Железную дорогу Чарск - Усть-Каменогорск планируется построить за счет выпуска первых инфраструктурных облигаций
14.02.05 11:08
/ИНТЕРФАКС-КАЗАХСТАН, Алматы, 11.02.05/ - Строительство железнодорожной
ветки Чарск - Усть-Каменогорск (в Восточно- Казахстанской области)
рассматривается как пилотный проект в контексте его финансирования.
Финансирование данного проекта будет обеспечено за счет размещения
первых инфраструктурных облигаций.
"В качестве пилотного проекта по выпуску первых инфраструктурных
облигаций правительство в настоящее время рассматривает проект по
строительству железнодорожной линии Чарск - Усть-Каменогорск", -
сообщил директор департамента государственного заимствования и
кредитования министерства экономики и бюджетного планирования
республики Мавлен Утегулов в пятницу в Алматы на семинаре "Фондовый
рынок Казахстана: алгоритм вхождения".
Он пояснил, что к реализации данного проекта правительство планировало
приступить еще несколько лет назад, однако из-за недостаточного объема
бюджетных средств, предусмотренных на финансирование инвестиционных
проектов, строительство данной железнодорожной ветки было отложено на
неопределенное время.
М.Утегулов считает, что решить проблему финансирования подобных
проектов позволит введение в обращение нового финансового инструмента
- инфраструктурных облигаций, которые являются одной из разновидностей
проектных облигаций.
По его информации, в настоящее время правительством республики уже принято
соответствующее постановление с планом мероприятий по строительству
дороги Чарск - Усть-Каменогорск за счет выпуска первых инфраструктурных
облигаций. Проект, уточнил он, в целом получил одобрение заинтересованных
госструктур, и сейчас актуализируется его ТЭО.
Ранее сообщалось, что строительство новой железнодорожной ветки Чарск
- Усть-Каменогорск протяженностью порядка 150 км предусмотрено
стратегическим планом развития республики до 2010 года.
Для реализации данного проекта, пояснил М.Утегулов агентству
"Интерфакс-Казахстан" в кулуарах семинара, будет создана компания-
концессионер, которая выступит в качестве эмитента инфраструктурных
облигаций, обеспеченных поручительством со стороны государства.
При этом между эмитентом и государством будет заключено концессионное
соглашение на долгосрочную аренду финансируемого объекта.
Во время эксплуатации данной железнодорожной линии, продолжил
собеседник, все поступающие доходы будут направлены на обеспечение
выпуска облигаций, а по истечении срока аренды эмитент будет обязан
передать объект в собственность государства.
Вместе с тем М.Утегулов подчеркнул, что условия соглашения по каждому
подобному проекту будут определяться индивидуально в зависимости от
"его экономической эффективности". При этом он сообщил, что в случае,
если по облигационным обязательствам наступит со стороны эмитента
дефолт, то "на сумму непогашенной части облигаций будет вступать в
действие поручительство государства".
М.Утегулов также пояснил, что со стороны государства концессионное
соглашение будет подписывать отраслевое министерство, курирующее
предлагаемый к финансированию проект.
В этой связи он отметил, что в рамках реализации пилотного проекта
соглашение от имени государства будет заключаться министерством
транспорта и коммуникаций.
При этом вопрос об окупаемости таких проектов будет являться
прерогативой министерства экономики и бюджетного планирования.
М.Утегулов считает, что использование новых финансовых инструментов
позволит эмитентам "оперативно и без дополнительных затрат" привлекать
средства институциональных инвесторов, в частности, накопительных
пенсионных фондов.
"Эти бумаги будут достаточно интересными как для государства, которое
реализовывает социально-значимые проекты, пенсионных фондов, для
которых эти вложения будут достаточно безопасными, - так и для эмитента-
концессионера, который сможет привлекать через данный механизм
долгосрочные средства на более мягких условиях", - сказал он.
Как сообщалось, на этой неделе мажилис (нижняя палата) парламента
Казахстана одобрил поправки в закон "О рынке ценных бумаг", одной из
основных целей которых является введение нового финансового
инструмента - инфраструктурной облигации. Законопроект направлен на
дальнейшее рассмотрение в сенат (верхняя палата) парламента Казахстана.
В процессе вышеуказанного семинара, организованного коммерческим
банком "ЦентрКредит", профессиональные участники фондового рынка,
представители реального сектора экономики, Нацбанка, госагентства
финансового надзора, аудиторских и консалтинговых фирм обсудили
проблемы и пути развития рынка ценных бумаг Казахстана.
[2005-02-14]