Со следующего года КТЖ может стать хронически убыточной - Канат Жангаскин
03.06.05 11:08
/Kazakhstan today, 03.06.05/ - "Начиная с 2006 года, при существующем
уровне тарифов, Национальная компания "Казахстан темир жолы" может
стать хронически убыточной", - сказал первый вице-президент АО "НК "КТЖ"
Канат Жангаскин сегодня, 3 июня, на публичных слушаниях, посвященных
оценке деятельности Национальной компании на ближайшую перспективу,
передает корреспондент KZ-today из Астаны.
Как отметил К. Жангаскин, "наблюдается тенденция опережающего роста
расходов по отношению к доходам, которая будет прогрессировать с вводом
новых нефтяных трубопроводов". "В 2006 году объемы перевозки нефти
упадут на 10 млн. тонн. в связи с вводом в эксплуатацию трубопровода
Атасу-Алашанькоу, в результате компания потеряет более 21 млрд. тенге", -
пояснил он.
По мнению К. Жангаскина, "рост объемов перевозок нефти в западном
регионе, могущий компенсировать эти потери, заявленный
Тенгизшевройлом и Agip, на сегодняшний день не гарантирован". "Для
перевозки этой нефти потребуется около 9 млрд. тенге капитальных
вложений, которые пойдут на усиление пропускной способности западных
участков магистральной сети", - сказал он, добавив, что такими средствами
КТЖ не располагает.
К. Жангаскин также добавил, что "рост цен на основные материалы, сырье,
энергоресурсы, потребляемые КТЖ, значительно превышает
среднереспубликанский уровень инфляции". "В сравнении с 2001 годом
цены на топливо выросли в 2 раза, на рельсы - в 1,7 раза, на запасные
части - более чем в 2 раза", - сказал он.
Кроме того, как считает К. Жангаскин, "повышение тарифов в России и в
Украине, и их замораживание в Казахстане привело к разнице в 1,5-3 раза".
"То есть уровень казахстанских тарифов на генеральные грузы в 1,5-3 раза
ниже, чем в Украине и в России при том, что основные запасные части,
оборудование и материалы КТЖ экспортируются из этих стран", -
подчеркнул он. Сложившаяся ситуация, по мнению К. Жангаскина,
"свидетельствует о перераспределении доходов железнодорожной отрасли
Казахстана в пользу железных дорог соседних стран".
"Такое положение дел на фоне увеличивающегося износа всех основных
средств железнодорожного транспорта до уровня, превышающего
критический, создает угрозу безопасности движения поездов и делает
невозможным удовлетворение растущих потребностей экономики
Казахстана", - заключил первый вице-президент КТЖ.
[2005-06-03]