АФН Казахстана охарактеризовало банковский сектор республики по состоянию на 01 января 2005 года

25.01.05 11:08
/ИРБИС, Асель Омарова, 25.01.05/ - Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН) в своем регламентном пресс-релизе, посвященном предварительным данным о состоянии финансового рынка республики, охарактеризовало банковский сектор страны по состоянию на 01 января 2005 года. Банковский сектор является самым большим и быстроразвивающимся сегментом финансовой системы Казахстана. По данным АФН за последние несколько лет банковская система республики была самой динамично развивающейся в странах СНГ. По данным АФН на указанную дату в Казахстане функционировало 35 банков второго уровня, в том числе 1 банк находится в режиме консервации, 15 - с иностранным участием (включая 9 дочерних банков банков- нерезидентов Республики Казахстан) и АО "Банк Развития Казахстана". На 01 января 2005 года филиальную сеть имеют 26 банков второго уровня, общее количество филиалов банков на территории страны - 385 (за 2004 год выданы согласия на открытие 10 филиалов, отозваны согласия на открытие филиалов 4 банков), в т.ч. наибольшее количество филиалов имеют на указанную дату АО "Народный сберегательный банк Казахстана" - 148, АО "БАНК "КАСПИЙСКИЙ" - 34, АО "Казкоммерцбанк" - 23. Общее количество РКО банков достигло 1 105 (за 2004 год выданы согласия на открытие РКО 17 банков, отозваны согласия на открытие РКО 11 банков). По состоянию на 01 января 2005 года 11 банков второго уровня имеют 28 представительств, из них 20 - за пределами Республики Казахстан. В 2004 году уполномоченным органом были выданы согласия на открытие 14 представительств. Кроме того, в республике функционируют 18 представительств иностранных банков. В истекшем году было выдано согласие на открытие в Республике Казахстан представительства банка "NATEXIS BANQUES POPULARIES"(Франция). На начало января 2005 года лицензию на право проведения аудита банков имели 26 аудиторских организаций и 53 аудитора. В 2004 году лицензии на проведение аудита банков были выданы ТОО "НАК АДАЛ АУДИТ" и 6 уполномоченным аудиторам (физическим лицам). Кроме того, добровольно возвращена лицензия ЗАО "Артур Андерсен" в связи с прекращением аудиторской деятельности. По данным АФН на отчетную дату совокупный расчетный собственный капитал банковского сектора составил 347,6 млрд тенге, увеличившись за год на 114,0 млрд тенге или на 48,8%. На 01 декабря 2004 года данный показатель составлял 324,7 млрд тенге. Совокупные активы банков увеличились за год на 60,5% до 2 689,7 млрд тенге (на 01 декабря 2004 года активы составляли 2 550,5 млрд тенге). Показатели адекватности составили k1 - 0,083; k2 - 0,159 (по состоянию на 01 января 2004 года k1 - 0,089, k2 - 0,169). Ссудный портфель банков с учетом межбанковских займов увеличился за год на 66,9% или 726,8 млрд тенге до 1 813,4 млрд тенге. Доля стандартных кредитов в структуре кредитного портфеля банков на отчетную дату составила 56,3%, сомнительных - 40,8%, безнадежных - 2,9%. На 01 января 2004 года доля стандартных кредитов оценивалась АФН в 60,8%, сомнительных - в 37,1%, безнадежных - в 2,1%. Общая сумма вкладов, привлеченных банками от юридических и физических лиц (за исключением банков и международных финансовых организаций) на начало января 2005 года составила 1 607,8 млрд тенге, увеличившись за год на 65,4% (в том числе сумма вкладов юридических лиц - 1 159,8 млрд тенге, рост на 84,5%; сумма вкладов физических лиц - 448,0 млрд тенге, рост на 30,5%). Совокупная сумма доходов банков второго уровня на 01 января 2005 года составила 321,8 млрд тенге, увеличившись по сравнению с прошлым годом на 38,5%. Сумма расходов составила 290,4 млрд тенге, увеличившись по сравнению с прошлым годом на 42,7%. Нераспределенный чистый доход (непокрытый убыток) банков составил 31,5 млрд тенге, увеличившись за год на 2,7 млрд тенге или на 9,4%. Кроме того, АФН представило полную информацию о своей деятельности, касающейся в той или иной степени банковского сектора Казахстана. Регулирование и надзор В целях установления стандартов деятельности финансовых организаций, создания стимулов для улучшения корпоративного управления финансовых организаций и сосредоточение ресурсов надзора на областях финансового рынка, наиболее подверженных рискам, АФН с 01 января 2004 года введена в действие Инструкция о требованиях к наличию системы управления рисками и внутреннего контроля в банках второго уровня (далее - Инструкция), устанавливающая обязательные для соблюдения банками второго уровня требования к наличию систем управления рисками и внутреннего контроля. Инструкция определяет требования к формированию в банках адекватной системы управления рисками и внутреннего контроля, предусматривающих применение банками и банковскими группами методов контроля рисков, обеспечивающих эффективное определение, оценку и ограничение рисков банка и банковской группы с учетом вида и объема проводимых ими операций. Миссией Азиатского Банка Развития по системам управления рисками был направлен вопросник по управлению рисками, целью которого была оценка качества и полноты практик по управлению рисками, применяемых в банках второго уровня, а также определение областей, которые необходимо улучшить в каждом банке в соответствии с международными стандартами управления рисками. Анализ ответов на вопросник показал, что во многих банках не до конца понимается роль Совета директоров и Правления в отношении управления рисками, не уделяется внимание эффективному управлению кредитным риском в банках. Указанные недостатки касаются только организационных вопросов, предусмотренных Инструкцией, вместе с тем, Инструкцией также предусматриваются практические процедуры управления рисками, в том числе имеющих системный характер, оценка которых возможна посредством проведения соответствующих проверок на месте. В результате анализа установлено, что банки второго уровня не в полном объеме соответствуют требованиям Инструкции, поэтому в рамках дистанционного надзора необходимо осуществление мониторинга и применение к банкам мер воздействия за полноту выполнения ими требований Инструкции. АФН разработаны Рекомендации внешним аудиторам по обзору соответствия систем управления рисками банков второго уровня требованиям Инструкции, который позволит аудиторам дать более детализированный отчет по обзору соответствия систем управления рисками банков второго уровня требованиям Инструкции. В последующем, АФН в вопросе совершенствования систем управления рисками планируется отойти от практики аудита и внедрить механизм самооценки банками указанных систем. Проведение банками самооценки позволит АФН более оперативно оценивать недостатки в системах управления рисками, что в целом позволит на ранних стадиях выявлять подверженность дополнительным рискам. Кроме того, в целях совершенствования пруденциального регулирования деятельности банковских групп АФН усовершенствован расчет собственного капитала банковской группы и предусмотрена обязательность представления квартальной консолидированной отчетности (Постановление Правления АФН от 27 ноября 2004 года #325 "Об установлении нормативных значений и методик расчетов пруденциальных нормативов для банковских групп, а также форм и сроков представления отчетности об их выполнении"). Вместе с тем, учитывая наметившуюся негативную тенденцию опережающего роста активов над собственным капиталом банков, предусматривающую рост дополнительных рисков в деятельности банков и снижение потенциальных возможностей банков увеличить собственную капитализацию, АФН в целях управления процессом роста внешнего заимствования банков с 01 января 2005 года снижены лимиты валютной позиции банков второго уровня и установлен мониторинг валютной ликвидности. Кроме того, активизация банков на внешнем рынке капитала усилила подверженность банковского сектора страновому риску, в связи с чем, АФН внесены соответствующие изменения в пруденциальное регулирование банков, предусматривающие расчет достаточности собственного капитала, в том числе с учетом странового риска (Постановление Правления АФН от 27 декабря 2004 года #390 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 03 июня 2002 года #213 "Об утверждении Правил о пруденциальных нормативах для банков второго уровня"). Указанные изменения будут введены в действие с 01 июля 2005 года. Для проведения мониторинга финансового рынка и финансовых организаций в целях сохранения устойчивости финансовой системы АФН проводилась работа по разработке превентивных мер по предотвращению кризисных явлений на финансовом рынке. Последние эпизоды с кризисными явлениями на международных финансовых рынках подчеркнули необходимость наличия более эффективных инструментов мониторинга финансовых рисков и факторов уязвимости финансовых систем, а также процедур применения оперативных (экстренных) мер в целях предотвращения появления системного кризиса в финансовой системе. В связи с чем, АФН утверждена Схема оперативных действий при нарастании системных рисков на финансовом рынке (Постановление Правления АФН от 27 декабря 2004 года #397 "Об утверждении Схемы оперативных действий при нарастании системных рисков на финансовом рынке"), которая ориентирована на выявление кризисных явлений и урегулирование системных рисков, в связи с чем, е¬ структура предусматривает показатели стабильности каждого из секторов финансового рынка (банковского, страхового, пенсионного и рынка ценных бумаг), а также факторы уязвимости и комплекс оперативных (экстренных) мер, которые могут быть предприняты органом регулирования и надзора при нарастании системных рисков в каждом из сегментов финансового рынка. Согласно отчету Международного Валютного Фонда (МВФ) и Всемирного Банка (ВБ) в рамках Программы оценки финансового сектора, финансовый сектор республики, в котором преобладают банки, является одним из наиболее быстро растущих секторов экономики. Этому процессу способствует благоприятная макроэкономическая конъюнктура, поддерживаемая благодаря осмотрительному курсу налогово-бюджетой политики, росту доходов от нефти, а также приверженности страны решительным реформам финансовой системы. Несмотря на то, что с 2000 года были приняты значительные меры по реформированию законодательной основы финансового сектора, их реализация по некоторым направлениям отстает, в частности, по вопросам консолидированного надзора. По мнению представителей миссии пруденциальные показатели риска ликвидности позволяют заключить, что банковская система является в целом ликвидной, но представляемые в отчетности коэффициенты ликвидности банков недостаточно отражают степень зависимости некоторых из них от потенциально неустойчивого оптового финансирования, при наличии достаточно высокого коэффициента отношения кредитов к депозитам. Банки по-прежнему подвержены определенным косвенным рискам, однако такие риски в настоящее время уменьшаются благодаря ожидаемому повышению курса национальной валюты. В соответствии с поручением Президента Республики Казахстан, данным по итогам рассмотрения Отчета Национального Банка Республики Казахстан за 2003 год, АФН была разработана и утверждена Концепция консолидированного надзора, определяющая дальнейшее развитие надзора и регулирования финансовых организаций в Республике Казахстан (Постановление Правления АФН от 15 марта 2004 года #79 "Об утверждении Концепции консолидированного надзора Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций"). Для стимулирования внедрения современных технологий, обеспечения полноты и доступности информации для потребителей о деятельности финансовых организаций и оказываемых ими финансовых услугах и в целях реализации Государственной программы развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан на 2004-2006 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2003 года #1268, АФН принят нормативный правовой акт, предусматривающий разрешение расчетно-кассовым отделам банка осуществление заемных операций, операций по выдаче банковских гарантий в отношении субъектов индивидуального и малого предпринимательства, микробизнеса, а также физических лиц (Постановление Правления АФН от 12 июля 2004 года #197 "Об утверждении Правил выдачи разрешения на открытие банка, выдачи согласия на открытие филиалов банка и открытия, закрытия расчетно- кассовых отделов банка и Правил выдачи, приостановления и отзыва лицензии на проведение банковских и иных операций, осуществляемых банками"). В настоящее время одним из наиболее динамичных направлений развития банковского сектора Казахстана становится потребительское кредитование, которое характеризуется достаточно высокими рисками и существенными операционными издержками, которые, как правило, в международной практике минимизируются системами кредитного бюро и применением банками автоматизированных моделей скоринга. В связи с чем, Агентством предусмотрено применение банками моделей кредитного скоринга и, соответственно, сокращение документации по потребительским займам (Постановление Правления АФН от 25 сентября 2004 года #269 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 16 августа 1999 года #276 "Об утверждении Правил ведения документации по кредитованию банками второго уровня", зарегистрированное в Министерстве юстиции Республики Казахстан под #904"). В течение 2004 года в Агентство поступило 460 обращений от граждан и 217 от юридических лиц, в том числе по вопросам банковской деятельности - 234 обращения. Основными объектами рассмотрения жалоб, касающихся деятельности банков, являются такие вопросы, как порядок осуществления Народным сберегательным банком Казахстана компенсаций вкладов гражданам РК, вкладов, размещенных в реорганизованных и ликвидированных банках, выкуп сертификатов Сберегательного Банка СССР и государственных казначейских обязательств, облигаций целевого беспроцентного займа, погашения казначейских бонов. Кроме того, заявителей интересовали условия осуществления банками переводных операций, предоставления ими займов, реализации заложенного имущества, оформления наследниками документов на получение банковских вкладов, составления договоров банковских займов, изменения их условий, вопросы предоставления кредитного лимита держателям платежных карточек. АФН Правительству РК были внесены предложения о внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "Об естественных монополиях" (прием платежей через сеть собственных касс, через агента на конкурсной основе с условием полного возмещения его затрат), которые учтены и включены в Закон РК "О внесений изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам деятельности субъектов естественных монополий", введенный в действие с 15 декабря 2004 года Данная необходимость была вызвана значительным количеством обращений по вопросу необоснованного взимания банками второго уровня дополнительных комиссионных вознаграждений при оплате коммунальных платежей. В течение 2004 года АФН проведено 11 инспекторских проверок деятельности 9 банков второго уровня, в том числе 9 плановых и 2 внеплановые проверки. На основании Кодекса Республики Казахстан "Об административных правонарушениях" один банк был привлечен к административной правовой ответственности путем взыскания административного штрафа. Кроме того, в течение истекшего года в связи с запросами правоохранительных органов специалисты АФН привлекались для проведения 9 проверок банков второго уровня. По результатам осуществления АФН дистанционного надзора за деятельностью банков второго уровня, 6 банкам были направлены соответствующие письма о необходимости принятия мер по улучшению деятельности банка. Информация о реализации задач в сфере проведения ликвидационных процедур В соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций", в целях реализации одной из основных задач АФН по реализации мер по недопущению нарушений прав и законных интересов потребителей финансовых услуг, были внесены концептуальные изменения в банковское законодательство, способствующие усилению роли уполномоченного органа в процессе ликвидации банков. Так, был упразднен институт специального управляющего, что позволяет уполномоченному органу осуществлять непрерывный контроль за деятельностью временной администрации (с момента отзыва у банка лицензии) и ликвидационной комиссии (с даты ее назначения), тем самым, обеспечивая сохранность его имущества. Реализация функции АФН по согласованию смет расходов ликвидационных комиссий способствовала получению экономии затрат, производимых ликвидационными комиссиями. В отчетном году ликвидационными комиссиями погашена задолженность (в том числе путем взаимозачетов) перед кредиторами банков на общую сумму более 290 млн тенге, в том числе произведены расчеты по вкладам с физическими лицами на сумму более 72 млн тенге, в результате чего за истекший период достигнуто уменьшение объема ликвидационных расходов более чем на 40%. С начала 2004 года АФН утверждены нормативные правовые акты, направленные на совершенствование действующего порядка осуществления принудительной и добровольной ликвидации банков, регулирующие особенности ликвидации накопительных пенсионных фондов, а также процедуру назначения временных администраций и ликвидационных комиссий. По результатам анализа роли Казахстанского Фонда гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц (далее - Фонд) в процессе ликвидации банков, были разработаны изменения в законодательство, направленные на повышение эффективности возврата Фонду средств из ликвидационной массы принудительно ликвидируемого банка - участника системы гарантирования, выплаченных Фондом в качестве возмещения вкладчикам. Исходя из функций контроля за соблюдением требований действующего законодательства в ходе ликвидации: - осуществлялось содействие 6 ликвидационным комиссиям банков в реализации мероприятий по завершению ликвидационного производства; - проверена деятельность ликвидационных комиссий 2 банков, что позволило выявить и устранить такие нарушения законодательных и нормативных правовых актов, допускаемые председателями ликвидационных комиссий (назначенными судом). По состоянию на начало 2004 года в процессе ликвидации находились 15 банков, по 5 из которых ликвидационный процесс завершен: по одному банку органами юстиции произведена регистрация его ликвидации, по 4 банкам готовятся отчеты о ликвидации. Приоритетом дальнейшей деятельности АФН в области осуществления контроля за ликвидацией банков является разработка с учетом имеющихся международных стандартов, директив и опыта развитых стран концептуального подхода к совершенствованию проведения ликвидационных процедур, направленная на минимизацию риска невозврата средств Фонда и ущемления прав кредиторов ликвидируемых банков. [2005-01-25]