Основные положения выступления главы Нацбанка Казахстана перед акционерами ОАО "Народный Банк Казахстана"

17.03.00 00:00
/ИРБИС, 17.03.00/ - 11 февраля 2000 года состоялось годовое Общее собрание акционеров ОАО "Народный Банк Казахстана" (Алматы, официальный список ценных бумаг, категория "А"), на котором перед акционерами банка выступил Председатель Национального Банка Республики Казахстан - Марченко Г.А. (основные положения выступления приводятся по материалам собрания, предоставленным ОАО "Народный Банк Казахстана" на KASE). В начале своего выступления он отметил, что ОАО "Народный Банк Казахстана" является одним из системообразующих банков республики, и выполнять задачи, которые сейчас стоят перед банковской системой, без него крайне сложно. Работа, которой ОАО "Народный Банк Казахстана" традиционно занимался больше других банков - привлечение вкладов населения - на нынешнем этапе становится самой важной задачей для всей банковской системы. Для усиления этой работы, Национальный Банк Республики Казахстан совместно с банками второго уровня предприняли несколько конкретных действий. Во-первых, разработан законопроект "О банковской тайне", а точнее - изменение в один из действующих законов, которое позволит жестко соблюдать принцип банковской тайны. Уверенность населения в том, что никакого несанкционированного доступа к информации об их счетах не будет, приведет к существенному росту вкладов. В середине марта этот закон будет уже принят. Во-вторых, создан фонд гарантирования (или страхования) срочных вкладов, в который входит сейчас 16 крупнейших банков. Еще шесть банков подали заявки на вступление в этот фонд. Вкладчики, которые на текущий момент имеют срочные вклады в этих 16 банках, а это чуть меньше 90% всего объема срочных вкладов в Республике Казахстан, автоматически попадают под эту систему защиты гарантирования. Далее в выступлении сказано, что задача Национального Банка заключается в том, чтобы до конца текущего года (максимум до первого квартала 2001 года) все банки, функционирующие в республике, соответствовали мировым стандартам, что даст им право войти в фонд гарантирования вкладов. В противном случае лицензии на работу с вкладами населения будут отзываться. В январе текущего года Национальный Банк понес определенные убытки, выплатив $36 млн по старому курсу (88,3 тенге за 1 доллар) при проведении конверсии вкладов населения, которые были заморожены в апреле прошлого года, но эта мера была необходима для сохранения доверия населения. Если центральный банк и банки второго уровня и дальше все время будут выполнять свои обязательства перед населением и юридическими лицами в полной мере и в срок, повысится или вернется доверие населения к банковской системе. Поставленная задача - довести объем вкладов населения в банковской системе до эквивалента $1 млрд - может быть решена в первом полугодии 2001 года. Привлечение таких объемов вкладов населения в банковскую систему позволит расширить кредитование экономики на эту же сумму и сократить ставки по кредитам. Потенциал достаточно большой, потому что деньги в стране есть. На 01 января текущего года коэффициент монетизации экономики (отношение денежной массы к валовому внутреннему продукту) в Казахстане составлял 14,5%. Это выше, чем в России, на Украине и практически в любой другой стране СНГ. Поэтому говорить о том, что в республике большая нехватка денег нельзя. Нужно говорить о том, что банки и другие финансовые посредники не могут до конца всех убедить в том, что самое лучшее использование этих денег - это размещение их во вклады в банки или покупка других видов финансовых продуктов. Общая задача банков - объяснить всем, что такое банки, какие функции они выполняют и почему на текущем этапе у нас в Казахстане работа через 16 крупных банков, которые являются членами системы страхования депозитов, не является рискованной. Казахстан - одна из немногих стран в мире (мы специально это отслеживали), которые после шока августа 1998 года в России, не имели системного кризиса банковского сектора. Это произошло не потому, что нам повезло, это является результатом той работы, тех усилий, которые Национальный Банк республики принимал с 1995 года, то есть: достаточный уровень капитализации банков, жесткие требования выполнения нормативов, требования по формированию провизий против сомнительных и безнадежных кредитов и так далее. Все это - новые стандарты бухгалтерского учета, которые мы ввели раньше, чем другие страны СНГ и вошли в кризис 1998-1999 годов уже с очищенной банковской системой. Поэтому совокупный капитал банковского сектора в Казахстане является строго положительным и превышает полмиллиарда долларов США в отличие от целого ряда стран СНГ. Еще один важный вопрос, которого Марченко Г.А. коснулся в своем выступлении - это создание почтово-сберегательной системы, в которой очень велика роль именно ОАО "Народный Банк Казахстана". Многим известно, что самым крупным в мире финансовым институтом является не какой-то американский или немецкий банк, а японская почтово- сберегательная система, активы которой составляют около $2 трлн. Именно эта почтово-сберегательная система обеспечила феноменальное развитие японской экономики после второй мировой войны. Национальный Банк Казахстана в 1995 году предлагал создать такую систему у нас в республике. Схема достаточно понятная: есть государственная почтово-сберегательная система, вклады которой гарантируются государством. При этом привлеченные средства размещаются только в государственные ценные бумаги. Эта система никакие активные операции не проводит. В 1999 году была продолжена приватизация ОАО "Народный Банк Казахстана", но контрольный пакет акций остается у государства. Точка зрения центрального банка заключается в том, что пока не будет окончательно оформлена и не будет эффективно функционировать параллельная государственная почтово-сберегательная система - никакой дальнейшей приватизации ОАО "Народный Банк Казахстана" проводить не нужно, и контрольный пакет акций на этот период (2 или 3 года) должен оставаться у Правительства Республики Казахстан. За 2-3 года совместными действиями ОАО "Народный Банк Казахстана" и ОАО "Казпочта" система должна быть развернута, чтобы социальные функции выплаты пенсий и целый ряд других функций, прежде всего в сельских районах нашей страны, были постепенно переданы от ОАО "Народный Банк Казахстана" в почтово-сберегательную систему. Есть постановление Правительства Республики Казахстан, по которому ОАО "Казпочта" передается в управление ОАО "Народный Банк Казахстана". Когда заработает почтово-сберегательная система, тогда можно будет продолжить и приватизацию ОАО "Народный Банк Казахстана". Это - очень важная государственная задача: с одной стороны - создать почтово- сберегательную систему, с другой стороны - не навредить ОАО "Народный Банк Казахстана", потому что его значение в целом для финансовой системы государства очень велико. В заключение Марченко Г.А. пожелал успешной работы акционерному собранию и успехов всем акционерам ОАО "Народный Банк Казахстана".