МакГуайерВудс Казахстан об охране общеизвестных товарных знаков в республиках Средней Азии

09.01.06 14:28
/ТОО "МакГуайерВудс Казахстан", 09.01.06/ - Под общеизвестным товарным знаком, как правило, понимается обозначение, используемое в качестве товарного знака или товарный знак, получившие широкую известность в силу массового распространения товаров, обозначенных такими знаками и/или в результате интенсивной рекламы таких товаров. Исходя из положения статьи 6 Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года (участниками которой являются Казахстан и иные республики Средней Азии), охрана общеизвестному знаку предоставляется при условии признания его таковым по определению компетентного органа страны. КАЗАХСТАН Общеизвестные товарные знаки в Казахстане охраняются в соответствии с положениями Парижской конвенции по охране промышленной собственности, Законом РК от 26 июля 1999 года #456-I "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", а также Инструкцией по признанию товарного знака (знака обслуживания) общеизвестным в Республике Казахстан, утвержденной приказом председателя Комитета по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции Республики Казахстан от 15 августа 2002 года #133 (далее - Инструкция). Преимущества защиты общеизвестных товарных знаков: - общеизвестные товарные знаки охраняются в отношении любых товаров и услуг, независимо от товаров и услуг, в отношении которых они были признаны общеизвестными. - общеизвестные товарные знаки охраняются в отношении любых товаров и услуг, независимо от товаров и услуг, в отношении которых они были признаны общеизвестными. - в случае признания знака общеизвестным существует возможность аннулировать регистрации тождественных или сходных с ним до степени смешения товарных знаков в течение 5 лет с даты их регистрации. - владелец общеизвестного товарного знака имеет право защитить свой знак против регистрации и/или использования тождественного или сходного с ним знака в отношении любых товаров и услуг. Если знак своевременно не признан общеизвестным, то его владельцу значительно сложнее и практически невозможно защитить известный знак от недобросовестной конкуренции (использования другими лицами и регистрации в качестве товарного знака в отношении неоднородных товаров). В настоящее время Комитетом рассматриваются заявки о признании товарных знаков общеизвестными: компании "The Coca-Cola Company", ЗАО "Ереванского коньячного завода" и ТОО "Торговый дом "Жанна". 1. Подача заявки Для признания знака общеизвестным, согласно Инструкции, его владельцу необходимо подать заявление в Комитет по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции Республики Казахстан (далее - Комитет) о признании знака общеизвестным, а также представить сведения, подтверждающие общеизвестность товарного знака. Сведения, подтверждающие общеизвестность товарного знака должны содержать материалы опроса соответствующих групп населения. Опрос согласно Инструкции должен охватить не менее шести городов Казахстана, при этом общее количество опрошенных должно быть не менее трех тысяч человек. Сведения, подтверждающие общеизвестность товарного знака, кроме опроса, могут также включать такие сведения как: - об интенсивном использовании товарного знака на территории Казахстана; - об интенсивности рекламы товарного знака; - об объемах реализации товаров с данным товарным знаком; - о стоимости товарного знака; - о среднегодовом количестве потребителей товара с данным товарным знаком; - о степени известности товарного знака - локальной, региональной, мировой; - о наличии регистраций товарного знака за рубежом; - иные сведения. 2. Процедура рассмотрения заявки В соответствии с Инструкцией, в течение двух месяцев с даты подачи заявки, Комитет проверяет наличие необходимых документов, уведомляет заявителя о принятии заявки к рассмотрению и публикует сведения о ней для ознакомления и возможных протестов со стороны третьих лиц. По истечении трех месяцев с даты публикации, заявка рассматривается Комитетом с анализом всех прилагаемых материалов, подтверждающих общеизвестность знака. После истечения указанного срока Комитет в течение шести месяцев проводит рассмотрение заявки и выносит либо решение о признании, либо решение об отказе в признании знака общеизвестным. При этом датой признания знака общеизвестным может быть признана фактическая дата, на которую знак стал известен, если владелец знака представит соответствующие доказательства. 3. Срок действия Владельцу общеизвестного товарного знака выдается сертификат, действующий в течение десяти лет. Срок действия сертификата может быть продлен каждый раз на десять лет. КЫРГЫЗСТАН Основные положения законодательства Кыргызской Республики по охране общеизвестных товарных знаков сходны с положениями казахстанского законодательства в этой области. Общеизвестные товарные знаки охраняются в отношении любых товаров и услуг. Для признания знака общеизвестным, заявка подается в Апелляционный совет Патентного ведомства Кыргызской Республики. Основанием для признания знака общеизвестным является (1) заявление заинтересованного лица, поданное в Апелляционный совет, а также (2) возражение заинтересованного лица, поданное в Апелляционный совет против вынесенного решения экспертизы или против регистрации товарного знака. В случае возникновения конфликта товарного знака, претендующего на общеизвестность, с зарегистрированным товарным знаком, возражение должно быть подано в Апелляционный совет не позднее пяти лет с даты официального опубликования сведений о регистрации товарного знака, чья регистрация ставится под сомнение. Заявка рассматривается в течение 4 месяцев с даты ее получения. Критерии признания знака общеизвестным: - узнаваемость фактическими и/или потенциальными потребителями Кыргызской Республики того вида товаров, к которым применяется знак либо лицами, участвующими в обеспечении каналов распространения того вида товаров к которым применяется товарный знак, либо деловыми кругами, имеющим отношение к тем видам товаров, к которым применяется товарный знак и при этом представление об уровне качества товара должно быть связано с товарным знаком в стране или на мировом рынке; - высокая различительная способность, присущая изначально, либо приобретенная в результате интенсивного использования; - широкое использование и реклама товарного знака на территории республики или на мировом рынке; - коммерческая ценность в результате длительного и интенсивного использования в республике или на мировом рынке. В Кыргызстане не требуется обязательное представление результатов опроса населения для признания знака общеизвестным. Апелляционный совет, рассмотрев представленные материалы, в случае соответствия товарного знака заявляемым требованиям, выносит решение о признании товарного знака общеизвестным на территории Кыргызской Республики и его регистрации. Патентное ведомство выдает свидетельство и публикует сведения в официальном бюллетене в течение месяца. Срок действия свидетельства не ограничен. В настоящее время на территории Кыргызской Республики признаны общеизвестными такие товарные знаки как "OPAL" и "STEWARDESS", компании БулгарТабак. УЗБЕКИСТАН Основные положения законодательства Узбекистана по охране общеизвестных товарных знаков сходны с положениями казахстанского и кыргызстанского законодательства в этой области. Однако, общеизвестные товарные знаки охраняются только в отношении однородных товаров и услуг, т.е. им не предоставляется защита от использования знака другими лицами в отношении иных товаров и услуг. Товарный знак признается общеизвестным Апелляционным советом Патентного ведомства Узбекистана. В соответствии с "Правилами подачи и рассмотрения апелляций в Апелляционном совете Патентного ведомства" апелляция и прилагаемые к ней материалы должны содержать фактические данные, подтверждающие общеизвестность товарного знака. Такими материалами могут быть документы, содержащие сведения: - об интенсивном использовании товарного знака на территории Республики Узбекистан; - перечень населенных пунктов, где производилась реализация товаров, в отношении которых осуществлялось использование товарного знака; - об объеме реализации этих товаров; - о способе использования товарного знака, включая рекламу и презентацию на ярмарках или выставках продуктов и/или услуг, для которых применяется знак; - о среднегодовом количестве потребителей товара; - о странах, в которых товарный знак приобрел широкую известность; - о результатах опроса потребителей товаров, проведенного специализированной независимой организацией с учетом рекомендаций, устанавливаемых Патентным Ведомством. Апелляция рассматривается в течение четырех месяцев с даты ее поступления в Апелляционный совет. Решение Апелляционного совета в пятидневный срок с даты его принятия направляется лицу, подавшему апелляцию, и другим заинтересованным лицам, а также публикуется в официальном бюллетене Патентного ведомства. ТАДЖИКИСТАН Законом от 23 декабря 1991 года #456 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" и "Правилами составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания", утвержденными Приказом Национального патентно-информационного центра Республики Таджикистан от 20 мая 2002 года #08-од предусмотрено, что не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени их смешения "с товарными знаками других лиц, охраняемыми в силу международных, договоров Республики Таджикистан, в частности: признанными общеизвестными в Республике Таджикистан товарными знаками, охраняемыми в соответствии со статьей 6bis Парижской конвенции...". Следовательно, в Таджикистане охрана общеизвестным знакам предоставляется, однако в настоящее время пока не разработана процедура признания знака общеизвестным. ТУРКМЕНИСТАН В Туркменистане пока не разработана процедура признания знака общеизвестным, однако, как и в Таджикистане, общеизвестным знакам предоставляется охрана. Предполагается, что процедура признания знака общеизвестным будет разработана в начале 2006 года. В настоящее время знак может быть признан общеизвестным в Туркменистане при наличии коллизии претендующего на общеизвестность товарного знака и тождественного или сходного с ним знака. В этом случае действующее Положение о патентной апелляционной комиссии Патентного управления Туркменистана допускает возможность признания товарного знака общеизвестным. К числу документов, необходимых для признания товарного знака общеизвестным относятся: - анализ использования товарного знака во всемирном масштабе. - сведения об объемах продаж и расходах на рекламу по результатам хозяйственной деятельности владельца знака - информация об объемах поставок товаров и/или услуг, обозначенных товарным знаком в Туркменистан и ряд других государств. - любые другие материалы, которые могут оказаться полезными при рассмотрении апелляционной комиссией возражения. Известно, что таким образом был признан общеизвестным в Туркменистане товарный знак "SMIRNOFF", владельца - UDV North America, Inc. (US). Для получения более детальной информации: ТОО "МакГуайерВудс Казахстан" mwk@mcguirewoods.com Информационное агентство финансовых рынков ИРБИС транслирует данный материал в соответствии с соглашением, достигнутым с ТОО "МакГуайерВудс Казахстан". [2006-01-09]