ЗАО НКТН "КазТрансОйл" (Казахстан): краткая характеристика

20.10.00, 00:00
/ИРБИС, 20.10.00/ - Ниже приводится краткая характеристика ЗАО НКТН "КазТрансОйл" (Астана), составленная по материалам заключения Листинговой комиссии Казахстанской фондовой биржи (KASE). Характеристика публикуется в связи с включением облигаций компании в официальный список ценных бумаг KASE категории "A". ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Дата первичной государственной регистрации - 14 мая 1997 года. Организационно-правовая форма - закрытое акционерное общество. Вид собственности - частная, 100% акций принадлежат государству. Юридический адрес -Казахстан, 473000, Астана, Проспект Республики, 60. Фактический адрес головного офиса - Казахстан, 473000, ул. Букей-хана, 14. Основной вид деятельности - оказание услуг по транспортировке нефти, включая транспортировку нефти трубопроводным, морским и железнодорожным транспортом, а также услуг по транспортировке продуктов переработки нефти и воды по системе собственных трубопроводов, услуг по сливу и наливу нефтепродуктов. ЗАО НКТН "КазТрансОйл" создано с целью соблюдения экономических интересов Республики Казахстан в вопросах транспортировки, экспорта и импорта нефти и нефтепродуктов, оптимизации структуры управления предприятиями нефтепроводного транспорта, привлечения инвестиций и проведения единой тарифной политики для всех пользователей системы магистральных трубопроводов. ЛИЦЕНЗИИ - Государственная генеральная лицензия Министерства энергетики, индустрии и торговли (МЭИТ) Республики Казахстан #0001130 от 02 сентября 1998 года на эксплуатацию магистральных нефтепроводов. - Государственная генеральная лицензия Министерства энергетики, индустрии и торговли (МЭИТ) Республики Казахстан #0001133 от 02 сентября 1998 года на эксплуатацию промышленных взрывоопасных и пожароопасных производств. - Государственная лицензия Департамента Государственной противопожарной службы АЧС Республики Казахстан #0000638 от 01 августа 2000 года на монтаж, наладку и техническое обслуживание средств пожарной сигнализации и противопожарной автоматики на территории Республики Казахстан. Срок действия - до 01 августа 2001 года. - Государственная лицензия Комитета по делам строительства Республики Казахстан #000852 от 03 апреля 1998 года (подтверждена 22 мая 2000 года) на выполнение изыскательских, проектных и строительно- монтажных работ на территории Республики Казахстан и в странах СНГ. Лицензия подлежит ежегодному подтверждению. Департаментом эксплуатации нефтепроводов ЗАО НКТН "КазТрансОйл" совместно с филиалами готовится пакет заявочных документов для получения от Министерства энергетики, индустрии и торговли Республики Казахстан Государственной лицензии на монтаж и ремонт котлов, сосудов и трубопроводов, работающих под давлением, и лицензии на передачу и распределение электрической энергии, а также от Комитета по атомной энергии на получение лицензии, разрешающей обращение с источниками ионизирующего излучения при проведении работ по диагностике трубопроводов и сварных соединений неразрушающими методами контроля. КАПИТАЛ, АКЦИИ И АКЦИОНЕРЫ По состоянию на 01.07.00 объявленный уставный капитал составлял Т19 406 071,0 тыс., был выпущен и оплачен полностью. Общее количество акций номинальной стоимостью 1 000,00 тенге каждая (только простые именные) - 19 406 071. Единственным учредителем и владельцем ста процентов акций ЗАО НКТН "КазТрансОйл" является Правительство Республики Казахстан. В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 июня 1997 года #980 "О департаменте управления государственным имуществом и активами Министерства финансов Республики Казахстан", органом государственного управления, осуществляющим полномочия по владению, пользованию и распоряжению государственной собственностью Республики Казахстан, в частности акциями ЗАО НКТН "КазТрансОйл", был определен Департамент управления государственным имуществом и активами Министерства финансов Республики Казахстан. В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан "О передаче прав по владению и пользованию государственными пакетами акций и государственными долями в организациях, находящихся в республиканской собственности" от 27 мая 1999 года #659 Комитет государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан передал Министерству энергетики, индустрии и торговли (МЭИТ) Республики Казахстан права владения и пользования государственным пакетом акций ЗАО НКТН "КазТрансОйл". ИСТОРИЯ И КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Компания создана на основании Постановления Правительства Республики Казахстан от 02 апреля 1997 года за #461 "О реорганизации республиканских и государственных предприятий - производственных объединений "Южнефтепровод" и "Магистральные нефтепроводы Казахстана и Средней Азии" в форме закрытого акционерного общества на базе указанных производственных объединений, имущество и активы которых были переданы в уставный капитал ЗАО НКТН "КазТрансОйл". Компания является правопреемником как всех активов, так и всех обязательств реорганизованных предприятий. 14 мая 1997 года компания зарегистрирована Управлением юстиции Алматы в форме закрытого акционерного общества. В начале 1999 года компания перенесла головной офис из Алматы в Астану, в связи с чем 20 апреля 1999 года была произведена перерегистрация юридического лица в Управлении юстиции Астаны согласно свидетельству за #6636-1901-АО. Численность сотрудников ЗАО НКТН "КазТрансОйл" (без учета дочерних компаний) по состоянию на 01 июля 2000 года составляла 6 773 человек. Компания имеет долю участия в следующих организациях (данные на 01.01.2000): ОАО "Каспиймунайбайланыс" (доля участия в капитале - 90%; собственный капитал - Т719 829 тыс.), ОАО "Актюбнефтесвязь" (90%, собственный капитал - Т127 741 тыс.), ЗАО "Транспетролеум" (100%, собственный капитал - Т621 380 тыс.), ЗАО "Казтрансгаз" (100%, уставный капитал - Т72,5 тыс.), ТОО "ЭИФ Мунайимпекс" (99%, уставный капитал - Т46 200 тыс.), ОАО "Авиакомпания ЕВРО-АЗИЯ ЭЙР" (100%, уставный капитал - Т268 080 тыс.), ЗАО "НПФ Народного Банка Казахстана" (20,8%, уставный капитал - Т183 000 тыс.). Основная производственная деятельность ЗАО НКТН "КазТрансОйл" заключается в обеспечении транспортировки нефти в Казахстане. Около 80% всей добытой в стране сырой нефти транспортируется по сети трубопроводов компании. ЗАО НКТН "КазТрансОйл" также владеет водоводом, с помощью которого снабжает водой населенные пункты, расположенные вдоль водовода, а также нефтяные промыслы в Западном Казахстане. Прочая деятельность ЗАО НКТН "КазТрансОйл" связана с обеспечением транспортировки нефти и воды и включает материально- техническое снабжение, капитальное строительство и ремонт трубопроводов, ремонт и эксплуатацию технологического и специального транспорта, а также социально-хозяйственную, информационную, инженерно-техническую и образовательную деятельность. Пунктами назначения при транспортировке нефти являются: соединения с внешними трубопроводными системами (включая трубопровод Атырау- Самара в Западном филиале и трубопровод Жанажол-Орск в Актюбинском филиале); нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) - Атырауский (Западный филиал), Павлодарский и Шымкентский (Восточный филиал); наливные железнодорожные терминалы (эстакады) на насосных станциях в Атырау и Макате (Западный филиал), которые используются для последующей транспортировки нефти за пределы Казахстана и на Атырауский НПЗ; морской нефтеналивной терминал в морском порту в городе Актау через насосную станцию в Актау для доставки нефти на танкеры (Западный филиал). В состав ЗАО НКТН "КазТрансОйл" входят 3 филиала по магистральным нефтепроводам: Восточный (эксплуатирует нефтепровод, проходящий с севера на юг Казахстана, общей протяженностью 2 574 км, и имеет 14 нефтеперекачивающих станций), Актюбинский (участок нефтепровода Жанажол-Кенкияк-Орск имеет две нитки протяженностью по 360 км каждая) и Западный филиал, который имеет наиболее разветвленную сеть нефтепроводов (протяженность - 2 367 км, из которых 1 232 км - уникальный "горячий" нефтепровод Узень-Атырау-Самара с печами попутного нагрева нефти), водоводов (3 087 км), нефтеналивные железнодорожные эстакады, 22 нефтеперекачивающих и 6 водоперекачивающих станций, а также морской терминал в порту Актау. По состоянию на 01.01.00 всего в системе ЗАО НКТН "КазТрансОйл" эксплуатируется: 5 844 км (без Каспийского Трубопроводного Консорциума - КТК) магистральных нефтепроводов; 3 087 км (без КТК) водопроводов; 39 нефтеперекачивающих станций; 6 водоперекачивающих станций; 4 комплекса наливных эстакад (1 - в порту Актау); 2 комплекса сливных эстакад; резервуарный парк объемом 1,2 млн. куб. метров. Объем транспортировки нефти по системе ЗАО НКТН "КазТрансОйл" напрямую зависит от уровня добычи нефти в Казахстане. С 1997 по 1999 год объем транспортировки нефти увеличился на 8,2% и составил 25,0 млн тонн, выручка от предоставления услуг выросла на 80% и составила 17,7 млрд тенге, себестоимость услуг возросла на 15% и составила 10,1 млрд тенге. Основной объем транспортировки нефти приходится на нефтепроводы Западного филиала, который ежегодно составляет порядка 60% от общего объема. Согласно прогнозу ЗАО НКТН "КазТрансОйл" объем транспортировки нефти на конец 2000 года составит 27,8 млн тонн, выручка от ее транспортировки - Т34,4 млрд. В связи ожидаемым увеличением добычи нефти в Казахстане ЗАО НКТН "КазТрансОйл" до конца 2003 года прогнозирует увеличение объемов транспортировки нефти до 32,5 млн тонн. Чистая прибыль ЗАО НКТН "КазТрансОйл" в 1998 году выросла в 4 раза к предыдущему году, в 1999 году - в 6 раз и составила Т5,7 млрд. На увеличение прибыли влияет не только рост объемов транспортировки и сокращение расходов, но и рост тарифов на транспортировку нефти для нефтедобывающих компаний (начиная с 16.03.2000 - $15,00 за 1 тонну на 1 000 км по всем филиалам, в октябре 1998 года по Актюбинскому филиалу - $3,00, по Западному - $7,13, по Восточному - $9,6), которые с 1998 года устанавливаются в долларах США с целью снижения валютных рисков ЗАО НКТН "КазТрансОйл". Клиентами компании (пользующимися услугами компании по транспортировке нефти) в настоящее время являются 19 нефте- газодобывающих объединений, крупнейшими из которых являются: СП ТОО "Тенгизшевройл" (порядка 35-37% от общего объема транспортировки ежегодно), ОАО "Мангистаумунайгаз", ЗАО ННК "КАЗАХОЙЛ", ОАО "Харрикейн Кумколь Мунай", ОАО "Актобемунайгаз". ЗАО НКТН "КазТрансОйл" оказывает услуги клиентам на условиях 100% ежемесячной предоплаты. Из 25 млн тонн нефти, которая была добыта клиентами компании в 1999 году, по нефтепроводам транспортировано 78% (42% - на Самару, 7% - на Орский НПЗ, 16% - на ОАО "ШНОС", 7% - на ОАО "АНПЗ", 3% - на ОАО "ПНПЗ"), 14% - железнодорожные отгрузки, 8% - отгрузки морем. ВАЖНЕЙШИЕ ПРОЕКТЫ С УЧАСТИЕМ ЭМИТЕНТА Каспийский трубопроводный консорциум (КТК). Компания не только представляет Казахстан в КТК, но и производит эксплуатацию и техническое обслуживание активов КТК-К, включая головную нефтеперекачивающую станцию Тенгиз. Первоначальная мощность трубопровода - 28 млн тонн с последующим расширением до 67 млн тонн нефти в год. Предполагаемая стоимость проекта первоначального строительства с мощностью 28 млн тонн в год около $2,2 млрд, при 67 млн тонн в год - $4,5 млрд. Ввод в эксплуатацию планируется 30 июня 2001 года. Проект реконструкции и модернизации нефтепровода Атырау-Самара. Реализация проекта позволит увеличить экспортные возможности нефтедобывающих компаний Казахстана на европейский рынок путем увеличения пропускной способности трубопровода Атырау-Самара с 12 млн тонн нефти в год до 15 млн тонн. Стоимость проекта ориентировочно составляет $33,6 млн. Срок окупаемости для казахстанского участка - 4-5 лет. Проект нефтепровода Кенкияк-Атырау. Реализация проекта обеспечит доступ производителей нефти Актюбинского региона к существующему экспортному нефтепроводу Атырау-Самара и экспортному нефтепроводу КТК. По предварительным расчетам стоимость базового варианта проекта с мощностью трубопровода 6 млн тонн нефти в год составляет $194,1 млн по мировым ценам. Проект "Головная нефтеперекачивающая станция Кумколь". Стоимость - Т1,5 млрд. Цель проекта - обеспечение стабильной работы нефтепровода Кумколь-Каракоин. Проект реконструкции нефтепровода Павлодар-Шымкент на участке Каракоин-Атасу (реверсирование нефтепровода) с целью транспортировки нефти с Кумкольского месторождения до нефтеналивной эстакады Атасу. Капитальные затраты на реверсирование - Т11,3 млн. Реконструкция и расширение морского порта Актау и организация танкерных (баржевых) перевозок позволит экспортировать нефть через Иран и по направлению Махачкала - Новороссийск от 6 до 12 млн тонн нефти в год. Стоимость проекта от $25 млн до $96 млн в зависимости от варианта. Строительство экспортного нефтепровода Западный Казахстан- Алашанькоу (Китай), который свяжет западные нефтедобывающие регионы страны с нефтеперерабатывающими заводами в Шымкенте и Павлодаре. Первоначальная пропускная способность нефтепровода - 20 млн тонн в год. Стоимость проекта - $2,2 млрд. Строительство нефтепровода Казахстан-Туркменистан-Иран, который позволит получить наиболее выгодный доступ на рынки сбыта Азиатско- Тихоокеанского региона через Персидский залив для производителей нефти, работающих в Казахстане. По предварительным данным, пропускная способность на Казахстанском участке составит 25 млн тонн нефти в год и будет стоить от 450 до 600 млн долларов США. Строительство ТрансКаспийского нефтепровода Западный Казахстан- Баку-Джейхан с целью расширения внутренних и экспортных систем транспортировки нефти и газа из Каспийского региона на международные рынки. Длина трубопровода в Казахстане - 659 км, в Азербайджане - 491 км, в Грузии - 218 км, в Турции - 957 км. Капитальные затраты по строительству нефтегазопровода оцениваются от $3,9 млрд до $5 млрд в зависимости от налоговых режимов стран-участниц и предоставляемых ими льгот и освобождений от налогов.