KASE получила официальное подтверждение присвоения РГП "Казахстан темир жолы" кредитных рейтингов ведущих агентств мира с комментариями

02.02.01 00:00
/ИРБИС, 02.02.01/ - РГП "Казахстан темир жолы" (Астана) - естественный монополист Казахстана в области железнодорожных перевозок - предоставило на Казахстанскую фондовую биржу (KASE) документы, подтверждающие присвоение предприятию индикативного долгосрочного кредитного рейтинга "В1" агентством Moody's Investors Service. "Мы готовимся определить В1 рейтинг для первоочередного необеспеченного долга, который может быть эмитирован РГП "Казахстан темир жолы". Перспективный рейтинг для компании - позитивный", - говорится в письме представителя Moody's Deutschland GmbH (Франкфурт). В комментарии агентства говорится, что рейтинг "В1" и его позитивный прогноз отражают критическую экономическую зависимость Республики Казахстан от системы железных дорог, отсутствия адекватных альтернативных видов транспорта, по крайней мере на ближайшую перспективу, а также монопольный статус РГП "Казахстан темир жолы" как единственного владельца дорог и поставщика услуг. Рейтинг также зависит от текущего стопроцентного государственного владения компанией и политики регулирования тарифов, при которой предприятие остается рентабельным. Несмотря на то, что правительство непосредственно финансирует компанию только в ограниченной степени и выдает гарантии только под систему экспортных кредитов, Moody's уверено, что правительство имеет веские причины для обеспечения адекватной поддержки РГП "Казахстан темир жолы" при обслуживании внешнего долга в случае развития наихудшего сценария. Moody's отмечает, что система железных дорог Казахстана является критически важной для страны при данном размере и в связи с неразвитостью автомобильных дорог. "Ни водные, ни воздушные перевозки не смогут обеспечить существенный уровень транспортировки таких природных ископаемых, как уголь, руда и нефть", - говорится в комментарии агентства. С точки зрения Moody's, РГП "Казахстан темир жолы" обеспечивает работу механизма, который позволяет Казахстану торговать ресурсами и увеличивать богатство страны. Рейтинговый Комитет также отмечает, что РГП "Казахстан темир жолы" действует в коммерческом духе, а не в качестве социального механизма увеличения занятости. Предприятие отвечает за 75% грузовых и 50% пассажирских перевозок, а также половину всего экспорта. 13 600 километров железных дорог связывают ключевые зоны горных разработок и нефтяных полей с внутренними и экспортными направлениями. Это также очень важное транзитное звено на пути из Китая и Дальнего Востока в Россию и Европу. При отсутствии достаточной системы нефтепроводов, большая часть нефти страны перевозится РГП "Казахстан темир жолы". Готовящиеся новые проекты нефтепроводов, безусловно, снизят долю компании в долгосрочной перспективе. Но, Moody's уверено, что зависимость Казахстана от железных дорог будет иметь место и в будущем. Эта уверенность основывается на необходимости значительных затрат экономических ресурсов и времени, требуемых для создания альтернативных видов транспорта в масштабах страны. По мнению агентства, намерения правительства развить конкуренцию в секторе железнодорожных грузоперевозок не должно подвергнуть значительной опасности лидирующую позицию компании. Рейтинг "В1" также учитывает поддержку компании Республикой Казахстан через Министерство транспорта и Государственного агентства по естественным монополиям. При увеличение тарифов на транспортировку, Агентство исходит из затратной стоимости и соответствующего законодательства, что гарантирует рентабельность РГП "Казахстан темир жолы". Это стало одним из важных доводов в пользу получения компанией такого рейтинга. Комитет отметил, что несмотря на связь между рейтингом РГП "Казахстан темир жолы" и рейтингом Казахстана, долговой рейтинг компании непосредственно не связан с рейтингом страны. Таким образом, долговой рейтинг РГП "Казахстан темир жолы" может изменяться независимо от любых поправок в долговом рейтинге государства. Moody's признает выгоду уже осуществляемой политики сбережения затрат, а также целесообразность амбициозного плана реструктуризации бизнеса путем диверсификации неприбыльных сегментов (пассажирские услуги) и других неосновных активов для последующего сокращения затрат. Данные меры рассматриваются как позитивно воздействующие на кредитную сторону балансов. Сложной задачей для РГП "Казахстан темир жолы" является сохранение рентабельности и достаточных денежных потоков при замене текущей системы установки тарифов на рыночный механизм формирования цен. Это, в частности, применимо для любой железнодорожной компании, которая постоянно нуждается в инвестициях. Тем не менее, понятно, что кредитный рейтинг В1 основан в основном на значимости РГП "Казахстан темир жолы" для экономики и вытекающей из этого поддержке государства, нежели на базовой экономической активности. На KASE также предоставлено письмо от агентства Standard & Poor's (Лондон), в котором говориться, что агентство изучило информацию, полученную от РГП "Казахстан темир жолы" и назначило предприятию кредитный рейтинг для заимствований в местной валюте "ВВ-". Кредитный рейтинг заимствований в иностранной валюте также определен как "ВВ-". Агентство уведомило РГП "Казахстан темир жолы", что будет поддерживать наблюдения за финансовой отчетностью эмитента в соответствии с политикой Standard & Poor's, "полагаясь на эмитента, его менеджмент, бухгалтеров и других экспертов в вопросе точности и достаточности данных, поданных на рассмотрение в связи с рейтингом и самой процедурой рассмотрения". При этом агентство сочло не лишним напомнить, что присвоенный рейтинг не является "рыночным" и не должен рассматриваться как рекомендация по покупке, хранению или продаже любого финансового обязательства компании.