Железную дорогу Чарск - Усть-Каменогорск планируется построить за счет выпуска первых инфраструктурных облигаций

14.02.05 11:08
/ИНТЕРФАКС-КАЗАХСТАН, Алматы, 11.02.05/ - Строительство железнодорожной ветки Чарск - Усть-Каменогорск (в Восточно- Казахстанской области) рассматривается как пилотный проект в контексте его финансирования. Финансирование данного проекта будет обеспечено за счет размещения первых инфраструктурных облигаций. "В качестве пилотного проекта по выпуску первых инфраструктурных облигаций правительство в настоящее время рассматривает проект по строительству железнодорожной линии Чарск - Усть-Каменогорск", - сообщил директор департамента государственного заимствования и кредитования министерства экономики и бюджетного планирования республики Мавлен Утегулов в пятницу в Алматы на семинаре "Фондовый рынок Казахстана: алгоритм вхождения". Он пояснил, что к реализации данного проекта правительство планировало приступить еще несколько лет назад, однако из-за недостаточного объема бюджетных средств, предусмотренных на финансирование инвестиционных проектов, строительство данной железнодорожной ветки было отложено на неопределенное время. М.Утегулов считает, что решить проблему финансирования подобных проектов позволит введение в обращение нового финансового инструмента - инфраструктурных облигаций, которые являются одной из разновидностей проектных облигаций. По его информации, в настоящее время правительством республики уже принято соответствующее постановление с планом мероприятий по строительству дороги Чарск - Усть-Каменогорск за счет выпуска первых инфраструктурных облигаций. Проект, уточнил он, в целом получил одобрение заинтересованных госструктур, и сейчас актуализируется его ТЭО. Ранее сообщалось, что строительство новой железнодорожной ветки Чарск - Усть-Каменогорск протяженностью порядка 150 км предусмотрено стратегическим планом развития республики до 2010 года. Для реализации данного проекта, пояснил М.Утегулов агентству "Интерфакс-Казахстан" в кулуарах семинара, будет создана компания- концессионер, которая выступит в качестве эмитента инфраструктурных облигаций, обеспеченных поручительством со стороны государства. При этом между эмитентом и государством будет заключено концессионное соглашение на долгосрочную аренду финансируемого объекта. Во время эксплуатации данной железнодорожной линии, продолжил собеседник, все поступающие доходы будут направлены на обеспечение выпуска облигаций, а по истечении срока аренды эмитент будет обязан передать объект в собственность государства. Вместе с тем М.Утегулов подчеркнул, что условия соглашения по каждому подобному проекту будут определяться индивидуально в зависимости от "его экономической эффективности". При этом он сообщил, что в случае, если по облигационным обязательствам наступит со стороны эмитента дефолт, то "на сумму непогашенной части облигаций будет вступать в действие поручительство государства". М.Утегулов также пояснил, что со стороны государства концессионное соглашение будет подписывать отраслевое министерство, курирующее предлагаемый к финансированию проект. В этой связи он отметил, что в рамках реализации пилотного проекта соглашение от имени государства будет заключаться министерством транспорта и коммуникаций. При этом вопрос об окупаемости таких проектов будет являться прерогативой министерства экономики и бюджетного планирования. М.Утегулов считает, что использование новых финансовых инструментов позволит эмитентам "оперативно и без дополнительных затрат" привлекать средства институциональных инвесторов, в частности, накопительных пенсионных фондов. "Эти бумаги будут достаточно интересными как для государства, которое реализовывает социально-значимые проекты, пенсионных фондов, для которых эти вложения будут достаточно безопасными, - так и для эмитента- концессионера, который сможет привлекать через данный механизм долгосрочные средства на более мягких условиях", - сказал он. Как сообщалось, на этой неделе мажилис (нижняя палата) парламента Казахстана одобрил поправки в закон "О рынке ценных бумаг", одной из основных целей которых является введение нового финансового инструмента - инфраструктурной облигации. Законопроект направлен на дальнейшее рассмотрение в сенат (верхняя палата) парламента Казахстана. В процессе вышеуказанного семинара, организованного коммерческим банком "ЦентрКредит", профессиональные участники фондового рынка, представители реального сектора экономики, Нацбанка, госагентства финансового надзора, аудиторских и консалтинговых фирм обсудили проблемы и пути развития рынка ценных бумаг Казахстана. [2005-02-14]