Казахстан обсуждает экспорт нефти Кашагана по н/п Баку-Джейхан с 2010 года

18.04.05 11:08
/REUTERS, Баку, Лада Евграшина, 18.04.05/ - Казахстан и Азербайджан обсуждают возможность создания к 2010 году инфраструктуры для доставки казахстанской нефти в нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), затраты на которую предварительно оцениваются в $3 миллиарда. Об этом журналистам сообщил президент Госнефтекомпании Азербайджана (ГНКАР) Натик Алиев, открывая в Баку двухдневные переговоры с госкомпанией Казмунайгаз по данному поводу. "В 2010 году Казахстан планирует начать транспортировку нефти с месторождения Кашаган по нефтепроводу Баку-Джейхан в объеме 0,5 миллиона баррелей в сутки с наращиванием до 1,0 миллиона баррелей в сутки. Для обеспечения этой транспортировки необходимо создать инфраструктуру, а также увеличить пропускную способность самого БТД, и мы обсуждаем эти вопросы", - сообщил Алиев. В частности, планируется строительство в Казахстане нефтепровода протяженностью 700 километров, сооружение нового терминала в Атырау мощностью до одного миллиона баррелей в сутки, создание системы морских перевозок, а также пункта перевалки нефти в Азербайджане с подключением его к БТД. Глава ГНКАР не исключает возможности строительства в рамках этой системы нового нефтеналивного терминала в Азербайджане, уже имеющем три нефтетерминала мощностью около 25 миллионов тонн в год (без учета сангачальского терминала в 50 миллионов тонн нефти, непосредственно связанного с БТД). "В Азербайджане есть мощности по перевалке - Дюбенди, Лесная гавань, Азпетрол - на 25 миллионов тонн в год. Под казахстанскую большую нефть либо будет достигнуто соглашение о расширении этих существующих терминалов, либо будут построены дополнительные мощности. Эти нюансы изучаются, так как никому не выгодно создавать сверхмощности, которые будут простаивать", - сказал Алиев. Глава ГНКАР также сообщил о намерении казахстанской стороны создать свой танкерный флот на Каспии для перевозки "большой" нефти. "Казахстан хочет построить пять танкеров грузоподъемностью по 60.000 тонн каждый против танкеров максимальной грузоподъемностью 13.000 тонн, ныне эксплуатируемых Азербайджаном на Каспии и частично сдаваемых в аренду Казахстану и Туркмении", - сообщил Алиев. В настоящее время Азербайджан обладает самым большим танкерным флотом на Каспии, имея на балансе 38 танкеров. Касаясь расширения пропускной способности БТД для казахстанской нефти, глава ГНКАР сказал, что это возможно за счет химреагентов и увеличения числа насосных станций. Нефтепровод Баку-Джейхан, пуск которого в эксплуатацию ожидается осенью 2005 года, рассчитан на прокачку одного миллиона баррелей нефти в сутки. "Для того, чтобы обеспечить транспортировку казахстанских объемов по БТД, необходимо расширить нефтепровод. Проведенные исследования дают нам уверенность утверждать, что мы можем практически увеличить пропускную способность БТД до 1,7 миллиона баррелей в сутки", - сказал Алиев. Проектная мощность БТД - 1,0 миллион баррелей нефти в сутки. Как сообщил журналистам управляющий директор Казмунайгаз Каиргельды Кабылдин, "кашаганские производители нефти считают БТД главным экспортным маршрутом". "Четыре компании-участницы БТД входят в проект Кашаган, общие запасы которого оценены в 10-13 миллиардов баррелей нефти. Существующая система не справится с такими объемами, поэтому требуется создание новой инфраструктуры, что мы обсуждаем сейчас в Баку", - сказал Кабылдин. По его словам, 25 мая президент Казахстана приедет в Баку для участия в церемонии заполнения БТД азербайджанской нефтью, но реально соглашение о подключении Казахстана к БТД может быть подписано в сентябре 2005 года. "У нас нет нерешенных вопросов по соглашению, идет чисто юридическая работа", - сказал Кабылдин. По его словам, участники БТД, входящие в проект Кашаган, имеют право транспортировать не только свою нефть, но и нефть других участников Кашагана. Акционерами БТД являются BP (30,1 процента, оператор), ГНКАР (25 процентов, Unocal (8,9 процента), Statoil (8,71 процента), TPAO (6,53 процента), Itochu (3,4 процента), Amerada Hess (2,36 процента), ENI (пять процентов), ConocoPhilliрs (2,5 процента), Inрex (2,5 процента) и Total (пять процентов), причем последние четыре компании участвуют в разработке Кашагана, первая нефть на котором будет получена в 2008 году. Казахстан с 1996 года транспортирует свою нефть с месторождений суши через Азербайджан до черноморских портов Грузии с использованием танкеров и железной дороги в объеме около шести миллионов тонн в год. "С пуском БТД перевозка по железной дороге до Батуми все равно останется, возможно, в объемах два-три миллиона тонн в год для нефтей таких сортов, которые по своим качествам не будут доступны БТД. Этот смешенный маршрут обходится в $28-32 за тонну, но с появлением альтернативы тарифы могут быть снижены", - считает Кабылдин. [2005-04-18]