Казахстан намерен построить ж/д ветку на запад страны в обход РФ

11.12.00 00:00
/Алматинское бюро REUTERS, 11.12.00/ - Казахстан намерен в следующем году найти порядка $140 миллионов и начать строительство железнодорожной ветки Кустанай-Актюбинск, чтобы доставлять казахстанские грузы к морскому порту на Каспии, избегая традиционного транзита через российскую территорию, сообщил генеральный директор Казахстан Темир Жолы (железные дороги) Аблай Мырзахметов. "Эта дорога жизненно важна, так как морской порт Актау становится воротами для экспорта. Если не будем строить альтернативные коридоры для наших экспортеров на Иран, а также через Баку и Грузию на Черное Море, мы всегда будем зависеть от позиции России", - сказал Мырзахметов сегодня, выступая перед депутатами в парламенте. "Есть четкое понимание, что в следующем году нам надо немедленно искать средства и начать строить эту дорогу", - добавил он. По первоначальному ТЭО, по словам Мырзахметова, строительство этой ветки оценивалось в $240 миллионов и источником финансирования мог стать заем японского правительства. "К сожалению, последние два года очень тяжело идут переговоры", - сказал Мырзахметов. Он добавил, что по последним оценкам правительства, строительство может обойтись в $140 миллионов и глава государства дал поручение правительству искать другие источники финансирования. Железнодорожная ветка Кустанай-Актюбинск позволит сократить железнодорожное сообщение между центральными, северными регионами и западом Казахстана. Из Актюбинска грузы будут доставляться по существующей уже ветке в морской порт Актау на побережье Каспия. В настоящее время, по словам Мырзахметова, доставка в порт Актау, например, цветных металлов из Джезказгана в центре страны, происходит по железнодорожной ветке через российский город Оренбург. "Россия, чувствуя свою монополию и понимая, что нам некуда деваться, будет вести жесткую тарифную политику", - предположил Мырзахметов. Строительство новой железнодорожной ветки может занять три-четыре года. По самым пессимистическим прогнозам, железная дорога окупится в течение семи-восьми лет, а срок службы рельсов и шпал составит от 30 до 50 лет. "Это достаточно окупаемый проект и таким образом мы завершим формирование дорог национальной сети суверенного Казахстана", - сказал Мырзахметов. По данным агентства по статистике, протяженность железнодорожного сообщения в Казахстане составляет 21,8 тысяч километров.