Казахстан реструктурирует свою железную дорогу до 2005 года

21.12.00 00:00
/Алматинское бюро REUTERS, 21.12.00/ - Правительство Казахстана на своем заседании утвердило программу реструктуризации железных дорог до 2005 года, которая состоит из двух этапов и предполагает частичную приватизацию и привлечение инвестиций в эту сферу. На первом этапе до 2003 года предполагается провести "коммерциализацию" отрасли, то есть социальная сфера железной дороги будет передана местным властям или продана на рынке, сказал глава государственной компании Казахстан Темир Жолы (железные дороги) Аблай Мырзахметов, представляя проект. На этом этапе тарифы на перевозки останутся регулируемыми государством, добавил он. На втором этапе правительство намерено ввести элементы конкуренции в деятельность железной дороги. С этой целью будут созданы четыре компании - три из них будут заниматься перевозками и одна, принадлежащая государству, инфраструктурой железной дороги. Планируется, что две другие будут либо проданы, либо переданы в концессию, сказал Мырзахметов. Предполагается, что компании по перевозкам получат "свободный доступ к тарифообразованию", что повысит привлекательность этой отрасли для потенциальных инвесторов. Мырзахметов сказал, что пассажирские перевозки могут быть акционированы. Сейчас пассажирские перевозки на 50 процентов дотируются за счет грузовых перевозок, отметил. По словам Мырзахметова, реструктуризация приведет к сокращению работников железнодорожной отрасли на 16 тысяч человек или на 12 процентов. Сейчас в отрасли занято 120 тысяч человек. "С 1991 по 1999 годы произошло падение грузооборота в четыре раза, при этом численность работников уменьшилась незначительно, а активы остались фактически на том же уровне. Сложилась огромная диспропорция, цель реструктуризации - адаптация железнодорожного транспорта к требованиям рынка", - сказал руководитель Темир жолы. Для того, чтобы смягчить социальный аспект предстоящего сокращения работников, предполагается их переквалификация, к примеру, водителей локомотивов в трамвайных водителей. Для тех железнодорожников, кто покинет компанию по собственному желанию, будет выплачено пособие по $500 и на эти цели будет использован заем ЕБРР в $5 миллионов. Правительство также предполагает трудоустроить уволенных 10 тысяч человек за счет создания производственных кооперативов, в которых железная дорога в течение двух лет будет размещать гарантированные заказы. Объем импортазамещения внутри железнодорожных компаний таким образом может достичь 2 миллиардов тенге, сказал Мырзахметов. "Реструктуризация позволит повысить эффективность железнодорожного транспорта и будет способствовать увеличению налогов", - сказал на заседании правительства министр госдоходов Зейнулла Какимжанов в ходе обсуждения программы. "Надо внимательно посмотреть на тарифообразование и за 3-4 года перейти к существенному уменьшению дотирования пассажирских перевозок", - добавил Какимжанов. Ежегодные дотации пассажирских перевозок, по данным Казахстан Темир Жолы, составляют порядка 7-8 миллиардов тенге в год. Протяженность казахстанской железной дороги составляет 13,6 тысяч километров, парк локомотивов - более 2 тысяч единиц и более 2 тысяч пассажирских вагонов. Доля Казахстан Темир Жолы в общем объеме транспортировок по стране составляет 62 процента. Доля компании в ВВП составляет свыше 5 процентов, налоговые поступления в бюджет превышают 6 процентов от всех доходов госбюджета.