ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УЧАСТНИКИ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ КАЗАХСТАНА ОБРАТИЛИСЬ К ПРЕЗИДЕНТУ РЕСПУБЛИКИ С ОТКРЫТЫМ ПИСЬМОМ
18.03.99 00:00
/ИРБИС, 18.03.99/ - Биржевой Совет Казахстанской фондовой биржи
(KASE) и Совет Ассоциации Брокеров и Дилеров рынка ценных бумаг
Республики Казахстан (АБД) сегодня обратились к Нурсултану Назарбаеву
с открытым письмом, которое будет опубликовано в газете "PANORAMA".
Ниже приводится полный текст обращения.
ОТКРЫТОЕ ОБРАЩЕНИЕ К ПРЕЗИДЕНТУ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Многоуважаемый господин Президент!
Биржевой Совет Казахстанской фондовой биржи и Совет ассоциации
брокеров и дилеров считает необходимым обратиться к Вам по вопросам,
которые являются жизненно важными для развития экономики страны и, в
том числе, для казахстанского рынка ценных бумаг.
После Вашей победы на выборах 10 января и решения, тем самым,
вопроса политической стабильности в Казахстане, достижение
экономической и финансовой стабильности, улучшение инвестиционного
климата и устойчивость налогового режима в значительной мере
затрудняются неопределенностью по трем позициям - валютному курсу,
программе приватизации и возможному введению новых налогов.
После кризиса в России 17 августа и существенной девальвации валют
ряда других стран СНГ в Казахстане не прекращаются спекуляции о
возможном падении курса тенге. Об этом пишут и говорят СМИ,
оппозиция, различные <эксперты> и т.д. Мы хорошо понимаем, что
ситуация в нашей стране существенно благоприятней российской 1998
года, и валовые резервы Национального Банка, практически равные
тенговой денежной массе, позволяют обеспечить стабильность курса
национальной валюты. Но при этом уже несколько месяцев рынок ждет
четкой позиции правительства по вопросу о девальвации национальной
валюты и не может ее получить. Из-за этой неопределенности
наблюдается ползучая долларизация, население и бизнес стараются
максимально переводить свободные средства из тенге в доллары.
Поскольку ценные бумаги номинированы в тенге, но потенциальные
доходы инвесторы (как казахстанские, так и иностранные) считают обычно
в долларах, участники рынка ценных бумаг крайне заинтересованы в
определенности ситуации по курсу тенге на 1999 год. Если такой
определенности не будет, то трудно ожидать инвестиций в нашу
экономику отечественного и иностранного бизнеса, масштабного
привлечения средств населения в ценные бумаги.
Мы понимаем, что у целого ряда предприятий, экспортирующих свои
товары или конкурирующих с заметно подешевевшим импортом из России,
возникли проблемы. Но резкая девальвация не решит этих проблем,
создав много новых и более сложных. Опыт стран Юго-Восточной Азии в
1997-98 гг. и полугодовой опыт России показали, что резкая девальвация
приводит к существенному сокращению реальных доходов населения,
кризису всего финансового сектора и принудительному сокращению
сбережений населения, номинированных в национальной валюте. Крайне
нежелательным последствием является долговременная инерция паники
населения и инвесторов, дискредитация пенсионной реформы из-за
обесценивания активов накопительных пенсионных фондов.
Определенный уровень девальвации, как разумный компромисс между
интересами разных секторов экономики, возможен, но он не должен быть
резким, суммарно превышать 10-15% весь 1999 год и должен быть
срочно официально объявлен правительством.
Второй блок вопросов - это приватизация. Именно доходы от
приватизации позволили бы правительству закрыть и дефицит бюджета, и
дефицит платежного баланса в 1999 году, наряду с увеличением резервов
Национального Банка, поскольку на пакеты акций крупных предприятий
основными покупателями могут стать иностранные инвесторы. Но с осени
1997 года практически никаких подвижек по программе <голубых фишек>
нет - четыре мандата, выданных на продажу части госпакетов в апреле
1998 года (Актобемунайгаз, Казахмыс, Мангистаумунайгаз и Усть-
Каменогорский титано-магниевый комбинат) до сих пор не реализованы, а
тендер на продажу государственных пакетов акций еще в четырех
компаниях (Казхром, Казцинк, Алюминий Казахстана и Соколовско-
Сарбайское ГОПО) так и не состоялся, хотя должен был быть завершен 10
декабря 1998 года.
Мы объективно имеем лучшую в СНГ инфраструктуру рынка ценных бумаг,
фондовую биржу и брокерские фирмы, деятельность которых построена
на международных стандартах. Многочисленные контакты с
потенциальными иностранными инвесторами говорят о сохранении
значительного интереса к инвестициям в казахстанские ценные бумаги,
при условии финансовой стабильности и определенности, а также
наличия достаточного количества ликвидных ценных бумаг. В ближайшие
два-три года единственный серьезный источник ценных бумаг - это
приватизация государственных пакетов акций крупных предприятий.
Поэтому необходима четкая программа приватизации казахстанских
"голубых фишек" с жесткими и обязательными для всех правилами и
прозрачными процедурами.
Третий блок вопросов - это вероятность введения новых налогов, более
всего пугающая любых инвесторов, особенно известных и крупных,
придерживающихся осторожной и консервативной инвестиционной
стратегии. Расчет доходности операций инвесторами проводится при
существующей налоговой базе и если потом правительство ее меняет,
инвесторы, неся убытки, резко снижают активность или вовсе уходят с
рынка. Тогда остаются только высокорисковые малоизвестные и не
крупные инвесторы, требующие неоправданно завышенной доходности.
Опасения распространения нового налога на валютообменные операции
на безналичную конвертацию валюты, предложения о налогообложении
операций с государственными и корпоративными ценными бумагами,
могут привести к тому, что из-за краткосрочных узко фискальных целей
резко ухудшится инвестиционный климат, и пострадают долгосрочные
интересы экономики. Казахстан и сейчас, к сожалению, пока не имеет
репутации страны со стабильным налоговым режимом, и возможность
введения новых налогов еще более отпугнет потенциальных инвесторов.
При принятии окончательных решений по трем вышеизложенным
вопросам убедительно просим Вас учесть точку зрения
профессиональных участников рынка ценных бумаг.