РГП "Казахстан темир жолы": характеристика рисков
27.06.00 00:00
/ИРБИС, 27.06.00/ - Ниже приводится краткая характеристика рисков, связанных
с деятельностью РГП "Казахстан темир жолы". Справка выполнена по материалам
заключения Листинговой комиссии Казахстанской фондовой биржи (KASE).
Материал публикуется в связи с включением облигаций РГП в официальный список
ценных бумаг KASE категории "A".
РИСКИ, СВЯЗАННЫЕ С КОНКУРЕНЦИЕЙ
На внутреннем рынке для железнодорожного транспорта в Республики Казахстан
практически не существует конкуренции, поскольку данный вид транспорта
обеспечивает около 2/3 всех перевозок. Другие основные виды транспорта -
автомобильный, трубопроводный, воздушный - скорее дополняют железнодорожный,
нежели конкурируют с ним.
Существенное негативное действие на загрузку железных дорог может оказать в
ближайшее время только увеличение пропускной способности системы экспортных
нефтепроводов, включая ввод в эксплуатацию летом 2000 года первой очереди
нефтепровода КТК. Это может привести к потере заказов в объеме порядка 8 - 10
млн тонн в год (экспортные поставки ТОО "Тенгизшевройл" и других компаний
Мангистауской области). Это соответствует 6-7% от общего объема грузооборота
и с учетом того, что потери могут быть частично компенсированы за счет
увеличения железнодорожных перевозок нефти из западного Казахстана в Китай,
не может рассматриваться как определяющий фактор.
На международном рынке железнодорожных перевозок позиции РГП "Казахстан темир
жолы" пока остаются слабыми. В настоящее время предприятие предпринимает
необходимые меры для развития транспортных коридоров, проходящих по
территории Казахстана, и наиболее полной интеграции республиканских железных
дорог в Евроазиатскую транспортную систему.
РИСКИ, СВЯЗАННЫЕ С ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ФАКТОРАМИ
Объемы перевозимых грузов напрямую зависят от экономической ситуации в
стране. Физический объем промышленного производства в Казахстане в период с
1990 по 1999 год сократился почти в 2 раза, вызвав тем самым почти столь же
резкое падение объемов грузоперевозок. В 1995 году падение производства было
в основном остановлено. В 1999 году и начале 2000 года отмечается
экономический подъем. По официальным прогнозам рост ВНП в 2000 году
составит 3,5%.
Республике удалось избежать гиперинфляции, возможной в связи с переходом к
свободному курсу тенге, и в целом преодолеть негативные влияния, которые
оказали на экономику Казахстана кризисы в России и странах юго-восточной
Азии. Экономическому росту способствует повышение мировых цен на продукцию,
которая составляет основу казахстанского экспорта - нефть, металлы, зерно. С
учетом нынешней ситуации, предполагаемого увеличения экспорта и транзитных
перевозок по территории Казахстана, риски данной категории на ближайшее время
можно рассматривать как относительно небольшие.
РИСКИ, СВЯЗАННЫЕ С ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКОЙ И ДЕВАЛЬВАЦИЕЙ ТЕНГЕ
В случае резкой девальвации тенге РГП "Казахстан темир жолы" в силу своего
статуса естественного монополиста и законодательства Республики Казахстан не
сможет соответствующим образом изменить тарифы, по крайней мере, в течение
одного квартала. Сокращение поступлений в долларовом выражении может привести
к трудностям при погашении обязательств, деноминированных в иностранной
валюте. Однако нынешнее положение на финансовых рынках Казахстана и его
основного партнера - России позволяет оценивать перспективы резкой
девальвации в ближайшем будущем как маловероятные.
РИСКИ, СВЯЗАННЫЕ С ТЕХНИЧЕСКИМИ ФАКТОРАМИ
На протяжении последних лет РГП "Казахстан темир жолы" практически не имело
возможности включать в тариф средства, необходимые для долгосрочных
инвестиций. В этих условиях предприятие вынуждено формировать программу
капитальных вложений в значительной степени за счет внешних источников
финансирования, главным образом иностранных кредитов. Недостаточный объем
капитальных вложений привел к ускорению процесса старения основных фондов. По
оценкам руководства РГП "Казахстан темир жолы" положение в этой области в
ближайшие годы существенно не изменится. Планируемое увеличение интенсивности
перевозок делает проблему модернизации основных фондов особенно актуальной.
Старение материально-технической базы еще не привело к необратимым
последствиям (в 1999 году по сравнению с 1998 годом количество случаев брака
было снижено на 47% на фоне 9% снижения объемов грузовых и пассажирских
перевозок), однако проблема инвестиций в основные средства остается одной из
наиболее острых.
РИСКИ, СВЯЗАННЫЕ С НЕПЛАТЕЖАМИ
Серьезной проблемой остаются неплатежи, в первую очередь, предприятий
угледобывающей отрасли. Сумма взаимозачетов и бартерных операций составляет
около 30% в объеме общих расчетов РГП "Казахстан темир жолы". Во втором и
третьем кварталах 1999 года вследствие хронических неплатежей предприятие
было вынуждено вводить ограничения на отгрузку угля. В 2000 год в счет
дебиторской задолженности угольных предприятий Экибастуза РГП "Казахстан
темир жолы" намерено приобрести средства подвижного состава.
Рост дебиторской задолженности спровоцировал проблему нехватки оборотных
средств. В результате РГП "Казахстан темир жолы" вынуждено прибегать к
краткосрочным банковским кредитам для пополнения оборотных средств до уровня,
необходимого для нормальной деятельности предприятия.
Последовательная позиция РГП "Казахстан темир жолы", а также общее
оздоровление финансовой ситуации в Республике, позволяют надеяться на
снижение остроты этой проблемы в ближайшие годы.