Казкоммерцбанк хочет найти инвестора для Air Kazakhstan

22.12.00 00:00
/Алматинское бюро REUTERS, Лариса Коковинец, 22.12.00/ - Крупнейший частный казахстанский Казкоммерцбанк, получивший в управление национальную авиакомпанию Air Kazakhstan, попытается за два-три года сделать ее инвестиционно привлекательной, чтобы затем предложить свою долю в компании портфельному инвестору, сказал управляющий директор банка Айдар Ахметов. "Наша задача максимум - поиск внешнего инвестора, скорее всего портфельного. Но для этого нужны простые вещи, чтобы компания перестала быть убыточной", - сказал Ахметов в интервью Рейтер. Правительство передало авиакомпанию Казкоммерцбанку месяц назад, когда ее долговые обязательства на $30 миллионов превысили активы. Долг Air Kazakhstan перед Казкоммерцбанком составил $22 миллиона. "Все, что нам оставалось - взять ее в управление", - сказал Ахметов. По мировому соглашению, которое было достигнуто с правительством, 50- процентный пакет акций авиаперевозчика был передан в собственность банка в счет погашения части задолженности, еще $10 миллионов реструктуризированы и будут погашаться в течение пяти лет по "щадящему" графику, оставшиеся $2 миллиона списаны. Управляющий банка, которому приходится теперь осваивать особенности авиационного бизнеса, надеется, что банку удастся "вытащить" авиакомпанию раньше пятилетнего срока, хотя это достаточно трудная задача. Казкоммерцбанк не сможет кредитовать Air Kazakhstan на сумму, превышающую $8 миллионов, поскольку лимит на аффилированную с банком компанию не должен превышать10 процентов от капитала банка. Уставный капитал Казкоммерцбанка составляет $80 миллионов. Ахметов сказал, что Air Kazakhstan откажется от эксплуатации судов российского производства, как затратных и не очень удобных в сервисном обслуживании. К уже имеющимся двум Боингам авиакомпания до конца 2000 года намерена взять в лизинг еще два Боинга-737. По словам Ахметова, на Боинги будут заменены два аэробуса А-310, полученные в лизинг под $36- миллионную гарантию правительства прежним руководством министерства транспорта. В расписании национального авиаперевозчика сегодня 12 международных рейсов и всего пять рейсов в страны СНГ - Москву, Санкт-Петербург и Ташкент. По последним опубликованным данным министерства транспорта, за девять месяцев нынешнего года Air Kazakhstan перевезла 362.000 пассажиров и 4.000 тонн грузов. Убытки авиакомпании составили $5,3 миллиона. Авиакомпания будет расширять перевозки и транзит в западном регионе Казахстана, где крупные иностранные компании разрабатывают огромные запасы нефти и газа. "На сегодня там найдены запасы нефти и газа, есть несколько крупных проектов, таких, как Тенгизшевройл, Карачаганак, Каспийский трубопроводный консорциум...",- сказал Ахметов. Сегодня Air Kazakhstan конкурирует с достаточно агрессивной местной Атырауской авиакомпанией. Свою авиакомпанию в нефтеносном регионе планирует также создать государственная трубопроводная КазТрансОйл. Казкоммерцбанк достаточно критически относится к планам правительства создать вторую национальную авиакомпанию, для которой Казахстан берет в лизинг два самолета у английской компании BAE Systems Plc. Ахметов говорит, что с появлением еще одного авиаперевозчика Air Kazakhstan будет терять около 20-30 процентов своего дохода. Объемы услуг компании в 2000 году составят, по прогнозам управляющих, более $70 миллионов, в 2001 году - около $110 миллионов, а в 2003 году - порядка $250 миллионов. "Не думаю, что крупные авиакомпании - Бритиш Эйрвэйз или Люфтганза захотят купить, а какие-то портфельные инвесторы, фонды, банк могут купить, если не весь пакет, то часть", - сказал Ахметов.