ЗАО НКТН "КазТрансОйл" (Казахстан): краткая характеристика
20.10.00 00:00
/ИРБИС, 20.10.00/ - Ниже приводится краткая характеристика ЗАО НКТН
"КазТрансОйл" (Астана), составленная по материалам заключения
Листинговой комиссии Казахстанской фондовой биржи (KASE).
Характеристика публикуется в связи с включением облигаций компании в
официальный список ценных бумаг KASE категории "A".
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Дата первичной государственной регистрации - 14 мая 1997 года.
Организационно-правовая форма - закрытое акционерное общество. Вид
собственности - частная, 100% акций принадлежат государству.
Юридический адрес -Казахстан, 473000, Астана, Проспект Республики, 60.
Фактический адрес головного офиса - Казахстан, 473000, ул. Букей-хана, 14.
Основной вид деятельности - оказание услуг по транспортировке нефти,
включая транспортировку нефти трубопроводным, морским и
железнодорожным транспортом, а также услуг по транспортировке
продуктов переработки нефти и воды по системе собственных
трубопроводов, услуг по сливу и наливу нефтепродуктов.
ЗАО НКТН "КазТрансОйл" создано с целью соблюдения экономических
интересов Республики Казахстан в вопросах транспортировки, экспорта и
импорта нефти и нефтепродуктов, оптимизации структуры управления
предприятиями нефтепроводного транспорта, привлечения инвестиций и
проведения единой тарифной политики для всех пользователей системы
магистральных трубопроводов.
ЛИЦЕНЗИИ
- Государственная генеральная лицензия Министерства энергетики,
индустрии и торговли (МЭИТ) Республики Казахстан #0001130 от 02
сентября 1998 года на эксплуатацию магистральных нефтепроводов.
- Государственная генеральная лицензия Министерства энергетики,
индустрии и торговли (МЭИТ) Республики Казахстан #0001133 от 02
сентября 1998 года на эксплуатацию промышленных взрывоопасных и
пожароопасных производств.
- Государственная лицензия Департамента Государственной
противопожарной службы АЧС Республики Казахстан #0000638 от 01
августа 2000 года на монтаж, наладку и техническое обслуживание
средств пожарной сигнализации и противопожарной автоматики на
территории Республики Казахстан. Срок действия - до 01 августа 2001
года.
- Государственная лицензия Комитета по делам строительства Республики
Казахстан #000852 от 03 апреля 1998 года (подтверждена 22 мая 2000
года) на выполнение изыскательских, проектных и строительно-
монтажных работ на территории Республики Казахстан и в странах СНГ.
Лицензия подлежит ежегодному подтверждению.
Департаментом эксплуатации нефтепроводов ЗАО НКТН "КазТрансОйл"
совместно с филиалами готовится пакет заявочных документов для
получения от Министерства энергетики, индустрии и торговли Республики
Казахстан Государственной лицензии на монтаж и ремонт котлов, сосудов и
трубопроводов, работающих под давлением, и лицензии на передачу и
распределение электрической энергии, а также от Комитета по атомной
энергии на получение лицензии, разрешающей обращение с источниками
ионизирующего излучения при проведении работ по диагностике
трубопроводов и сварных соединений неразрушающими методами контроля.
КАПИТАЛ, АКЦИИ И АКЦИОНЕРЫ
По состоянию на 01.07.00 объявленный уставный капитал составлял
Т19 406 071,0 тыс., был выпущен и оплачен полностью. Общее количество
акций номинальной стоимостью 1 000,00 тенге каждая (только простые
именные) - 19 406 071.
Единственным учредителем и владельцем ста процентов акций ЗАО НКТН
"КазТрансОйл" является Правительство Республики Казахстан. В
соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 17
июня 1997 года #980 "О департаменте управления государственным
имуществом и активами Министерства финансов Республики Казахстан",
органом государственного управления, осуществляющим полномочия по
владению, пользованию и распоряжению государственной собственностью
Республики Казахстан, в частности акциями ЗАО НКТН "КазТрансОйл", был
определен Департамент управления государственным имуществом и
активами Министерства финансов Республики Казахстан. В соответствии с
постановлением Правительства Республики Казахстан "О передаче прав по
владению и пользованию государственными пакетами акций и
государственными долями в организациях, находящихся в республиканской
собственности" от 27 мая 1999 года #659 Комитет государственного
имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан
передал Министерству энергетики, индустрии и торговли (МЭИТ)
Республики Казахстан права владения и пользования государственным
пакетом акций ЗАО НКТН "КазТрансОйл".
ИСТОРИЯ И КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Компания создана на основании Постановления Правительства
Республики Казахстан от 02 апреля 1997 года за #461 "О реорганизации
республиканских и государственных предприятий - производственных
объединений "Южнефтепровод" и "Магистральные нефтепроводы
Казахстана и Средней Азии" в форме закрытого акционерного общества на
базе указанных производственных объединений, имущество и активы
которых были переданы в уставный капитал ЗАО НКТН "КазТрансОйл".
Компания является правопреемником как всех активов, так и всех
обязательств реорганизованных предприятий. 14 мая 1997 года компания
зарегистрирована Управлением юстиции Алматы в форме закрытого
акционерного общества. В начале 1999 года компания перенесла головной
офис из Алматы в Астану, в связи с чем 20 апреля 1999 года была
произведена перерегистрация юридического лица в Управлении юстиции
Астаны согласно свидетельству за #6636-1901-АО.
Численность сотрудников ЗАО НКТН "КазТрансОйл" (без учета дочерних
компаний) по состоянию на 01 июля 2000 года составляла 6 773 человек.
Компания имеет долю участия в следующих организациях (данные на
01.01.2000): ОАО "Каспиймунайбайланыс" (доля участия в капитале - 90%;
собственный капитал - Т719 829 тыс.), ОАО "Актюбнефтесвязь" (90%,
собственный капитал - Т127 741 тыс.), ЗАО "Транспетролеум" (100%,
собственный капитал - Т621 380 тыс.), ЗАО "Казтрансгаз" (100%, уставный
капитал - Т72,5 тыс.), ТОО "ЭИФ Мунайимпекс" (99%, уставный капитал -
Т46 200 тыс.), ОАО "Авиакомпания ЕВРО-АЗИЯ ЭЙР" (100%, уставный
капитал - Т268 080 тыс.), ЗАО "НПФ Народного Банка Казахстана" (20,8%,
уставный капитал - Т183 000 тыс.).
Основная производственная деятельность ЗАО НКТН "КазТрансОйл"
заключается в обеспечении транспортировки нефти в Казахстане. Около
80% всей добытой в стране сырой нефти транспортируется по сети
трубопроводов компании. ЗАО НКТН "КазТрансОйл" также владеет
водоводом, с помощью которого снабжает водой населенные пункты,
расположенные вдоль водовода, а также нефтяные промыслы в Западном
Казахстане. Прочая деятельность ЗАО НКТН "КазТрансОйл" связана с
обеспечением транспортировки нефти и воды и включает материально-
техническое снабжение, капитальное строительство и ремонт
трубопроводов, ремонт и эксплуатацию технологического и специального
транспорта, а также социально-хозяйственную, информационную,
инженерно-техническую и образовательную деятельность.
Пунктами назначения при транспортировке нефти являются: соединения с
внешними трубопроводными системами (включая трубопровод Атырау-
Самара в Западном филиале и трубопровод Жанажол-Орск в Актюбинском
филиале); нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) - Атырауский (Западный
филиал), Павлодарский и Шымкентский (Восточный филиал); наливные
железнодорожные терминалы (эстакады) на насосных станциях в Атырау и
Макате (Западный филиал), которые используются для последующей
транспортировки нефти за пределы Казахстана и на Атырауский НПЗ;
морской нефтеналивной терминал в морском порту в городе Актау через
насосную станцию в Актау для доставки нефти на танкеры (Западный филиал).
В состав ЗАО НКТН "КазТрансОйл" входят 3 филиала по магистральным
нефтепроводам: Восточный (эксплуатирует нефтепровод, проходящий с
севера на юг Казахстана, общей протяженностью 2 574 км, и имеет 14
нефтеперекачивающих станций), Актюбинский (участок нефтепровода
Жанажол-Кенкияк-Орск имеет две нитки протяженностью по 360 км каждая)
и Западный филиал, который имеет наиболее разветвленную сеть
нефтепроводов (протяженность - 2 367 км, из которых 1 232 км -
уникальный "горячий" нефтепровод Узень-Атырау-Самара с печами
попутного нагрева нефти), водоводов (3 087 км), нефтеналивные
железнодорожные эстакады, 22 нефтеперекачивающих и 6
водоперекачивающих станций, а также морской терминал в порту Актау.
По состоянию на 01.01.00 всего в системе ЗАО НКТН "КазТрансОйл"
эксплуатируется: 5 844 км (без Каспийского Трубопроводного Консорциума -
КТК) магистральных нефтепроводов; 3 087 км (без КТК) водопроводов; 39
нефтеперекачивающих станций; 6 водоперекачивающих станций; 4
комплекса наливных эстакад (1 - в порту Актау); 2 комплекса сливных
эстакад; резервуарный парк объемом 1,2 млн. куб. метров.
Объем транспортировки нефти по системе ЗАО НКТН "КазТрансОйл"
напрямую зависит от уровня добычи нефти в Казахстане. С 1997 по 1999 год
объем транспортировки нефти увеличился на 8,2% и составил 25,0 млн
тонн, выручка от предоставления услуг выросла на 80% и составила 17,7
млрд тенге, себестоимость услуг возросла на 15% и составила 10,1 млрд
тенге.
Основной объем транспортировки нефти приходится на нефтепроводы
Западного филиала, который ежегодно составляет порядка 60% от общего
объема. Согласно прогнозу ЗАО НКТН "КазТрансОйл" объем
транспортировки нефти на конец 2000 года составит 27,8 млн тонн, выручка
от ее транспортировки - Т34,4 млрд. В связи ожидаемым увеличением
добычи нефти в Казахстане ЗАО НКТН "КазТрансОйл" до конца 2003 года
прогнозирует увеличение объемов транспортировки нефти до 32,5 млн тонн.
Чистая прибыль ЗАО НКТН "КазТрансОйл" в 1998 году выросла в 4 раза к
предыдущему году, в 1999 году - в 6 раз и составила Т5,7 млрд. На
увеличение прибыли влияет не только рост объемов транспортировки и
сокращение расходов, но и рост тарифов на транспортировку нефти для
нефтедобывающих компаний (начиная с 16.03.2000 - $15,00 за 1 тонну на 1
000 км по всем филиалам, в октябре 1998 года по Актюбинскому филиалу -
$3,00, по Западному - $7,13, по Восточному - $9,6), которые с 1998 года
устанавливаются в долларах США с целью снижения валютных рисков ЗАО
НКТН "КазТрансОйл".
Клиентами компании (пользующимися услугами компании по
транспортировке нефти) в настоящее время являются 19 нефте-
газодобывающих объединений, крупнейшими из которых являются: СП ТОО
"Тенгизшевройл" (порядка 35-37% от общего объема транспортировки
ежегодно), ОАО "Мангистаумунайгаз", ЗАО ННК "КАЗАХОЙЛ", ОАО
"Харрикейн Кумколь Мунай", ОАО "Актобемунайгаз". ЗАО НКТН
"КазТрансОйл" оказывает услуги клиентам на условиях 100% ежемесячной
предоплаты. Из 25 млн тонн нефти, которая была добыта клиентами
компании в 1999 году, по нефтепроводам транспортировано 78% (42% - на
Самару, 7% - на Орский НПЗ, 16% - на ОАО "ШНОС", 7% - на ОАО "АНПЗ",
3% - на ОАО "ПНПЗ"), 14% - железнодорожные отгрузки, 8% - отгрузки морем.
ВАЖНЕЙШИЕ ПРОЕКТЫ С УЧАСТИЕМ ЭМИТЕНТА
Каспийский трубопроводный консорциум (КТК). Компания не только
представляет Казахстан в КТК, но и производит эксплуатацию и техническое
обслуживание активов КТК-К, включая головную нефтеперекачивающую
станцию Тенгиз. Первоначальная мощность трубопровода - 28 млн тонн с
последующим расширением до 67 млн тонн нефти в год. Предполагаемая
стоимость проекта первоначального строительства с мощностью 28 млн
тонн в год около $2,2 млрд, при 67 млн тонн в год - $4,5 млрд. Ввод в
эксплуатацию планируется 30 июня 2001 года.
Проект реконструкции и модернизации нефтепровода Атырау-Самара.
Реализация проекта позволит увеличить экспортные возможности
нефтедобывающих компаний Казахстана на европейский рынок путем
увеличения пропускной способности трубопровода Атырау-Самара с 12 млн
тонн нефти в год до 15 млн тонн. Стоимость проекта ориентировочно
составляет $33,6 млн. Срок окупаемости для казахстанского участка - 4-5 лет.
Проект нефтепровода Кенкияк-Атырау. Реализация проекта обеспечит
доступ производителей нефти Актюбинского региона к существующему
экспортному нефтепроводу Атырау-Самара и экспортному нефтепроводу
КТК. По предварительным расчетам стоимость базового варианта проекта с
мощностью трубопровода 6 млн тонн нефти в год составляет $194,1 млн по
мировым ценам.
Проект "Головная нефтеперекачивающая станция Кумколь". Стоимость
- Т1,5 млрд. Цель проекта - обеспечение стабильной работы нефтепровода
Кумколь-Каракоин.
Проект реконструкции нефтепровода Павлодар-Шымкент на участке
Каракоин-Атасу (реверсирование нефтепровода) с целью транспортировки
нефти с Кумкольского месторождения до нефтеналивной эстакады Атасу.
Капитальные затраты на реверсирование - Т11,3 млн.
Реконструкция и расширение морского порта Актау и организация
танкерных (баржевых) перевозок позволит экспортировать нефть через
Иран и по направлению Махачкала - Новороссийск от 6 до 12 млн тонн
нефти в год. Стоимость проекта от $25 млн до $96 млн в зависимости от
варианта.
Строительство экспортного нефтепровода Западный Казахстан-
Алашанькоу (Китай), который свяжет западные нефтедобывающие
регионы страны с нефтеперерабатывающими заводами в Шымкенте и
Павлодаре. Первоначальная пропускная способность нефтепровода - 20
млн тонн в год. Стоимость проекта - $2,2 млрд.
Строительство нефтепровода Казахстан-Туркменистан-Иран, который
позволит получить наиболее выгодный доступ на рынки сбыта Азиатско-
Тихоокеанского региона через Персидский залив для производителей
нефти, работающих в Казахстане. По предварительным данным, пропускная
способность на Казахстанском участке составит 25 млн тонн нефти в год и
будет стоить от 450 до 600 млн долларов США.
Строительство ТрансКаспийского нефтепровода Западный Казахстан-
Баку-Джейхан с целью расширения внутренних и экспортных систем
транспортировки нефти и газа из Каспийского региона на международные
рынки. Длина трубопровода в Казахстане - 659 км, в Азербайджане - 491
км, в Грузии - 218 км, в Турции - 957 км. Капитальные затраты по
строительству нефтегазопровода оцениваются от $3,9 млрд до $5 млрд в
зависимости от налоговых режимов стран-участниц и предоставляемых ими
льгот и освобождений от налогов.