Основные положения выступления главы Нацбанка Казахстана перед акционерами ОАО "Народный Банк Казахстана"
17.03.00 00:00
/ИРБИС, 17.03.00/ - 11 февраля 2000 года состоялось годовое Общее
собрание акционеров ОАО "Народный Банк Казахстана" (Алматы,
официальный список ценных бумаг, категория "А"), на котором перед
акционерами банка выступил Председатель Национального Банка
Республики Казахстан - Марченко Г.А. (основные положения выступления
приводятся по материалам собрания, предоставленным ОАО "Народный
Банк Казахстана" на KASE).
В начале своего выступления он отметил, что ОАО "Народный Банк
Казахстана" является одним из системообразующих банков республики, и
выполнять задачи, которые сейчас стоят перед банковской системой, без
него крайне сложно. Работа, которой ОАО "Народный Банк Казахстана"
традиционно занимался больше других банков - привлечение вкладов
населения - на нынешнем этапе становится самой важной задачей для всей
банковской системы. Для усиления этой работы, Национальный Банк
Республики Казахстан совместно с банками второго уровня предприняли
несколько конкретных действий.
Во-первых, разработан законопроект "О банковской тайне", а точнее -
изменение в один из действующих законов, которое позволит жестко
соблюдать принцип банковской тайны. Уверенность населения в том, что
никакого несанкционированного доступа к информации об их счетах не
будет, приведет к существенному росту вкладов. В середине марта этот
закон будет уже принят.
Во-вторых, создан фонд гарантирования (или страхования) срочных
вкладов, в который входит сейчас 16 крупнейших банков. Еще шесть банков
подали заявки на вступление в этот фонд.
Вкладчики, которые на текущий момент имеют срочные вклады в этих 16
банках, а это чуть меньше 90% всего объема срочных вкладов в Республике
Казахстан, автоматически попадают под эту систему защиты
гарантирования.
Далее в выступлении сказано, что задача Национального Банка
заключается в том, чтобы до конца текущего года (максимум до первого
квартала 2001 года) все банки, функционирующие в республике,
соответствовали мировым стандартам, что даст им право войти в фонд
гарантирования вкладов. В противном случае лицензии на работу с
вкладами населения будут отзываться.
В январе текущего года Национальный Банк понес определенные убытки,
выплатив $36 млн по старому курсу (88,3 тенге за 1 доллар) при проведении
конверсии вкладов населения, которые были заморожены в апреле
прошлого года, но эта мера была необходима для сохранения доверия
населения. Если центральный банк и банки второго уровня и дальше все
время будут выполнять свои обязательства перед населением и
юридическими лицами в полной мере и в срок, повысится или вернется
доверие населения к банковской системе. Поставленная задача - довести
объем вкладов населения в банковской системе до эквивалента $1 млрд -
может быть решена в первом полугодии 2001 года. Привлечение таких
объемов вкладов населения в банковскую систему позволит расширить
кредитование экономики на эту же сумму и сократить ставки по кредитам.
Потенциал достаточно большой, потому что деньги в стране есть. На 01
января текущего года коэффициент монетизации экономики (отношение
денежной массы к валовому внутреннему продукту) в Казахстане составлял
14,5%. Это выше, чем в России, на Украине и практически в любой другой
стране СНГ. Поэтому говорить о том, что в республике большая нехватка
денег нельзя. Нужно говорить о том, что банки и другие финансовые
посредники не могут до конца всех убедить в том, что самое лучшее
использование этих денег - это размещение их во вклады в банки или
покупка других видов финансовых продуктов.
Общая задача банков - объяснить всем, что такое банки, какие функции они
выполняют и почему на текущем этапе у нас в Казахстане работа через 16
крупных банков, которые являются членами системы страхования
депозитов, не является рискованной. Казахстан - одна из немногих стран в
мире (мы специально это отслеживали), которые после шока августа 1998
года в России, не имели системного кризиса банковского сектора. Это
произошло не потому, что нам повезло, это является результатом той
работы, тех усилий, которые Национальный Банк республики принимал с
1995 года, то есть: достаточный уровень капитализации банков, жесткие
требования выполнения нормативов, требования по формированию
провизий против сомнительных и безнадежных кредитов и так далее. Все
это - новые стандарты бухгалтерского учета, которые мы ввели раньше,
чем другие страны СНГ и вошли в кризис 1998-1999 годов уже с очищенной
банковской системой. Поэтому совокупный капитал банковского сектора в
Казахстане является строго положительным и превышает полмиллиарда
долларов США в отличие от целого ряда стран СНГ.
Еще один важный вопрос, которого Марченко Г.А. коснулся в своем
выступлении - это создание почтово-сберегательной системы, в которой
очень велика роль именно ОАО "Народный Банк Казахстана". Многим
известно, что самым крупным в мире финансовым институтом является не
какой-то американский или немецкий банк, а японская почтово-
сберегательная система, активы которой составляют около $2 трлн. Именно
эта почтово-сберегательная система обеспечила феноменальное развитие
японской экономики после второй мировой войны.
Национальный Банк Казахстана в 1995 году предлагал создать такую
систему у нас в республике. Схема достаточно понятная: есть
государственная почтово-сберегательная система, вклады которой
гарантируются государством. При этом привлеченные средства
размещаются только в государственные ценные бумаги. Эта система
никакие активные операции не проводит.
В 1999 году была продолжена приватизация ОАО "Народный Банк
Казахстана", но контрольный пакет акций остается у государства. Точка
зрения центрального банка заключается в том, что пока не будет
окончательно оформлена и не будет эффективно функционировать
параллельная государственная почтово-сберегательная система - никакой
дальнейшей приватизации ОАО "Народный Банк Казахстана" проводить не
нужно, и контрольный пакет акций на этот период (2 или 3 года) должен
оставаться у Правительства Республики Казахстан. За 2-3 года
совместными действиями ОАО "Народный Банк Казахстана" и ОАО
"Казпочта" система должна быть развернута, чтобы социальные функции
выплаты пенсий и целый ряд других функций, прежде всего в сельских
районах нашей страны, были постепенно переданы от ОАО "Народный Банк
Казахстана" в почтово-сберегательную систему. Есть постановление
Правительства Республики Казахстан, по которому ОАО "Казпочта"
передается в управление ОАО "Народный Банк Казахстана". Когда
заработает почтово-сберегательная система, тогда можно будет
продолжить и приватизацию ОАО "Народный Банк Казахстана". Это - очень
важная государственная задача: с одной стороны - создать почтово-
сберегательную систему, с другой стороны - не навредить ОАО "Народный
Банк Казахстана", потому что его значение в целом для финансовой
системы государства очень велико.
В заключение Марченко Г.А. пожелал успешной работы акционерному
собранию и успехов всем акционерам ОАО "Народный Банк Казахстана".