Основные направления денежно-кредитной политики на 2006-2008 годы - Нацбанк

07.04.06 10:45
/ИРБИС, Асель Омарова, 07.04.06/ - Национальный Банк Республики Казахстан опубликовал на своем сайте в сети интернет (http://www.nationalbank.kz/) основные направления денежно-кредитной политики на 2006-2008 годы, одобренные постановлением Правления Национального Банка от 11 марта 2006 года #20. В частности сообщается: начало цитаты Национальный Банк Республики Казахстан определяет приоритетным направлением своей деятельности осуществление денежно-кредитной политики, ориентированной на обеспечение стабильности цен. Соответственно, будет продолжена работа по переходу к принципам инфляционного таргетирования. Это предполагает построение прогнозов основных параметров денежно-кредитной политики, исходя из целевых ориентиров по инфляции. Прогнозы основных макроэкономических показателей представлены на три года (2006-2008 годы) с детализацией мер, намеченных к реализации в 2006 году, что подчеркивает среднесрочную направленность данного документа. Показатели на последующие годы будут уточняться в конце текущего года. При разработке денежно-кредитной политики на 2006-2008 годы Национальным Банком Республики Казахстан были рассмотрены два сценарных варианта. Критерием разделения на сценарные варианты является уровень мировых цен на нефть (сценарий умеренных цен и сценарий высоких цен). Сценарий низких мировых цен на нефть Национальным Банком Республики Казахстан не рассматривается, поскольку резкое снижение цен на рынке в краткосрочной перспективе маловероятно. В рассматриваемых сценарных вариантах предполагается сохранение высоких темпов экономического роста, макроэкономической стабильности и благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. Опыт последних лет демонстрирует значительное влияние объемов внешних заимствований на денежно-кредитную политику. Этот фактор будет оставаться одним из значимых при проведении денежно-кредитной политики. Это связано с тем, что объемы внешних заимствований банков и предприятий будут значительными вне зависимости от процентных ставок на внутреннем и внешнем рынках. При расчетах не учитывались изменения механизма функционирования Национального фонда Республики Казахстан, которые произойдут во втором полугодии 2006 года. При подготовке прогнозов использовались результаты разработанной Национальным Банком Республики Казахстан модели трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. Сценарий умеренных цен на нефть предполагает, что средние мировые цены на нефть сорта "Брент" в 2006-2008 годах останутся в пределах 45-60 долларов за баррель, мировые процентные ставки сохранятся приблизительно на текущем уровне. При этих допущениях в 2006-2008 годы ожидается среднегодовой рост экономики в пределах 8-9%, международных резервов Национального Банка Республики Казахстан - 12-38%, денежной массы - 24-35%, денежной базы - 20-42%. Уровень монетизации экономики вырастет от 32% в 2006 году до 38% в 2008 году. Сценарий высоких цен на нефть предполагает дальнейший рост мировых цен на нефть в предстоящий трехлетний период. Ожидается, что по данному сценарию средние мировые цены на нефть сорта "Брент" превысят 65 долларов за баррель. Предполагается достижение более низких уровней мировых процентных ставок по сравнению со сценарием умеренных цен на нефть. При этих допущениях в 2006-2008 годы ожидается более высокий среднегодовой рост экономики по сравнению со сценарием умеренных цен на нефть. Прогнозы роста международных резервов, денежных агрегатов будут выше в среднем на 7-12 процентных пунктов, чем по сценарию умеренных цен на нефть. Основной целью денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан при реализации сценария умеренных цен на нефть станет удержание инфляции в коридоре 5,7-7,3% и при реализации сценария высоких цен на нефть - в коридоре 6,9-8,5%. Из двух сценариев Национальный Банк Республики Казахстан наиболее реалистичным считает сценарий умеренных цен на нефть. Исходя из этого Национальный Банк Республики Казахстан наметил реализацию ряда мер, в том числе по ужесточению денежно-кредитной политики. Это связано с тем, что вне зависимости от сценария предполагается сохранение инфляционного давления в условиях значительного притока иностранного капитала, избытка ликвидности на внутреннем финансовом рынке, роста расходов государственного бюджета. В случае реализации сценария высоких цен на нефть меры денежно- кредитной политики могут быть ужесточены в большей степени. В области денежно-кредитной политики Национальный Банк Республики Казахстан в 2006-2008 годы продолжит работы по повышению эффективности использования денежно-кредитных операций и дальнейшему усилению влияния принимаемых мер на состояние денежного рынка. Национальный Банк Республики Казахстан будет регулировать ставки по своим операциям, включая официальную ставку рефинансирования, в зависимости от ситуации на денежном рынке и уровня инфляции. Наиболее важные вопросы будут рассматриваться на заседании Совета по денежно- кредитной политике Национального Банка Республики Казахстан, в работе которого принимают участие депутаты Парламента Республики Казахстан, представители государственных органов, академических кругов, а также финансового сектора. Основными инструментами регулирования ставок вознаграждения на финансовом рынке, а также стерилизации избыточной ликвидности банков останутся депозиты банков второго уровня в Национальном Банке Республики Казахстан и выпуск краткосрочных нот. Национальный Банк Республики Казахстан не будет ограничивать объем привлечения депозитов, однако будет определять ставки по ним. Выпуск краткосрочных нот будет осуществляться с целью формирования "кривой доходности" по краткосрочным инструментам и в целях развития других инструментов финансового рынка. Будет продолжена работа по повышению воздействия Национального Банка Республики Казахстан на рыночные ставки вознаграждения путем установления коридора ставок (нижняя ставка - ставка по привлечению депозитов, верхняя ставка - ставка по предоставлению займов). В рамках совершенствования системы управления рисками будет рассмотрена возможность привязки к официальной ставке рефинансирования предельных ставок вознаграждения по вновь привлекаемым вкладам (депозитам) физических лиц, возврат которых гарантируется Казахстанским фондом гарантирования (страхования) вкладов физических лиц. Будет совершенствоваться модель трансмиссионного механизма денежно- кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан, позволяющая оценивать влияние инструментов денежно-кредитной политики на основные макроэкономические показатели, в частности на инфляцию. Для снижения остроты проблемы избыточной ликвидности Национальный Банк Республики Казахстан намерен производить дальнейшее совершенствование механизма расчета минимальных резервных требований путем расширения обязательств банков, по которым они должны соблюдать нормативы. Несмотря на предусмотренные меры по ограничению ликвидности, предложение денег будет обеспечивать достаточно высокие темпы экономического роста. Национальный Банк Республики Казахстан продолжит проведение политики плавающего обменного курса без определения какого-либо долговременного установленного коридора, осуществляя вмешательство в формирование валютного курса лишь с целью ослабления последствий кратковременных и спекулятивных колебаний валютного курса. Колебания курса будут обуславливаться соотношением спроса и предложения денег на валютном рынке. Будет осуществляться мониторинг потоков иностранной валюты. Будут продолжены работы по мониторингу предприятий реального сектора экономики в целях оценки тенденций и направлений развития сектора нефинансовых корпораций, сложившейся экономической конъюнктуры и финансового состояния предприятий, уровня платежеспособности и потребности в привлечении капитала, спроса на кредитные ресурсы, инвестиционной политики предприятий. Меры по сдерживанию инфляции потребуют усиления совместных действий Национального Банка Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан. В области валютного регулирования и валютного контроля будет продолжена политика, направленная на дальнейшую либерализацию валютного режима в Казахстане, выработку новых подходов к регулированию рисков, связанных с движением капитала. Будет совершенствоваться информационная база по внешнеэкономическим операциям, что позволит с 2007 года обеспечить эффективный переход от разрешительного порядка проведения валютных операций к системе последующего мониторинга и селективного контроля. В области платежных систем будут предприняты дальнейшие меры по повышению эффективности и безопасности платежных систем, создание эффективной системы управления рисками и надзора за платежными системами. Данная система будет включать в себя системы контроля и надзора за операторами услуг, провайдерами технического и программного обеспечения, а также пользователями платежных систем. Большое внимание будет уделено оснащению платежных систем высокими информационными технологиями и передовой техникой. В целях обеспечения бесперебойного и непрерывного функционирования и повышения уровня безопасности платежных систем будет проведена работа по созданию нового резервного центра. В области наличного денежного обращения в 2006 году Национальным Банком Республики Казахстан будут введены в обращение банкноты нового дизайна, что обусловлено развитием полиграфических и компьютерных технологий. Банкноты будут содержать новые защитные и машиночитаемые элементы. В рамках содействия обеспечению стабильности финансовой системы Национальный Банк Республики Казахстан будет тесно координировать свою деятельность с Агентством Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций. Денежно-кредитная политика будет способствовать сохранению стабильности финансового рынка. Дальнейшее развитие финансового рынка в соответствии с Концепцией развития финансового сектора Республики Казахстан на 2003-2006 годы будет проводиться в направлении приближения всех его сегментов к международным стандартам. Национальным Банком Республики Казахстан совместно с Агентством Республики Казахстана по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций и другими заинтересованными государственными органами будет проведена работа по подготовке Отчета о финансовой стабильности, раскрывающего факторы уязвимости экономики. Будет продолжено активное сотрудничество с международными финансовыми организациями (Международный Валютный Фонд, Всемирный Банк, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Азиатский Банк Развития, Исламский Банк Развития и другие). В рамках интеграционных объединений Национальный Банк Республики Казахстан продолжит работы по организации общей платежной системы, по созданию интегрированного валютного рынка стран-членов ЕврАзЭС, а также по участию в работе межгосударственных и межведомственных групп по формированию Единого экономического пространства (ЕЭП), Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС). Таблица 1. Прогноз основных показателей денежно-кредитной политики на 2006 - 2008 годы (сценарий умеренных цен на нефть) на конец периода ------------------------------------------------------------------------------ 2005 2006 2007 2008 -------------------------------------------- ----- ------- ------- ------- Инфляция (в среднем за период), % 7,6 5,7-7,3 5,0-7,0 5,0-7,0 Ставка рефинансирования, % 8,0 8,0 7,5 7,5 Валовые золотовалютные резервы Национального Банка Республики Казахстан, млрд. долл. США 7,1 9,7 11,2 12,5 изменение в % -23,8 37,7 15,4 11,7 Денежная база, млрд. тенге 663 939 1184 1416 изменение в % 14,7 41,7 26,1 19,6 Денежная масса, млрд. тенге 2065 2789 3561 4413 изменение в % 25,2 35,0 27,7 23,9 Депозиты резидентов, млрд. тенге 1654 2228 2830 3525 изменение в % 30,1 34,7 27,0 24,6 Кредиты банков экономике, млрд. тенге 2592 3676 4782 6028 изменение в % 74,7 41,8 30,1 26,1 ------------------------------------------------------------------------------ конец цитаты [2006-04-07]