Казахстан может в 2005г добывать 100 млн т. нефти-Казтрансойл

03.06.99 00:00
/Алматинское бюро REUTERS, 03.06.99/ - Казахстан к 2005 году может добывать до 100 миллионов тонн нефти, а к 2015 году довести объемы до 170 миллионов, сказал президент компании Казтрансойл Тимур Кулибаев на Алматинском инвестиционном саммите. "Добыча нефти должна вырасти и, по прогнозным оценкам, может составить к 2005 году 100 миллионов тонн с последующим увеличением до 170 миллионов тонн к 2015 году", - сказал он. В прошлом году в республике было добыто 26 миллионов тонн нефти. По словам Кулибаева, это составляет около одного процента от утвержденных запасов, и "для удовлетворения собственных потребностей этот объем вполне достаточен". "Однако, с учетом стратегически важного значения экспорта для экономики страны Казахстан принимает меры по наращиванию объемов добычи нефти, прежде всего за счет привлечения иностранных инвестиций", - добавил Кулибаев. Общий объем прямых инвестиций по проектам, связанным с разработкой нефтяных месторождений в Казахстане, оценивается в $32 миллиарда, а по проектам, связанным с разведкой углеводородных ресурсов - более чем $8 миллиардов, сказал Кулибаев. Казахстан традиционно транспортирует свою нефть через территорию России, которая предоставила Казахстану экспортную квоту в 7,5 миллионов топив год. Министр индустрии, энергетики и торговли Мухтар Аблязов сказал сегодня на этом же саммите, что Казахстан может рассчитывать на увеличение транзита казахстанской нефти только в пределах 11 миллионов тонн, поскольку такой объем является максимальным для трубопровода Атыpay- Самара. Кулибаев сообщил, что сейчас идет разработка ТЭО реконструкции и модернизации трубы Атыpay-Самара для увеличения ее пропускной способности до 19 миллионов тонн. Ориентировочная стоимость этого проекта оценивается по словам Кулибаева в $37,5 миллиона. Финансирование будет осуществлять казахстанская сторона, реализацию планируется начать к 2000году. Кулибаев также остановился на некоторых вероятных маршрутах транспортировки казахстанской нефти на мировые рынки. Проект казахстанско-китайского нефтепровода, в частности, позволит обеспечить выход каспийской нефти в Китай и страны азиатско- тихоокеанского региона. Проект предполагает строительство нефтепровода из Атырау в Западный Китай. Ориентировочная стоимость - $2,7 миллиардов. ТЭО этого проекта будет завершено "в ближайшее время". Также, по словам Кулибаева, продолжается изучение технического и экономического аспектов транспортного коридора на основе договоров с Грузией и Азербайджаном о создании коридора Актау-Баку-Батуми. В прошлом году по этому маршруту было транспортировано около 2 миллионов тонн тенгизской нефти. В будущем предусматривается реконструкция морского порта Актау и увеличение налива нефти в танкеры до 10 млн тонн. Этот маршрут - первый этап развития транскаспийского нефтепровода с выходом нефтепровода Баку-Джейхан. По заданию правительства Казахойл, Мобил, Шел и Шеврон приступили к разработке ТЭО маршрута Баку-Джейхан. Кулибаев сказал также, что может быть реализован поэтапно проект нефтепровода Казахстан-Туркмения-Иран. Первый этап - поставки от 2 до 6 миллионов тонн нефти танкерами по Каспию из порта Актау в порты Ирана по замещению. Последующий этап - возможное строительство трубы через Туркмению до Тегерана и поставка до 25 миллион тонн нефти в год на нефтеперерабатывающие заводы северного Ирана и в Персидский залив. Ряд компаний заинтересованы в этом проекте, сказал Кулибаев. Правительство поручило Казтрансойлу разработать обоснование инвестиций по данному проекту. При выборе того или иного проекта транспортировки Казахстан будет опираться на наличие спроса на углеводороды, возможность обеспечения максимальной выгоды производителям нефти и на стабильность маршрутов с точки зрения возможных рисков, сказал глава Казтрансойл. Компания Казтрансойл является 100-процентно государственной и осуществляет по своим системам транспортировку 80 процентов добываемой в стране нефти.