РГП "Казахстан темир жолы": краткая характеристика

26.06.00 00:00
/ИРБИС, 26.06.00/ - Ниже приводится краткая характеристика РГП "Казахстан темир жолы", составленная по материалам заключения Листинговой комиссии Казахстанской фондовой биржи (KASE). Характеристика публикуется в связи с включением облигаций компании в официальный список ценных бумаг KASE категории "A". ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Дата первичной государственной регистрации - 12 февраля 1997 года. Организационно-правовая форма - Республиканское государственное предприятие. Вид собственности - государственная. Юридический и фактический адрес головного офиса - Казахстан, 473000, Астана, пр. Победы, 98. ЛИЦЕНЗИИ - Государственная лицензия на право осуществления деятельности по перевозке железнодорожным транспортом от 15 июня 1999 года #ТЖ 138735. Условия лицензии - деятельность по перевозке пассажиров и грузов; разрешенные зоны действия - международные. Особые условия лицензии - владелец лицензии обязан: соблюдать налоговое, лицензионное, транспортное законодательство, выполнять санитарные, экологические, противопожарные нормы и правила, требования безопасности движения; обеспечить наличие учетного документа, подтверждающего соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым для данного вида деятельности. - Государственная лицензия на право осуществления деятельности по перевозке железнодорожным транспортом от 15 июня 1999 года #ТЖ 138736. Условия лицензии - деятельность по перевозке опасных грузов, разрешенные зоны действия - международные. Особые условия лицензии - владелец лицензии обязан: соблюдать налоговое, лицензионное, транспортное законодательство, выполнять санитарные, экологические, противопожарные нормы и правила, требования безопасности движения; обеспечить наличие учетного документа, подтверждающего соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым для данного вида деятельности. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Транспортное обеспечение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. - Обеспечение безопасности движения поездов и сохранности перевозимых грузов. - Обеспечение безопасности и обслуживание пассажиров. - Содержание в исправном состоянии и развитие материально- технической базы. - Осуществление оперативного руководства эксплуатацией железных дорог Республики Казахстан, разработка графиков движения поездов, норм использования подвижного состава и планов перевозок, организация системы прямых и смешанных сообщений с участием различных видов транспорта. - Обеспечение внешнеэкономических связей Республики Казахстан, осуществление экспорта и импорта продукции. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ До распада Советского Союза сеть железных дорог Казахской ССР эксплуатировалась тремя структурными подразделениями: Алматинской, Целинной и Западно-Казахстанской железными дорогами, входящими в состав Министерства Путей Сообщения СССР, которое осуществляло общее руководство и управление их деятельностью. С момента обретения Казахстаном независимости железнодорожный транспорт Республики Казахстан представляли три самостоятельных юридических лица - Алматинская, Целинная и Западно-Казахстанская железные дороги, которые, в свою очередь, разделялись на 14 отделений железных дорог. Производственно-хозяйственная деятельность строилась ими исходя из собственных интересов, зачастую не совпадающих с общегосударственными. Дороги практически прекратили финансирование работ по техническому перевооружению отрасли, капитальному ремонту основных средств. В результате создалась серьезная угроза безопасности движения поездов, образовались большие задолженности перед другими компаниями и перед бюджетом. 31 января 1997 года решением правительства "О реорганизации предприятий железных дорог республики путем слияния республиканских государственных предприятий: Администрации Алматинской железной дороги, Администрации Целинной железной дороги, Администрации Западно-Казахстанской железной дороги" было создано Республиканское государственное предприятие "Казахстан темир жолы". Программа реорганизации затронула все финансовые, экономические и производственные службы железных дорог Республики Казахстан. Был обеспечен централизованный оперативный контроль и присутствие представителей таможни в каждом отделении РГП "Казахстан темир жолы". Численность сотрудников Компании была сокращена с 159 536 человек в 1997 году до 129 120 в первом квартале 2000 года, в том числе численность руководящего состава - с 7 348 до 5 862. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ По объему грузооборота железнодорожный транспорт прочно удерживает первое место в Казахстане. На его долю приходится более 76% грузооборота против 16% - трубопроводного транспорта, 8% - автомобильного, десятых долей процента - речного и воздушного транспорта. Железнодорожный транспорт обеспечивает более 50% пассажирооборота по сравнению с 36% автомобильного транспорта и 12% воздушного. Операционная деятельность РГП "Казахстан темир жолы" состоит из трех составляющих: грузоперевозок, пассажироперевозок и подсобно- хозяйственной деятельности. Грузоперевозки обеспечивают около 75-78% от совокупного дохода, 9-11% приходится на долю перевозок пассажиров, 11-16% предприятие получает от подсобно-хозяйственной деятельности. Грузоперевозки Около 80% перевозимых РГП "Казахстан темир жолы" грузов приходится на каменный уголь, а также руды черных и цветных металлов, сырую нефть и продукты нефтепереработки. Уменьшение суммарных объемов перевозимых грузов, начавшееся в начале 90-х, продолжалось и в последние 3 года. В 1998 году это объяснялось главным образом общим спадом промышленного производства в республике на 2% и сокращением экспорта на 14%. В результате объем перевезенных грузов к 1997 году уменьшился на 5,7%. Только по группе нефтяных грузов было зафиксировано увеличение объемов на 4,9%. В 1999 году непосредственное влияние на динамику грузоперевозок оказало введение свободно-плавающего курса тенге. Переход к плавающему курсу положительно сказался на состоянии казахстанских экспортеров, что привело к росту вывоза грузов. Эффект усилился повышением мировых цен на нефть и металлы - традиционные статьи казахстанского экспорта. Фиксация железнодорожных тарифов позволила существенно снизить транспортную составляющую в себестоимости экспортной продукции, что, в свою очередь, послужило дополнительным стимулом увеличения вывоза. Однако основные изменения были связаны с динамикой изменения объемов перевозки угля. Суммарное уменьшение отгрузки угля в 1999 году по сравнению с 1998 годом составило 9,7 млн тонн, что привело к годовому спаду перевозок на 4,3 млн тонн или 3,2%, несмотря на прирост объемов других грузов на 4,2 млн тонн. Помимо общего сокращения угледобычи, снижение перевозок угля было вызвано запретами, вводимыми РГП "Казахстан темир жолы" на его погрузку для угольных предприятий Экибастузского бассейна (апрель - май, июль - август 1999 года) в связи с их большой дебиторской задолженностью. Запреты снимались по мере погашения задолженности. Показатели четвертого квартала 1999 года значительно превысили соответствующие показатели аналогичного периода 1998 года. Данные РГП "Казахстан темир жолы" за январь 2000 года показывают, что тенденция к увеличению транзитных перевозок сохраняется. Объем транзитных перевозок составил 447 тыс. тонн, объем доходов - 14,4 млн швейцарских франков, что, соответственно, на 21% и 7,7% выше показателей января прошлого года. Предварительные данные текущего года показывают увеличение объемов транзитных перевозок грузов в феврале на 30% по сравнению с февралем 1999 года. Основной объем грузоперевозок РГП "Казахстан темир жолы" приходится на продукцию добывающих отраслей Казахстана, около 30 предприятий которых обеспечивают свыше 80% перевозок. В угольной отрасли крупнейшими грузоотправителями остаются предприятия Карагандинского и Экибастузского угольных бассейнов, на которых сосредоточено 80% добычи каменного угля в Казахстане. Основные потребители карагандинского коксующегося каменного угля - АООТ "Испат- Кармет", металлургические заводы России, Карагандинская и Бишкекская ТЭЦ. Около 67% угля, добываемого в Экибастузском угольном бассейне, потребляется внутри республики, остальное экспортируется в Россию. Наметившийся экономический подъем в России и Казахстане при учете существования значительных остаточных запасов угля в казахстанских месторождениях дает основания ожидать, что объемы перевозки угля в ближайшие десятилетия значительно не снизятся и в перспективе будут возрастать. В нефтяной отрасли основными клиентами РГП "Казахстан темир жолы" являются ТОО "Тенгизшевройл" и ОАО "ШНОС". Основные объемы нефти, добываемой ТОО "Тенгизшевройл", поставляются на экспорт, причем, большая их часть перевозится железной дорогой. Так из 9,5 млн тонн нефти, добытой в 1999 году, 7,5 млн тонн было перевезено по железной дороге. РГП "Казахстан темир жолы" планирует дальнейшее наращивание объемов добычи, однако после введения в эксплуатацию трубопровода КТК следует ожидать значительного снижения объемов железнодорожных перевозок нефти по территории Казахстана. В горнодобывающей отрасли РГП "Казахстан темир жолы" обслуживает транспортные потоки между производителями руды (ОАО "ССГПО", Донской и Лисаковский ГОКи) и ее потребителями (АООТ "Испат-Кармет", Магнитогорский, Кузбасский, Новолипецкий металлургические комбинаты). В цветной металлургии основными грузоотправителями являются ОАО "Корпорация Казахмыс", ОАО "Казцинк" и ОАО "Алюминий Казахстана". После снижения объемов перевозок черных металлов и руды в 1998 году, в конце 1999 года и начале 2000 наметился рост, связанный с увеличением добычи, повышением мирового спроса и цен на данные виды сырья. В 2000 году наблюдается рост производства валового продукта в республике, что также положительно влияет на уровень перевозок. Пассажирские перевозки Количество перевезенных по железным дорогам пассажиров сократилось в 1999 году по сравнению с 1998 годом на 2,7 млн человек или на 12,8%, что было вызвано как снижением числа отправленных пассажиров на 46%, так и числа пассажиров, принятых с дорог сопредельных стран для дальнейшей перевозки (54%). Кроме того, на 4,7% снизилась средняя дальность перевозок. Все это было вызвано, в первую очередь, снижением покупательной способности населения как в Казахстане, так и в сопредельных государствах. Подсобно-вспомогательная деятельность Большей частью подсобно-вспомогательная деятельность выполняется для предприятий, входящих в состав РГП "Казахстан темир жолы". Падение доходов в 1999 году (с 192 до 125 млн долларов США) было связано, в основном, с девальвацией тенге после введения плавающего курса. Данная статья доходов в будущем будет возрастать в связи с тем, что предприятие планирует осуществлять капитальный ремонт и другие виды услуг своими силами. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Общая экономическая ситуация в республике Внутренние перевозки РГП "Казахстан темир жолы" положительно коррелированы с уровнем производства основных перевозимых грузов и уровнем покупательной способности населения. На долю предприятия приходится около 2/3 грузооборота в стране. Снижение производства в 90-х годах привело к уменьшению потребности в перевозках. В 1999 году грузооборот железнодорожного транспорта снизился в сравнении с 1996 годом почти на 20%. Промышленное производство в Казахстане продолжает оставаться на низком уровне, однако подъем, наметившийся в конце 1999 - начале 2000 годов, уже сказался на повышении спроса на перевозку грузов и позволяет прогнозировать дальнейший рост. В то же время покупательная способность населения продолжает снижаться, что является причиной прогнозирования РГП "Казахстан темир жолы" падения пасcажироперевозок в 2000 году на 10%. Состояние мировых товарных рынков Данный фактор влияет на международные перевозки, выполняемые по заказам экспортно-ориентированных отраслей Казахстана и предприятий, импортирующих грузы в Казахстан. Экономический подъем в мире и преодоление кризиса странами Юго-Восточной Азии ведет к повышению спроса на основную экспортную продукцию Казахстана (нефть и нефтепродукты, уголь, металлы и руды, зерно), что должно привести к существенному увеличению объемов международных перевозок. Выгодное географическое расположение республики Этот фактор обуславливает привлечение значительных объемов транзитных грузов и пассажиров на Трансазиатские железнодорожные магистрали, проходящие через территорию республики. Наметившееся улучшение экономической ситуации в России, продолжающийся экономический подъем в Европе и Китае, окончание кризиса в Юго- Восточной Азии ведет к оживлению торговли между Европой и Азиатскими странами и должно значительно увеличить транзитные перевозки. Государственная форма собственности Как и в других странах СНГ, компания, управляющая железными дорогами республики, имеет статус естественного монополиста и является объектом государственного регулирования. Государственная форма собственности определяет полную зависимость РГП "Казахстан темир жолы" от государственных органов по регулированию тарифов на перевозку, которые таким образом контролируют основной источник доходов РГП. Сложная иерархическая структура управления транспортной системой республики, включая РГП "Казахстан темир жолы", нередко приводит к негибкости и недостаточной оперативности в работе. С другой стороны, эта форма собственности позволяет рассчитывать на привлечение больших объемов иностранных инвестиций под гарантии государства. Тарифы Согласно Закону Республики Казахстан "О естественных монополиях" РГП "Казахстан темир жолы" может изменять тарифы не чаще, чем один раз в квартал. Процедура изменения тарифов схожа с процедурой предоставления скидок на базовую ставку тарифа. Внутренние тарифы перевозки грузов и пассажиров регулируются Прейскурантом 1001, который использовался еще в Советском Союзе, и выражены в тенге. Международные тарифы регулируются международным тарифным стандартом (МТТ), к которому Компания перешла в июле 1999 года. Тарифы на ввоз, вывоз и транзит привязаны к швейцарскому франку. Тарифы дифференцируются с учетом многих факторов, таких как: тип используемого локомотива и вагона, степень использования грузоподъемности и вместимости вагона, расстояние, скорость перевозки и др. Большое значение для деятельности РГП "Казахстан темир жолы" имеет система тарифных скидок. Скидки устанавливает Агентство Республики Казахстан по урегулированию естественных монополий по запросу грузоотправителя и после согласования с РГП "Казахстан темир жолы". С апреля 2000 года Агентство Республики Казахстан по урегулированию естественных монополий установило следующие понижающие коэффициенты на перевозку грузов железнодорожным транспортом: - 0,75 на железную руду, концентрат и окатыши, доломит, известняк для флюсования; - 0,5 на кислоту серную; - 0,7 на руду медную; - 0,6 на прокат черных металлов. Первое увеличение тарифов с момента создания РГП "Казахстан темир жолы" (январь 1997 года) произошло 01 января 2000 года, когда в 2 раза были повышены тарифы на экспортные перевозки нефти и нефтепродуктов (вывоз), кроме перевозок до порта Актау. С 01 апреля 2000 года были повышены тарифы от 20 до 100% на железнодорожные перевозки различных грузов (черные и цветные металлы, глинозем, спиртные и табачные изделия, волокно хлопковое, продукция лесной промышленности и прочие). ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА В соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета, руководство РГП "Казахстан темир жолы" приняло решение произвести переоценку основных средств на основании рекомендаций аудиторских компаний Price Waterhouse Coopers и Ernst & Young по состоянию на 31 декабря 1997 года. РГП произвело реиндексацию стоимости всех основных средств, кроме зданий, с поправкой на рыночную стоимость основных средств, приобретенных на момент создания РГП "Казахстан темир жолы" с соответствующей записью, уменьшающей количество дополнительного внесенного капитала. Структура РГП "Казахстан темир жолы" включает в себя ряд хозяйств, имеющих собственные Главные управления и основные средства. Основные средства хозяйства пути Основные средства путевого хозяйства РГП "Казахстан темир жолы" включают верхнее строение пути, искусственные сооружения, земляное полотно и различные машины и механизмы. Доля основных средств путевого хозяйства превышает 50% от всех основных средств РГП, из них 53,4% - это верхнее строение пути. Общая длина главных путей РГП "Казахстан темир жолы" составляет 18 676,3 км, при этом эксплуатационная длина составляет 13 601,1 км. Длина станционных и специальных путей составляет 6 451,2 км. Парк путевых машин в настоящее время составляет 629 единиц. Средний износ всех основных средств путевого хозяйства составляет 61,4%, в том числе: верхнего строения пути - 58%, искусственных сооружений и земляного полотна - 65%, машин и механизмов - 53,1%. Основные средства локомотивного хозяйства Главную часть основных средств локомотивного хозяйства по состоянию на 01.01.00 составляют 2 162 локомотива, включая 1 446 тепловозов, 629 электровозов и 87 паровозов. Кроме того, в локомотивных депо эксплуатируются 924 здания и сооружения. Несмотря на значительную степень износа парка локомотивов, он поддерживается в работоспособном состоянии. С 1999 года РГП "Казахстан темир жолы" проводит ремонт локомотивов собственными силами в депо ст. Атбасар (до этого ремонт производился в России). Основные средства вагонного хозяйства состоят из инвентарного парка грузовых вагонов, зданий, сооружений и оборудования. Всего по состоянию на 01.01.00 РГП "Казахстан темир жолы" располагает 86 472 вагонами. В вагонном хозяйстве находится также 1 068 зданий и сооружений и 2 402 единицы оборудования. Степень износа грузовых вагонов несколько выше, чем износ локомотивов: 41% от общего числа эксплуатируется от 20 до 30 лет, 8% - более 30 лет. Срок службы от 10 до 30% вагонов (в зависимости от типа) превышает установленные нормативы. Основные средства хозяйства пассажирских перевозок. На 01.01.00 РГП "Казахстан темир жолы" располагала 2 078 пассажирскими вагонами. По данным РГП средний срок их эксплуатации несколько меньше, чем у грузовых вагонов, сроки эксплуатации подавляющего большинства пассажирских вагонов не превышают нормативы (32 года). Основные средства хозяйства электроснабжения. В эксплуатации находится 9,9 тыс. км контактной сети. Несмотря на то, что 25% сети эксплуатируется свыше 30 лет, в целом она обеспечивает нормальное электропитание. Эксплуатируется около 26 тыс. воздушных электролиний, 8 504 трансформаторных подстанций, 18 передвижных и 77 стационарных электростанций различной мощности. Также в основные средства РГП "Казахстан темир жолы" входят 9 026 зданий, из которых 9,5% требуют капитального ремонта на общую сумму 102 млн. тенге. Основные средства хозяйства сигнализации и связи. 78% или 10 223 км эксплуатационной длины пути оборудовано автоблокировкой. 2 375 стрелок электрической централизации или 15% от общего количества эксплуатируется более 30 лет. 880 км диспетчерской централизации или 10% от общей длины морально и физически устарели. Однако все основные средства хозяйства сигнализации и связи поддерживаются в рабочем состоянии.