Казахстану следует снизить налоги для нефтяников - Shell

05.10.04 11:08
/REUTERS, Алматы, Олжас Ауезов, 05.10.04/ - Правительство Казахстана, недавно повысившее налоги на будущие проекты в нефтегазовом секторе, и международные нефтяные компании должны договориться о более сбалансированном режиме налогообложения, считает представитель Royal Dutch/Shell в Казахстане Мартин Ферстл. "Сейчас налоговое законодательство Казахстана является, возможно, самым жестким в мире", - сказал он Рейтер в кулуарах нефтяной выставки KIOGE-2004 в Алма-Ате. "Учитывая, что Казахстан не имеет выхода к морю, что добавляет к техническим и операционным расходам тарифы на транспортировку по нефтепроводам, я надеюсь, что правительство еще раз очень внимательно посмотрит на то, каким будет окончательный налоговый режим", - добавил Ферстл. В конце 2003 года парламент Казахстана принял пакет новых законов, резко повысивших налоговую нагрузку на будущие проекты в нефтегазовом секторе. Крупные западные нефтяные компании, в свою очередь, сказали, что новые правила делают невыгодной разработку казахстанского сектора шельфа Каспия, с которой страна связывает надежды на утроение годовой добычи до 150 миллионов тонн к 2015 году. Сейчас парламент рассматривает проект закона о соглашениях о разделе продукции, который нефтяники также считают слишком жестким. По словам Ферстла, после первых успехов проекта Кашаган, созданного на "хороших" условиях и обнаружившего гигантские запасы нефти, правительство посчитало, что риски для новых инвесторов значительно снизились. "Правительство решило, что запасы каспийского шельфа доказаны, и ужесточило условия. Это нормальный процесс, но, я думаю, он зашел слишком далеко. И теперь пришло время, когда правительство и компании должны вместе решить, можно ли восстановить баланс", - сказал представитель Shell. "Я думаю, диалог компаний с правительством продолжится", - добавил он. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в июне пообещал прислушаться к пожеланиям нефтяников, но правительство пока не объявляло о пересмотре ужесточенных правил. БУРОВАЯ ОСВОБОЖДЕНА ИЗ-ПОД АРЕСТА Крупнейший нефтегазовый проект Казахстана - освоение гигантского месторождения Кашаган на шельфе Каспия - сейчас является главной надеждой страны, стремящейся войти в число крупнейших мировых экспортеров нефти, и предметом постоянных споров между правительством и инвесторами. В начале 2004 года правительство и участники консорциума - оператор ENI, ExxonMobil, Shell, Total, BG, ConocoPhillips и Inpex - договорились о переносе старта добычи на Кашагане с первоначально планировавшегося 2005 года на 2007-2008 годы. Консорциум выплатил правительству компенсацию за отсрочку, сумма которой не разглашалась, но составила не менее $150 миллионов. Однако в июне 2004 года между властями и инвесторами вновь возникли разногласия: правительство заявило о своих правах на покупку доли покидающей проект BG, которую намеревались приобрести другие участники консорциума, за исключением Inpex. С тех пор стороны ведут переговоры: BG заявила, что не считает претензии правительства обоснованными, но ENI и Shell сказали, что не возражают против сделки. По словам Ферстла, эти разногласия не отражаются на реализации проекта, и консорциум по-прежнему рассчитывает начать коммерческую добычу в 2008 году. Представитель Shell также сказал, что единственная в Казахстане плавучая буровая установка, принадлежащая подрядчику консорциума Parker Drilling и арестованная летом по иску Таможенного комитета, освобождена из под ареста и скоро продолжит работу на Кашагане. "Были слухи о том, что это дело (иск к Parker Drilling) использовалось в качестве рычага давления в вопросе о доле BG. Это абсолютно не так", - сказал Ферстл. По его словам, главным вопросом для Кашагана сейчас является транспортировка нефти, поскольку к 2012 году мощности существующих экспортных маршрутов (основными их которых являются проходящие через Россию нефтепроводы Атырау-Самара и КТК) станут недостаточными для проекта. "Мы считаем, что строительство нефтепровода, включая подписание всех соглашений, получение лицензий, организацию финансирования, занимает от шести до восьми лет", - сказал представитель Shell. [2004-10-05]