Казахстану следует снизить налоги для нефтяников - Shell
05.10.04 11:08
/REUTERS, Алматы, Олжас Ауезов, 05.10.04/ - Правительство Казахстана,
недавно повысившее налоги на будущие проекты в нефтегазовом секторе, и
международные нефтяные компании должны договориться о более
сбалансированном режиме налогообложения, считает представитель Royal
Dutch/Shell в Казахстане Мартин Ферстл.
"Сейчас налоговое законодательство Казахстана является, возможно,
самым жестким в мире", - сказал он Рейтер в кулуарах нефтяной выставки
KIOGE-2004 в Алма-Ате.
"Учитывая, что Казахстан не имеет выхода к морю, что добавляет к
техническим и операционным расходам тарифы на транспортировку по
нефтепроводам, я надеюсь, что правительство еще раз очень внимательно
посмотрит на то, каким будет окончательный налоговый режим", - добавил
Ферстл.
В конце 2003 года парламент Казахстана принял пакет новых законов, резко
повысивших налоговую нагрузку на будущие проекты в нефтегазовом
секторе. Крупные западные нефтяные компании, в свою очередь, сказали,
что новые правила делают невыгодной разработку казахстанского сектора
шельфа Каспия, с которой страна связывает надежды на утроение годовой
добычи до 150 миллионов тонн к 2015 году. Сейчас парламент
рассматривает проект закона о соглашениях о разделе продукции, который
нефтяники также считают слишком жестким.
По словам Ферстла, после первых успехов проекта Кашаган, созданного на
"хороших" условиях и обнаружившего гигантские запасы нефти, правительство
посчитало, что риски для новых инвесторов значительно снизились.
"Правительство решило, что запасы каспийского шельфа доказаны, и
ужесточило условия. Это нормальный процесс, но, я думаю, он зашел
слишком далеко. И теперь пришло время, когда правительство и компании
должны вместе решить, можно ли восстановить баланс", - сказал
представитель Shell.
"Я думаю, диалог компаний с правительством продолжится", - добавил он.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в июне пообещал
прислушаться к пожеланиям нефтяников, но правительство пока не
объявляло о пересмотре ужесточенных правил.
БУРОВАЯ ОСВОБОЖДЕНА ИЗ-ПОД АРЕСТА
Крупнейший нефтегазовый проект Казахстана - освоение гигантского
месторождения Кашаган на шельфе Каспия - сейчас является главной
надеждой страны, стремящейся войти в число крупнейших мировых
экспортеров нефти, и предметом постоянных споров между правительством
и инвесторами.
В начале 2004 года правительство и участники консорциума - оператор ENI,
ExxonMobil, Shell, Total, BG, ConocoPhillips и Inpex - договорились о переносе
старта добычи на Кашагане с первоначально планировавшегося 2005 года
на 2007-2008 годы. Консорциум выплатил правительству компенсацию за
отсрочку, сумма которой не разглашалась, но составила не менее $150 миллионов.
Однако в июне 2004 года между властями и инвесторами вновь возникли
разногласия: правительство заявило о своих правах на покупку доли
покидающей проект BG, которую намеревались приобрести другие
участники консорциума, за исключением Inpex. С тех пор стороны ведут
переговоры: BG заявила, что не считает претензии правительства
обоснованными, но ENI и Shell сказали, что не возражают против сделки.
По словам Ферстла, эти разногласия не отражаются на реализации проекта,
и консорциум по-прежнему рассчитывает начать коммерческую добычу в 2008 году.
Представитель Shell также сказал, что единственная в Казахстане плавучая
буровая установка, принадлежащая подрядчику консорциума Parker Drilling и
арестованная летом по иску Таможенного комитета, освобождена из под
ареста и скоро продолжит работу на Кашагане.
"Были слухи о том, что это дело (иск к Parker Drilling) использовалось в
качестве рычага давления в вопросе о доле BG. Это абсолютно не так", -
сказал Ферстл.
По его словам, главным вопросом для Кашагана сейчас является
транспортировка нефти, поскольку к 2012 году мощности существующих
экспортных маршрутов (основными их которых являются проходящие через
Россию нефтепроводы Атырау-Самара и КТК) станут недостаточными для проекта.
"Мы считаем, что строительство нефтепровода, включая подписание всех
соглашений, получение лицензий, организацию финансирования, занимает
от шести до восьми лет", - сказал представитель Shell.
[2004-10-05]