Атырауская область Казахстана - краткая характеристика

06.07.00, 00:00
/ИРБИС, 06.07.00/ - 07 июля 1999 года в торговой системе Казахстанской фондовой биржи (KASE) будет проведен аукцион по первичному размещению облигаций местного исполнительного органа Атырауской области на сумму 650 млн тенге. В связи с этим ниже приводится характеристика области, выполненная по материалам акимата, ЗАО "Фондовый сервис" и Листинговой комиссии KASE. Общие сведения об Атырауской области Область образована 15 января 1938 года и расположена на западе Республики Казахстан. Область занимает обширную часть Прикаспийской низменности и граничит с Западно-Казахстанской, Актюбинской и Мангистауской областями, а также с Астраханской областью Российской Федерации. Территория - 11 863,0 тыс. га. По данным на 01.01.00 года численность населения составляла 439,9 тыс. человек. Центр области расположен в г.Атырау, который является портом на Каспийском море. Атырауская область имеет уникальные запасы нефтегазового и газоконденсатного сырья, богатые месторождения калиевых и натриевых солей, бората, строительных материалов, а также является важнейшим рыбопромысловым районом. Согласно оценке нефтегазоносности региона извлекаемые запасы нефти составляют порядка 8,8 млрд. тонн, газа - свыше 2 трлн. куб. м. Основные запасы нефти приходятся на месторождение Тенгиз и шельф Каспийского моря, которые составляют примерно половину от объема доказанных запасов по всему Казахстану. Согласно самым последним данным, полученным международным консорциум OKIOC в результате бурения скважины в казахстанском секторе Каспия, запасы месторождения Кашаган оцениваются в 7 миллиардов тонн. Помимо этого область богата лечебными грязями и солеными озерами, что создает благоприятные условия для организации лечебного отдыха. Атырауская область, благодаря наличию на ее территории богатых месторождений, является благоприятным регионом для вложения капитала. По распределению инвестиций среди областей Атырауская область относится к числу наиболее активных в Казахстане. В 1999 году на развитие экономики области за счет всех источников финансирования привлечено инвестиций в сумме 63 236,8 млн. тенге или 139,0% к 1998 году. За три месяца 2000 года инвестиции в основной капитал по Атырауской области составили 10 206 млн. тенге, что на 34,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Доля в общереспубликанском объеме инвестиций составляет порядка 18,5%. Сегодня в области налажено сотрудничество с более чем 50 иностранными государствами, созданы и успешно работают 73 предприятия с иностранным участием, доля которых в общем объеме промышленной продукции составляет 75%. Внешнеторговый оборот в 1999 году составил 1 588,5 млн. долларов США (114,6% к уровню 1998 года), в том числе экспорт - 1 219,3 млн. долларов (118,7% к 1998 году), импорт - 369,2 млн. долларов (103,0% к 1998 году). Основные статьи экспорта - нефть и нефтепродукты, рыба и рыбная продукция. Основные потребители - дальнее зарубежье: Германия, Польша, Израиль, Турция, Финляндия, Франция, Италия, США; ближнее зарубежье: Россия, Белоруссия, Украина, Литва. Главные поставщики экспортной продукции - СП ТОО "Тенгизшевройл", ОАО "Казахойл-Эмба", СП "Сазанкурак", ОАО "Атыраубалык". В 2000 году внешнеторговый оборот области ожидается в объеме 1 678,6 млн. долларов США или 105,7% к 1999 году. Промышленное производство области представлено 134 предприятиями, из которых 59 - расположены в городе Атырау. Основными промышленными отраслями являются нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая и рыбная, доля которых в общем объеме производства области составляет 94%. В 1999 году предприятиями области произведено продукции на 191 918,1 млн. тенге (в 2,2 раза больше, чем в 1998 году), за три месяца 2000 года - на 82 542 млн. тенге. Согласно прогнозам объем промышленного производства в целом по области в 2000 году ожидается в объеме 217 248,7 млн. тенге. Основной объем прироста приходится на долю нефтедобывающих предприятий, что обусловлено ростом добычи нефти и газа, переработки нефти в результате реконструкции ОАО "Атырауский нефтеперерабатывающий завод" (ОАО "АНПЗ"). Планируется развитие нефтяного машиностроения на предприятиях ОАО "ЗаманНефтемаш" и ОАО "Шельф" для выполнения заказов ЗАО "ННК "КАЗАХОЙЛ" и НКТН "КазТрансОйл". По сравнению с 1998 годом за 1999 год добыча нефти выросла на 10,6%, газа естественного - на 27,6%, серы - на 18,5%, широких фракций легких углеводородов - на 82,4%. В обрабатывающей промышленности индекс физического объема за 1999 год составил 74,1% к 1998 году. Из-за недостатка сырья и дефицита оборотных средств выпуск колбасных изделий снизился на 52,1%, молочных продуктов - на 25,2%, рыбной продукции - на 53,7% к предыдущему году. Атырауская область полностью обеспечивает свои потребности в электроэнергии за счет трех производителей: ОАО "Атырауская ТЭЦ", СП ТОО "Тенгизшевройл" и ОАО "АНПЗ". Транспортная инфраструктура области включает в себя 1 480 км железных дорог, 2 752 км автомобильных дорог, 1 237 км нефтепроводов, 3 058,8 км газопроводов, 1 596 км водопроводов, 986 км теплотрассы, водные и воздушные пути. Порт Атырау имеет морские водные пути с Ираном, Азербайджаном, Туркменистаном; через реку Волга выход в Азовское и Черное моря. Начатые дноуглубительные работы Урало-Каспийского канала обеспечат расширение транспортного потока через порт Атырау. Приоритетными направлениями социально-экономического развития Атырауской области являются: дальнейшее укрепление макроэкономической стабильности; создание благоприятного инвестиционного климата и условий для устойчивых темпов роста производства; дальнейшее развитие сектора предпринимательства; решение наиболее острых проблем села; реализация областной программы борьбы с бедностью и безработицей; обеспечение занятости и адресной социальной поддержки населения; обеспечение защиты внутреннего рынка труда, создание дополнительных рабочих мест. Бюджет Атырауской области Доходы. В соответствии с Законом "О бюджетной системе" в Республике Казахстан самостоятельно функционируют республиканский и местный бюджеты, в совокупности составляющие государственный бюджет. Закон определяет исчерпывающий список налоговых поступлений в местный бюджет, виды неналоговых поступлений в местный бюджет, виды операций с капиталом, доходы от которых поступают в местный бюджет, виды полученных официальных трансфертов. Источником бюджетных поступлений также является погашение основного долга по ранее выданным из местного бюджета кредитам. Превышение поступлений в местный бюджет над ежегодно утверждаемым абсолютным размером бюджетных изъятий остается в распоряжении области. тыс. тенге -------------------------------------------------------------------------------- Исполнение бюджета ----------------------------------------------------- Наименование статей % к % к % к бюджета 1999 год плану 1998 год плану 1997 год плану -------------------------- ---------- ----- --------- ----- --------- ----- I. Поступления 16 861 508 99,6 4 849 737 88,9 4 800 886 102,5 Доходы: 16 758 009 101,9 4 843 020 88,9 4 800 602 102,5 Налоговые поступления 16 364 255 103,5 4 091 611 85,2 4 209 130 105,7 Неналоговые поступления 373 628 60,6 738 019 118,7 591 472 84,2 Операции с капиталом 20 126 104,5 13 390 67,7 - - Погашение займов, долгов 23 499 10,2 6 717 3,6 284 - -------------------------- ---------- ----- --------- ----- --------- ----- II. Расходы и кредитование 16 716 013 98,8 4 864 229 86,7 4 895 386 102,5 Расходы: 16 592 783 98,7 4 843 316 86,7 4 860 908 102,5 Государственные услуги общего характера 280 754 98,6 219 491 95,5 243 238 113,4 Оборона 108 913 98,3 63 747 68,9 78 717 91,4 Общественный порядок и безопасность 266 704 98,5 185 603 94,4 183 603 100,7 Образование 2 996 487 99,6 1 948 719 91,7 2 140 254 106,1 Здравоохранение 1 624 450 99,7 436 794 73,2 647 172 99,9 Социальное страхование и обеспечение 1 127 701 99,8 1 364 765 86,8 469 326 93,0 Жилищно-коммунальное хозяйство 1 318 891 88,3 174 696 91,1 316 049 104,3 Культура, спорт и информа- ционное пространство 495 639 99,5 189 280 90,4 181 907 116,0 Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство и охрана окружающей среды 54 542 96,2 109 264 62,2 156 006 100,2 Промышленность, строительство и недропользование 30 000 100,0 94 400 73,4 291 505 95,4 Транспорт и связь 1 174 652 100,0 - - - - Прочие 348 134 99,6 56 557 77,7 153 131 100,8 Официальные трансферты 6 765 916 100,0 - - - - -------------------------- ---------- ----- --------- ----- --------- ----- Кредитование 123 230 100,0 20 913 41,4 34 478 102,8 -------------------------- ---------- ----- --------- ----- --------- ----- III. Дефицит (-) / профицит (+) бюджета 145 495 -14 492 -94 500 тыс. тенге ------------------------------------------------------------------------------- Исполнение бюджета Наименование статей 2000 год 4 мес. 2000 -------------------------------- бюджета план план 4 мес. 2000 % к плану % к году -------------------- ---------- ----------- ----------- --------- -------- I. Поступления 16 684 914 7 290 319 7 800 831 107,0 46,8 Доходы: 16 474 254 7 267 981 7 788 184 107,2 47,3 Налоговые поступления 16 161 097 7 102 058 7 565 541 106,5 46,8 Неналоговые поступления 298 469 162 635 217 264 133,6 72,8 Операции с капиталом 14 688 3 288 5 379 163,6 36,6 Погашение займов, долгов 210 660 22 338 12 647 56,6 6,0 -------------------- ---------- ----------- ----------- --------- -------- II. Расходы и кредитование 17 684 914 7 934 320 6 648 638 83,8 37,6 Расходы: 16 574 914 7 264 320 6 635 638 91,3 40,0 Государственные услуги общего характера 249 592 95 699 68 501 71,6 27,4 Оборона 99 880 37 371 28 852 77,2 28,9 Общественный порядок и безопасность 235 148 79 422 57 476 72,4 24,4 Образование 2 559 949 899 251 728 860 81,1 28,5 Здравоохранение 1 097 486 349 959 282 290 80,7 25,7 Социальное страхование и обеспечение 673 906 214 505 144 784 67,5 21,5 Жилищно-коммунальное хозяйство 720 420 122 453 87 639 71,6 12,2 Культура, спорт и инфор- мационное пространство 321 927 266 283 209 976 78,9 65,2 Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство и охрана окружающей среды 80 072 32 767 14 620 44,6 18,3 Промышленность, строи- тельство и недропользование - 960 - - - Транспорт и связь 200 000 27 610 22 360 81,0 11,2 Прочие 333 665 204 224 60 214 29,5 18,0 Обслуживание долга 275 600 3 750 - - - Официальные трансферты 9 727 269 4 930 066 4 930 066 100,0 50,7 -------------------- ---------- ----------- ----------- --------- -------- Кредитование 1 110 000 670 000 13 000 1,9 1,2 -------------------- ---------- ----------- ----------- --------- -------- III. Дефицит (-) / профицит (+) бюджета -1 000 000 -644 001 1 152 193 В 1997 году налоговые поступления составляли 87,7% от всех доходов областного бюджета, в 1998-м - 84,4%, за 1999 год - 97,1%, за четыре месяца 2000 года - 97,0% от всех доходов бюджета Атырауской области. Неналоговые поступления составляют незначительную часть от общих поступлений в областной бюджет. Их доля в общем объеме поступлений в 1997 году составляла 12,3%, в 1998 - 15,2%, в 1999 - 2,2%%, за четыре месяца 2000 года - 2,8%. Поступления в бюджет от операций с капиталом также незначительны и варьируют в пределах 0,3%-0,1% от общего объема. Правительством республики не предусмотрены какие-либо трансфертные перечисления (гранты) в пользу Атырауской области. Расходы. В 1999 году 91,6% от общих расходов областного бюджета (после официальных трансфертов в республиканский бюджет) было использовано на реализацию семи основных направлений деятельности, к которым относятся: жилищно-коммунальный сектор, здравоохранение, образование, социальные услуги, транспорт и связь, правоохранительные органы, культура, спорт и информационное пространство. В соответствии с Законом Республики Казахстан от 11 ноября 1999 года "О республиканском бюджете на 2000 год" бюджетные изъятия (официальные трансферты) для области определены в абсолютном размере равном 9 727 269 тыс. тенге, что составляет 58,3% от суммы всех поступлений в бюджет области. Использование денег от размещения облигаций Согласно постановлению Правительства Республики Казахстан от 19 мая 2000 года ь752 "О заимствовании местным исполнительным органом Атырауской области", решению Акима Атырауской области от 06 декабря 1999 года ь251, утвержденному решением II-ой сессии Атырауского областного Маслихата II созыва от 07 декабря 1999 года ь17- II, деньги, которые могут быть получены от размещения облигаций, будут использованы на реализацию в рамках региональной инвестиционной программы проекта "Реконструкция и ремонт автомобильных дорого в г. Атырау". Как данная программа, так и программа "Обслуживание долга местных исполнительных органов", отнесены к числу несеквестируемых решениями Акима Атырауской области от 28 февраля 2000 года ь363 и III-ей сессии Атырауского областного Маслихата II-го созыва от 02 марта 2000 года ь34-II "О внесении изменений и дополнений в решение и. о. акима области от 25 ноября 1999 года ь238 "Об областном бюджете на 2000 год"". Проект "Реконструкция и ремонт автомобильных дорого в г. Атырау" отобран в качестве приоритетного на основе экспертизы, проведенной Управлением внешнеэкономических связей и инвестиционной политики акимата Атырауской области. Выбор данного проекта определен следующими факторами: существующая сеть дорог и сооружений на них по техническим параметрам и конструктивным элементам дорожных средств не соответствует условиям обеспечения безопасного проезда транспортных средств. Перевозка 49% основных грузов внутри области ложится на автомобильный транспорт. При неблагоприятных технических дорожных условиях снижается производительность автомобиля до 70%, себестоимость перевозок увеличивается на 45%, расход топлива возрастает на 30%. При выполнении предложенной программы строительства и реконструкции автодорог и сооружений скорость на них увеличится с 32 км/час до 86 км/час. Проект капитального ремонта автомобильных дорог и тротуаров в городе Атырау на 2000 год, определяющий сроки, направление и порядок использования средств, разработан проектно-изыскательским институтом ТОО "Казахский Промтранспроект". Генеральный подрядчик проекта в соответствии с запланированными условиями и сроками, будет выбран на основе тендера. Риски Из числа существующих рисков, которые могут негативно повлиять на финансовое состояние эмитента облигаций и его способность отвечать по своим обязательствам выделяются следующие: 1. Изменение государственной экономической политики, касающейся ограничений на импорт и экспорт, а также изменение налоговой политики. 2. Изменения законодательства, касающиеся перераспределения налоговых поступлений между республиканским и местным бюджетом и размеров бюджетных изъятий. 3. Снижение цен на нефть и нефтепродукты может существенно сказаться на поступлениях в бюджет области, а, следовательно, и на способности эмитента отвечать по своим обязательствам. 4. Существует возможность возникновения обязательств эмитента по долгам субъектов, расположенных на территории области, которые гарантированы Правительством. Поскольку проект "Реконструкция и ремонт автомобильных дорог в г.Атырау" является проектом социальной значимости, существующий риск самого проекта, связанный с неполной его реализацией или соблюдением сроков и других его основных параметров, следует признать незначительным, так как затраты на него будут компенсированы из местного бюджета в любом случае.