ЗАО НКТН "КазТрансОйл" (Казахстан): характеристика рисков

20.10.00 00:00
/ИРБИС, 20.10.00/ - Ниже приводится краткая характеристика рисков, с которыми ЗАО НКТН "КазТрансОйл" (Астана) сталкивается или может столкнуться в процессе своей деятельности. Справка подготовлена по материалам заключения Листинговой комиссии Казахстанской фондовой биржи (KASE) и публикуется в связи с включением облигаций компании в официальный список ценных бумаг KASE категории "A". Государственное регулирование. Как уже указывалось выше, сто процентов акций ЗАО НКТН "КазТрансОйл" принадлежит государству. Тарифы на услуги компании регулируются Комитетом по ценовой и антимонопольной политике Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан. 16 марта текущего года компания получила одобрение Антимонопольного комитета Республики Казахстан на 58% увеличение тарифов. Квотирование. В настоящее время денежные поступления компании находятся в сильной зависимости от размера квот на транспортировку нефти и нефтепродуктов по территории Российской Федерации. Рыночные риски. Успешность деятельности компании в значительной степени зависит от благоприятной конъюнктуры нефтяного рынка. Технические риски. Основным фактором технического риска для ЗАО НКТН "КазТрансОйл" является высокий износ оборудования на отдельных направлениях, что может негативно повлиять на эффективность и качество предоставляемых услуг. Основная часть нефтепроводной системы компании была построена в 70-е (свыше 60% нефтепроводов Западного филиала) и 80-е годы (Актюбинский филиал и 75% трубопроводов Восточного филиала). Трубопроводы рассчитаны на использование в течение 30 лет. К концу 2000 года доля нефтепроводов, которые эксплуатируются более 20 лет составит 34%, а свыше 30 лет - 21%. Для снижения влияния факторов этой группы рисков компания ежегодно наращивает объемы капитальных вложений. В 1999 году объем работ по капитальному ремонту составил Т2,2 млрд, в том числе по линейной части - Т1,1 млрд. В первом полугодии 2000 года работы по капитальному ремонту основных средств выполнены на сумму Т1,3 млрд при плановом объеме на текущий год Т3,6 млрд. Объем капитального строительства, выполненного в 1999 году, составил Т5,6 млрд, плановый объем капвложений на 2000 год - Т10,1 млрд. Казахстанский трубопроводный консорциум (КТК). В середине 2001 года планируется ввод в эксплуатацию КТК, целью которого является обеспечение транспортировки нефти с Тенгизского и Карачаганакского месторождений на международные рынки. Основным клиентом КТК будет СП ТОО "Тенгизшевройл", на долю которого в настоящее время приходится порядка 35-37% от общего объема нефти, транспортируемой ежегодно ЗАО НКТН "КазТрансОйл". Потери по объему транспортировки нефти, связанные с вводом в действие КТК, компания планирует компенсировать за счет строительства новых мощностей, развития транспортных возможностей для нефтедобывающих компаний, а также активизацией деятельности на рынке железнодорожных и танкерных перевозок, предоставления операторских услуг владельцам других трубопроводных систем (главным образом из России). Экологические риски. Для ЗАО НКТН "КазТрансОйл" существует несколько видов экологических рисков. Риски, связанные со сверхнормативным изъятием и механическим нарушением земель, которые возникают при строительстве сооружений, а также с воздействием на водные ресурсы при пересечении водотоков и строительстве прибрежных терминалов. Экологические риски при эксплуатации нефтепроводов связаны с вероятностью возникновения чрезвычайных ситуаций при эксплуатации нефтепроводов, таких как взрывы внутри оборудования; взрывы и пожары в помещениях, на открытых площадках и трубопроводах при утечке продукции; выбросы нефти и нефтепродуктов в воду и атмосферу при аварийной разгерметизации оборудования, трубопроводов и емкостей. Экологические риски при транспортировке нефти с применением самодвижущихся средств (судов, автомобилей, железнодорожных составов) связаны с вероятностью возникновения таких чрезвычайных ситуаций как повреждение судна, баржи в результате столкновений или неблагоприятных погодных условий, столкновение или сход с рельс железнодорожных составов, результатом которых могут явиться разливы нефти, взрывы, пожары. В настоящее время у ЗАО НКТН "КазТрансОйл" отсутствует резерв или фонд на ликвидацию последствий в случае возникновения аварийных ситуаций при транспортировке нефти по нефтепроводу (или иным способом). В случае возникновения чрезвычайных ситуаций компания будет ликвидировать последствия аварий за счет текущих средств. В 2000 году компания заключила договор с ЗАО "Aon Kazakstan", которая является подразделением компании Aon Group Limited (Лондон), на разработку программы управления рисками, включая вопросы страхования собственности, бизнеса и ответственности ЗАО НКТН "КазТрансОйл" от производственных и экологических рисков. В настоящее время на базе данного обследования разработана программа управления рисками, реализация которой будет начата в 2001 году. Компания и ее финансовые консультанты не осуществляли денежную оценку возможного влияния экологических рисков на результаты деятельности ЗАО НКТН "КазТрансОйл". Финансовое состояние компании. Собственный капитал ЗАО НКТН "КазТрансОйл" в результате проведенной в марте 2000 года переоценки основных средств компанией American Appraisal Inc увеличился с Т25,1 млрд до Т102,9 млрд. Однако данные изменения в финансовой отчетности не аудировались и влияние данной операции на мнение аудитора по итогу деятельности компании за 2000 год предсказать в настоящее время не представляется возможным. До конца текущего года ЗАО НКТН "КазТрансОйл" должно погасить задолженность по ранее полученным кредитам в размере $18,2 млн (только сумма основного долга).