РГП "Казахстан темир жолы": характеристика рисков

27.06.00 00:00
/ИРБИС, 27.06.00/ - Ниже приводится краткая характеристика рисков, связанных с деятельностью РГП "Казахстан темир жолы". Справка выполнена по материалам заключения Листинговой комиссии Казахстанской фондовой биржи (KASE). Материал публикуется в связи с включением облигаций РГП в официальный список ценных бумаг KASE категории "A". РИСКИ, СВЯЗАННЫЕ С КОНКУРЕНЦИЕЙ На внутреннем рынке для железнодорожного транспорта в Республики Казахстан практически не существует конкуренции, поскольку данный вид транспорта обеспечивает около 2/3 всех перевозок. Другие основные виды транспорта - автомобильный, трубопроводный, воздушный - скорее дополняют железнодорожный, нежели конкурируют с ним. Существенное негативное действие на загрузку железных дорог может оказать в ближайшее время только увеличение пропускной способности системы экспортных нефтепроводов, включая ввод в эксплуатацию летом 2000 года первой очереди нефтепровода КТК. Это может привести к потере заказов в объеме порядка 8 - 10 млн тонн в год (экспортные поставки ТОО "Тенгизшевройл" и других компаний Мангистауской области). Это соответствует 6-7% от общего объема грузооборота и с учетом того, что потери могут быть частично компенсированы за счет увеличения железнодорожных перевозок нефти из западного Казахстана в Китай, не может рассматриваться как определяющий фактор. На международном рынке железнодорожных перевозок позиции РГП "Казахстан темир жолы" пока остаются слабыми. В настоящее время предприятие предпринимает необходимые меры для развития транспортных коридоров, проходящих по территории Казахстана, и наиболее полной интеграции республиканских железных дорог в Евроазиатскую транспортную систему. РИСКИ, СВЯЗАННЫЕ С ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ФАКТОРАМИ Объемы перевозимых грузов напрямую зависят от экономической ситуации в стране. Физический объем промышленного производства в Казахстане в период с 1990 по 1999 год сократился почти в 2 раза, вызвав тем самым почти столь же резкое падение объемов грузоперевозок. В 1995 году падение производства было в основном остановлено. В 1999 году и начале 2000 года отмечается экономический подъем. По официальным прогнозам рост ВНП в 2000 году составит 3,5%. Республике удалось избежать гиперинфляции, возможной в связи с переходом к свободному курсу тенге, и в целом преодолеть негативные влияния, которые оказали на экономику Казахстана кризисы в России и странах юго-восточной Азии. Экономическому росту способствует повышение мировых цен на продукцию, которая составляет основу казахстанского экспорта - нефть, металлы, зерно. С учетом нынешней ситуации, предполагаемого увеличения экспорта и транзитных перевозок по территории Казахстана, риски данной категории на ближайшее время можно рассматривать как относительно небольшие. РИСКИ, СВЯЗАННЫЕ С ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКОЙ И ДЕВАЛЬВАЦИЕЙ ТЕНГЕ В случае резкой девальвации тенге РГП "Казахстан темир жолы" в силу своего статуса естественного монополиста и законодательства Республики Казахстан не сможет соответствующим образом изменить тарифы, по крайней мере, в течение одного квартала. Сокращение поступлений в долларовом выражении может привести к трудностям при погашении обязательств, деноминированных в иностранной валюте. Однако нынешнее положение на финансовых рынках Казахстана и его основного партнера - России позволяет оценивать перспективы резкой девальвации в ближайшем будущем как маловероятные. РИСКИ, СВЯЗАННЫЕ С ТЕХНИЧЕСКИМИ ФАКТОРАМИ На протяжении последних лет РГП "Казахстан темир жолы" практически не имело возможности включать в тариф средства, необходимые для долгосрочных инвестиций. В этих условиях предприятие вынуждено формировать программу капитальных вложений в значительной степени за счет внешних источников финансирования, главным образом иностранных кредитов. Недостаточный объем капитальных вложений привел к ускорению процесса старения основных фондов. По оценкам руководства РГП "Казахстан темир жолы" положение в этой области в ближайшие годы существенно не изменится. Планируемое увеличение интенсивности перевозок делает проблему модернизации основных фондов особенно актуальной. Старение материально-технической базы еще не привело к необратимым последствиям (в 1999 году по сравнению с 1998 годом количество случаев брака было снижено на 47% на фоне 9% снижения объемов грузовых и пассажирских перевозок), однако проблема инвестиций в основные средства остается одной из наиболее острых. РИСКИ, СВЯЗАННЫЕ С НЕПЛАТЕЖАМИ Серьезной проблемой остаются неплатежи, в первую очередь, предприятий угледобывающей отрасли. Сумма взаимозачетов и бартерных операций составляет около 30% в объеме общих расчетов РГП "Казахстан темир жолы". Во втором и третьем кварталах 1999 года вследствие хронических неплатежей предприятие было вынуждено вводить ограничения на отгрузку угля. В 2000 год в счет дебиторской задолженности угольных предприятий Экибастуза РГП "Казахстан темир жолы" намерено приобрести средства подвижного состава. Рост дебиторской задолженности спровоцировал проблему нехватки оборотных средств. В результате РГП "Казахстан темир жолы" вынуждено прибегать к краткосрочным банковским кредитам для пополнения оборотных средств до уровня, необходимого для нормальной деятельности предприятия. Последовательная позиция РГП "Казахстан темир жолы", а также общее оздоровление финансовой ситуации в Республике, позволяют надеяться на снижение остроты этой проблемы в ближайшие годы.