001
года ставку рефинансирования до 10-11%, поддерживая ее слабо
положительной в реальном выражении. Это должно стать индикатором для
банков к снижению стоимости кредитных ресурсов в тенге до 12-15%
годовых, и, тем самым, повысить возможности кредитования предприятий
реального сектора.
Ожидается, что за год денежная база расширится на 12-15%, а денежная
масса увеличится на 25-30%, что приведет к повышению коэффициента
монетизации экономики до 17,5-18%.
Развитие первичного рынка государственных ценных бумаг будет
осуществляться согласованными действиями Министерства финансов и
Национального Банка. Министерством финансов будут выпускаться
государственные ценные бумаги, номинированные в тенге, с основным
упором на среднесрочные бумаги с индексацией по инфляции.
Для дальнейшего развития внутреннего финансового рынка Национальный
Банк будет способствовать становлению рынка производных финансовых
инструментов.
Ожидается рост депозитов резидентов на 35-40% до 390-410 млрд. тенге,
что существенно увеличит ресурсную базу банков. Вклады населения (с
учетом депозитов нерезидентов) возрастут примерно до 135-140 млрд. тенге
(890-910 млн. долл. США).
Расширение кредитной деятельности банков за счет привлечения депозитов
населения и предприятий позволит за год увеличить объем кредитов
экономике на 35-40% до 370-385 млрд. тенге (2,3 - 2,5 млрд. долл. США).
На увеличение кредитного потенциала банков будет направлено и
дальнейшее развитие вексельного рынка. Национальный Банк будет
проводить операции по переучету векселей с банками, кредитующими
производство путем их учета. Будет продолжена работа по формированию
списка первоклассных эмитентов векселей и по совершенствованию
нормативной правовой базы вексельного обращения. Ожидается, что банки
более активно будут использовать предоставленную им возможность
рефинансирования (переучета) векселей предприятий по учетной ставке,
которая на конец года ожидается на уровне 9-10%.
В первой половине 2001 года будут подведены предварительные итоги
выполнения банками второго уровня Программы перехода к
международным стандартам, что позволит повысить объективность оценки
банковского сектора с учетом современного международного опыта
банковской деятельности. Завершение Программы предполагается до конца
года.
В начале 2001 года начнет функционировать Национальный фонд
Республики Казахстан, целью которого будет стабилизация поступлений
доходов бюджета от сырьевых отраслей, образование резервных активов на
случай кризисных ситуаций в экономике, формирование накоплений для
будущих поколений. Национальный Банк будет выполнять оперативное
управление активами Национального фонда на основе договора с Правительством.
В целях реализации мер, направленных на укрепление и развитие всех
сегментов финансового рынка страны, повышения доверия населения и
привлечение дополнительных временно свободных денег населения в
финансовую систему, дальнейшего улучшения макроэкономических условий
для роста производства, а также реформирование социальной сферы мы намерены:
- внедрять методы надзора на консолидированной основе в целях
укрепления стабильности банковского сектора и выполнения 25
Основных принципов эффективного банковского надзора, разработать
рекомендации по управлению рисками банковской деятельности;
- совершенствовать нормативную правовую базу для развития сектора
организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, в
том числе системы почтово-сберегательных учреждений;
- содействовать развитию новых финансовых инструментов;
- продолжить работу по совершенствованию системы обязательного
коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов)
физических лиц в банках второго уровня в направлении ее
распространения на депозиты до востребования;
- создать фонд гарантирования обязательств банков по межбанковским
кредитам;
- создавать надежную страховую систему (финансовое и
институциональное укрепление страховых компаний, внедрение новых
страховых технологий, развитие инфраструктуры и модернизация
страхового рынка), усилить надзор за деятельностью профессиональных
участников страхового рынка, способствовать повышению финансовой
устойчивости страховых (перестраховочных) организаций, в т.ч. за счет
разработки и внедрения пакета соответствующего пакета нормативных актов;
- содействовать становлению системы социального страхования и
участвовать в работе по ускоренному развитию страхования жизни и
совершенствованию правовой базы по видам обязательного страхования;
- совершенствовать платежную систему (строительство резервного центра
платежной системы для обеспечения бесперебойного ее
функционирования, увеличения мощности и повышения уровня безопасности);
- в целях расширения спектра предоставляемых банками услуг, развития
безналичных платежей, а также повышения прозрачности операций в
розничной торговли продолжить работу по созданию Национальной
системы платежных карточек, развитию единого процессингового центра,
обеспечивающего совместимость различных систем платежных карточек,
и внедрению новой технологии смарт - карточек.
- продолжить работу по совершенствованию нормативной правовой базы и
созданию действующей системы ипотечного кредитования и
функционирования системы строительных сбережений. В целях развития
жилищного кредитования и вторичного рынка в 2001 году ЗАО
"Казахстанская ипотечная компания" начнет проводить операции по
покупке ипотечных кредитов у банков второго уровня. В этом же году
начнут функционировать специализированные строительные
сберегательные банки в Республике Казахстан;
- содействовать развитию действующей накопительной пенсионной
системы, ее взаимодействия с банковской и страховой системами;
- продолжить работу по развитию мониторинга реального сектора
экономики. Получение текущей и ожидаемой информации
непосредственно от руководителей предприятий повысит эффективность
денежно-кредитной политики Национального Банка, усилит ее
ориентированность на потребности реального сектора экономики.