МакГуайерВудс Казахстан о таможенном регулировании перемещения объектов интеллектуальной собственности в республиках Средней Азии

07.11.05 18:46
/ТОО "МакГуайерВудс Казахстан", Юрий Болотов, Елена Шатрова, 02.11.05/ - В соответствии с нормами международного законодательства и вслед за Российской Федерацией, где объекты интеллектуальной собственности уже давно регистрируются таможенными органами с целью прекращения притока контрафактной продукции на рынок, большинство Республик СНГ предприняли меры для защиты прав интеллектуальной собственности и предотвращения попадания на внутренние рынки контрафактной продукции. Для согласования законодательств разных стран и обеспечения общего подхода к таможенным правилам во всем регионе в сентябре 2001 года президенты стран СНГ приняли Решение "О Правилах таможенного контроля за перемещением через таможенную границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности". В Казахстане и Кыргызстане способы решения таможенными органами вопросов защиты прав интеллектуальной собственности, а также порядок регистрации товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности (далее "ОИС"), регулируется, соответственно, таможенными кодексами Республики Казахстан (1995 и 2003 г) и Кыргызской Республики (1997 г) и соответствующими подзаконными актами. Несмотря на то, что эти правила разработаны несколько лет назад, потребовалось некоторое время для того, чтобы обе республики утвердили процедуру таможенной регистрации товаров, содержащих ОИС. В настоящее время они уже действуют. Порядок регистрации товаров, содержащих ОИС, принятый в Казахстане и Кыргызстане довольно похожи, но имеются и различия. КАЗАХСТАН В соответствии со ст. 410-410 раздела 10 Таможенного кодекса Республики Казахстан таможенные органы обязаны защищать права владельцев интеллектуальной собственности на границе Республики Казахстан. Для этих целей Комитет таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан (далее "Комитет таможенного контроля") создал и ведет Реестр товаров, содержащих ОИС. Внесение в Реестр товаров, содержащих ОИС Несмотря на то, что таможенные органы отвечают за ведение Реестра товаров, содержащих ОИС (далее "Реестр"), решение о подаче заявления о регистрации своих товаров, содержащих ОИС принимает сам правообладатель. Таможенные органы сами не проявляют инициативу в отношении защиты прав интеллектуальной собственности при перемещении товаров через границу Республики Казахстан. Список зарегистрированных ОИС в Республике Казахстан весьма велик, например, на данный момент в Казахстане зарегистрировано более тридцати тысяч только товарных знаков, не говоря о других ОИС (изобретения, промышленные образцы, полезные модели). От таможенных органов не требуется осуществлять контроль за всеми зарегистрированными ОИС, и отслеживать все случаи нарушений прав, поскольку не все товары, охраняемые ОИС, импортируются или экспортируются. Таможенные органы обращают особое внимание только на те охраняемые ОИС товары, которые (а) перемещаются через границу, либо (б) на те, которые подозреваются как поддельные или, когда существует опасность их подделки в будущем. В соответствии со ст. 413 Таможенного кодекса, товары, содержащие ОИС, должны быть занесены в Реестр после подачи правообладателем соответствующего заявления в Комитет таможенного контроля. Указанное заявление должно включать документально подтвержденные сведения о заявителе (государственная регистрация, адрес, расчетный счет в банке и т.п.), сведения об ОИС (номер охранного документа на ОИС, подтверждающего его регистрацию, дата регистрации ОИС в Казахстане и т.п.), а также испрашиваемый срок защиты товаров правообладателя. К заявлению также прилагаются описание подлинных товаров и подробные сведения о товарах, которые, по мнению правообладателя, являются поддельными, чтобы таможенные органы могли выявлять такие товары, а также описание отличительных признаков поддельной продукции. Для снижения вероятности профессиональной ошибки и возможных последующих убытков добросовестного импортера или экспортера, от заявителя требуется предоставление Договора страхования ответственности для возмещения убытков лиц, ввозящих или вывозящих товары (далее - "декларанты") либо иных лиц, а также для покрытия издержек таможенных органов, которые могут возникнуть вследствие необоснованной временной задержки товаров с зарегистрированными ОИС. Страховая сумма по данному Договору страхования не может быть меньше суммы равной 1000 месячным расчетным показателям. Рассмотрение заявление о внесении в Реестр товаров, содержащих ОИС Комитет таможенного контроля должен рассмотреть заявление о внесение товаров в Реестр и вынести свое решение в течение 30 дней с даты подачи заявления, о чем заявитель уведомляется письменно (указанный срок может быть продлен до 3 месяцев). С целью проверки сведений, представленных заявителем Комитет таможенного контроля вправе запросить у третьих лиц и соответствующих государственных органов документы, подтверждающие эти сведения. Указанные лица обязаны представить затребованные документы в течение десяти календарных дней с момента получения запроса. Решение об отказе в регистрации товаров в Реестре принимается в случае если сведения, представленные заявителем, не соответствуют действительности или когда невозможно доказать факт подделки товаров. Реестр товаров, содержащих ОИС Порядок ведения Реестра и его доведение до таможенных органов и заявителей определяется Комитетом таможенного контроля. С Реестром можно ознакомиться на официальном сайте Комитета таможенного контроля www.customs.kz. По состоянию на 26 сентября 2005 года в Реестр внесено 207 товаров, зарегистрированных на имя восьми компаний. В их числе пять казахстанских компаний: АО "Филипп Моррис Казахстан" (табачные изделия), АО "Рахат" (кондитерские изделия), Компания "Argus Limited" (изоляционные материалы), ТОО "Казнатурпродукт" (лекарственные препараты) и ТОО "Лидер" (кисломолочные напитки), а также три иностранные компании: Balsara Hygiene Products Limited (зубные пасты), Hyundai Motor Company (автомобили) и ЗАО "Ереванский коньячный завод" (алкогольные напитки). В случае изменения сведений о товарах и ОИС, либо по истечении прав интеллектуальной собственности, в соответствии с требованиями Таможенного кодекса РК заявителю предоставляется определенный срок для уведомления об этом Комитета таможенного контроля. В интересах заявителя знать об этих требованиях, поскольку, повторяем, таможенный орган не проявляет инициативы в оповещении заявителя о проблемах, возникающих из-за устаревшей информации. Проблемы могут быть разные: от временного задержания товаров до материальной ответственности за убытки, причиненные неправомочным временным задержание товаров в случае истечения срока действия охранных документов на ОИС. Срок охраны прав Срок защиты прав устанавливается уполномоченным таможенным органом с учетом срока, указанного заявителем, но не более 2-х лет со дня включения в Реестр товаров, содержащих ОИС. Указанный срок может быть продлен уполномоченным таможенным органом по просьбе заявителя. При этом, разумеется, срок защиты прав не может превышать срок действия права правообладателя на ОИС. Приостановка выпуска товаров, содержащих ОИС Реестр рассылается и хранится на каждой таможне и каждом таможенном посту. Если сотрудники таможенных органов обнаруживают признаки того, что товары, перевозимые через границу, являются контрафактными, то руководитель таможенного органа, осуществляющего таможенное оформление, принимает решение о приостановлении выпуска таких товаров сроком до десяти рабочих дней, который может быть продлен по запросу заявителя дополнительно еще на 10 рабочих дней. Не позднее одного рабочего дня с даты принятия указанного решения таможенный орган уведомляет и декларанта и заявителя о приостановлении выпуска товара и его причинах. При этом декларанту сообщается имя и контактные координаты заявителя, а заявителю - имя и контактные координаты декларанта. Для того, чтобы определить, являются ли на самом деле товары контрафактными, заявитель, с разрешения таможенного органа, имеет право под таможенным контролем осматривать, брать пробы и образцы товара и проводить их исследования. Если заявитель убедился в контрафактности товаров и подал иск о нарушении его прав на ОИС, связанных с фактом перемещения задержанных товаров через таможенную границу, выпуск товаров не производится до решения судом вопроса о мерах по обеспечению исковых требований. Только суд может вынести окончательное решение о контрафактности товаров, их уничтожении или, в отдельных случаях, их передаче законному собственнику прав интеллектуальной собственности,. В том случае если товары признаются контрафактными, возмещение затрат таможенным органам производится декларантом, а в случае признания товаров правомерно импортируемыми (экспортируемыми) - заявителем. Установленные правила дают владельцу зарегистрированных ОИС средства защиты его товаров против контрафактных товаров на границе и препятствуют ввозу или вывозу контрафактной продукции. Однако это имеет последствия не только в отношении прав отдельных компаний. Непринятие таких мер приводит к быстрому распространению контрафактной продукции на территории Казахстана, поскольку после ввоза их в Казахстан очень сложно изъять их из обращения и весьма затруднительно бороться с нарушителями прав интеллектуальной собственности. КЫРГЫЗСТАН Как уже было упомянуто выше, порядок регистрации товаров, содержащих ОИС в Кыргызстане практически такой же, как и в Казахстане, но отличия имеются. В соответствии с Таможенным кодексом Кыргызстана от 30 июля 1997 года существует особый таможенный режим в отношении товаров, содержащих ОИС, предусматривающий возможность ограничения перемещения товаров, содержащих ОИС через таможенную границу международными договорами Кыргызстана, Таможенным кодексом и постановлениями Таможенной инспекции Министерства финансов Кыргызской Республики. Соответственно, таможенные органы Кыргызстана обязаны принимать меры по охране прав интеллектуальной собственности в пределах своих полномочий. Так же, как и в Казахстане, статья 29 Таможенного кодекса Кыргызстана позволяет таможенным органам задерживать товары, содержащие ОИС по заявлению их владельца. Однако, в отличие от Казахстана, при подаче заявления взимается официальная пошлина: - За регистрацию одного товара, содержащего ОИС - 1330 сомов, что на текущий момент соответствует примерно 30 долларам США; - За продление срока действия регистрации - 410 сомов (около 10 долларов США). В Таможенном кодексе Кыргызстана прямо указано, что ущерб, причиненный таможенными органами непринятием мер по охране прав интеллектуальной собственности или задержанием товара импортера без должных оснований возмещается таможенными органами. Законодательство Казахстана лишь предполагает возможность такой ответственности в подобных случаях. 27 ноября 2000 года Правительство Кыргызстана утвердило новый порядок таможенной очистки в отношении товаров, которые содержат ОИС. Как и в Казахстане, при подаче заявления о включении товаров в Реестр заявитель должен предоставить необходимые сведения и документы, которые, в дополнение к предусмотренным казахстанским законодательством, должны содержать: - Наименования и адреса предприятий, производящих указанные товары, и лиц, имеющих право использовать ОИС, а также подтверждающие это документы; - Место изготовления подлинных товаров. Таможенный кодекс Кыргызстана дополнительно требует предоставление также: - Патента или свидетельства о государственной регистрации ОИС, выданных Государственным агентством Кыргызстана по интеллектуальной собственности; и (или) - Соглашения о передаче прав на ОИС (лицензионное соглашение, договор уступки). В Кыргызстане владельцы прав интеллектуальной собственности не обязаны представлять справку из банка и свидетельство о государственной регистрации заявителя. Кроме описания товара необходимо приложить образец или фотографию либо иную информацию, которые дают представление о внешнем виде (форме) товара. Заявитель может представить и другую информацию, которая позволяет выявлять контрафактную продукцию: - Имя и адрес импортера и (или) получателя предположительно контрафактной продукции; - Подробное описание подозрительных товаров с образцами и (или) их фотографией; - Страна или страны происхождения и изготовитель предположительно контрафактной продукции; - Место, где ожидается предъявление подозрительных товаров для таможенной очистки; - Тип транспортного средства или наименование перевозчика. Заявитель заключает с Государственной таможенной инспекцией договор о возмещении издержек, понесенных (i) таможенными органами, в случае если в течение определенного срока после задержания подозрительного товара владелец прав интеллектуальной собственности не представляет документальное подтверждения подачи в суд иска в отношении задержанных товаров или (ii) импортером, если суд устанавливает, что задержанные товары не являются контрафактными. Государственная таможенная инспекция принимает и рассматривает заявление и в течение пяти дней принимает решение в отношении регистрации товаров, содержащих ОИС и их охраны. В случае принятия положительного решения товары, содержащие ОИС, заносится в Реестр. Таможенный кодекс Кыргызстана, как и казахстанский, предусматривает возможность изъятия товаров, содержащих ОИС из Реестра по следующим основаниям: (а) владелец сам принимает решение об изъятии своих товаров из Реестра, (б) если владелец прав интеллектуальной собственности не сообщил таможенным органам об изменениях в отношении прав интеллектуальной собственности. Кроме того, товары, содержащие ОИС, могут быть удалены из реестра после прекращения срока действия лицензионного соглашения или когда включение в Реестр было произведено на основании ложной информации, указанной в заявлении. Как и в Казахстане товары, содержащие ОИС в Кыргызстане регистрируются Государственной таможенной инспекцией на два года. Этот срок может каждый раз постоянно продлеваться еще на два года, если владелец прав интеллектуальной собственности подает заявление и уплачивает пошлину. Однако срок действия регистрации не могут превышать срок действия прав интеллектуальной собственности. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Практика регистрации товаров, содержащих ОИС в таможенных органах Казахстана и Кыргызстана явление новое. Потребуется еще некоторое время, чтобы таможенные органы разработали дополнительные правила и процедуры, необходимые для случаев, не предусмотренных в Таможенных кодексах этих республик. Положения действующих правил и процедур также требуют разъяснений, а пока сомнения в правильности их применения будут приводить к неточностям в работе таможенных органов и замешательству со стороны владельцев прав на ОИС. Положения таможенного законодательства Таджикистана относительно товаров, содержащих ОИС, похожи на казахстанские и кыргызстанские, а в ближайшем будущем ожидается принятие подобных правил и в Узбекистане. Эти изменения улучшат координацию и взаимодействие стран, расположенных в Средней Азии. Как и в Узбекистане, в Туркменистане только планируется введение таможенного реестра товаров, содержащих ОИС, но уже сейчас возможно сотрудничество с таможенными органами на основе отдельных соглашений, в которых туркменские власти уделяют особое внимание вопросам защиты прав интеллектуальной собственности. В течение нескольких ближайших месяцев в Туркменистане ожидается принятие нового Таможенного кодекса с соответствующими положениями о Реестре товаров, содержащих ОИС. Для получения более детальной информации: ТОО "МакГуайерВудс Казахстан" mwk@mcguirewoods.com Информационное агентство финансовых рынков ИРБИС транслирует данный материал в соответствии с соглашением, достигнутым с ТОО "МакГуайерВудс Казахстан". [2005-11-07]