РГП "Казахстан темир жолы": cтратегия развития
26.06.00 00:00
/ИРБИС, 26.06.00/ - Ниже приводится краткое описание стратегии развития РГП
"Казахстан темир жолы", составленное по материалам заключения Листинговой
комиссии Казахстанской фондовой биржи (KASE). В свою очередь, при составлении
заключения специалисты KASE опирались на материалы, предоставленные РГП
"Казахстан темир жолы" в рамках листинговых требований.
Материал публикуется в связи с включением облигаций РГП в официальный список
ценных бумаг KASE категории "A".
МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
К настоящему времени РГП "Казахстан темир жолы" достигнут ряд соглашений,
позволяющих привлечь дополнительный объем перевозок грузов в результате
переориентации грузопотоков на транзит по территории Казахстана.
С января 2000 года Магнитогорский металлургический комбинат производит
отгрузку металлопроката в Иран транзитом через порт Актау (до этого - через
порт Астрахань), вновь привлеченный объем ориентировочно составит к концу
года около 200 тыс. тонн.
Ожидается заключение договоров с АО "Уралкалий" и АО "Сильвинит",
поставляющих химические удобрения в Китай, что позволит привлечь не менее 100
тыс. тонн грузов.
Проводится активная работа по привлечению новых клиентов - металлургических,
химических и лесообрабатывающих российских комбинатов.
Готовится пролонгация договора между РГП "Казахстан темир жолы" и Узбекской
железной дорогой по предоставлению взаимных скидок на транзит по территории
Казахстана и Узбекистана.
Совместно с Белоруссией готовится проект установления единых ставок на
перевозку белорусских и казахстанских грузов по территории России по
внутренним тарифам.
Продолжается работа по привлечению клиентов из дальнего зарубежья,
заинтересованных в перевозках по проходящему через Казахстан Северному
Коридору Трансазиатской железной дороги.
По результатам встречи с представителями финских железных дорог в марте 2000
года состоялась первая отправка грузов из Финляндии в Китай в крупнотоннажных
контейнерах.
Ведется работа по формированию новых транзитных коридоров, в том числе из
Финляндии в Иран (включая участок, проходящий по восточному побережью Каспия)
и второй ветви Северного Коридора Трансазиатской железной дороги, который
будет проходить через города Астану, Тобол, Уфу.
РГП "Казахстан темир жолы" инициировала постановление от 18 марта 1999 года
#258 "О таможенном оформлении транзитных товаров, перемещаемых
железнодорожным транспортом", которое существенно упрощает процедуру
таможенного оформления, благодаря введению фиксированного сбора за таможенное
оформление транзитных грузов. В перспективе рассматривается предоставление
РГП "Казахстан темир жолы" статуса таможенного брокера, что позволит
отказаться от внесения депозитного обеспечения транзита подакцизных грузов и
увеличить их транзит по территории Республики Казахстан.
С целью привлечения дополнительных объемов транзитных перевозок образованы
представительства РГП "Казахстан темир жолы" в среднеазиатском регионе
(Ташкент), в Балто-Черноморском регионе (Минск), в Азиатско-Тихоокеанском
регионе (Пекин и Урумчи).
В РГП "Казахстан темир жолы" создана комиссия по предоставлению специальных
ставок на перевозки транзитных грузов. Предусмотрена возможность
предоставления специальных ставок на условиях заключения трехсторонних
договоров: грузоотправитель - экспедитор - РГП "Казахстан темир жолы".
Специальные ставки предоставляются на основании экономического анализа
возможности предоставления запрашиваемых специальных ставок.
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРОГРАММА
В 2001 - 2005 годах РГП "Казахстан темир жолы" прогнозирует ежегодный прирост
грузооборота на 1,0%-1,5%. Темпы прироста пассажирооборота предполагаются
более высокими: 1,2%-2,4%, но при этом в 2000 году ожидается падение данных
показателей по отношению к 1999 году более чем на 10%. Это связано с низким
уровнем покупательной способности населения, который, по-видимому, сохранится
в текущем году.
Согласно прогнозу доходы и расходы от перевозок из-за инфляционных процессов
будут расти более высокими темпами, чем производственные показатели. При этом
расходы будут расти быстрее, чем доходы, поскольку рост цен на промышленную
продукцию и услуги будет опережать рост железнодорожных тарифов.
Основной целью инвестиционной программы РГП "Казахстан темир жолы" является
разработка и реализация комплекса мероприятий по развитию производственной
базы железнодорожного транспорта, сокращению эксплуатационных расходов на
основе модернизации основных фондов и внедрения новых технологий.
На развитие материально-технической базы с 2000 по 2005 годы РГП "Казахстан
темир жолы" предусматривает направить 50 788 млн тенге. Помимо этого, в
2000-2001 годах будут привлечены кредиты Европейского банка реконструкции и
развития (ЕБРР) и фонда OECF (Япония) в размере 3 735,8 млн тенге. Средства
ЕБРР предполагается направить на приобретение диагностической техники и
средств малой механизации для текущего ремонта пути. Средства OECF будут
направлены на продолжение финансирования проекта "Развитие мощностей
железнодорожного транспорта Республики Казахстан", начатого в 1996 году.
Кроме того, в 2000 году планируется реализовать следующие проекты:
- строительство новой железнодорожной линии Аксу - Конечная протяженностью
185,5 км (сумма финансирования - 461 млн. тенге);
- проект по развитию базы по заводскому ремонту подвижного состава:
электровозов - ст. Атбасар (116 млн. тенге); магистральных тепловозов - ст.
Шу (19 млн. тенге); маневровых тепловозов - ст. Казалинск (8 млн. тенге);
пассажирских вагонов - ст. Алматы (1 194,4 млн тенге, в том числе заем OECF
- 894,4 млн. тенге, собственные средства РГП - 300 млн. тенге);
- развитие информационно-вычислительных систем и средств связи
(712,6 млн тенге);
- внедрение автоматизированных диспетчерских центров управления,
ресурсосберегающих технологий и приборов учета;
- реабилитация железнодорожных мостов (300 млн тенге).