Конфликт между НК КТЖ и грузоотправителями относительно тарифов произошел из-за отсутствия у государства стратегии развития КТЖ

27.07.04 15:48
/Kazakhstan today, 27.07.04/ - Конфликт между АО "Национальная компания "Казахстан темир жолы" (КТЖ) и грузоотправителями относительно размеров тарифов на грузовые перевозки произошел из-за отсутствия у государства четкой стратегии развития железной дороги Казахстана. Такое мнение высказал академик международной академии транспорта Нигматжан Исингарин на пресс-конференции сегодня, 27 июля, в Алматы. Занимаясь установлением новых тарифов на услуги предприятий железнодорожного транспорта, заметил Н. Исингарин, руководство Агентства РК по регулированию естественных монополий не смогло вникнуть в проблему, и приняло половинчатое решение, просто повысив уровень тарифов. Однако значение железнодорожного транспорта для экономики таких больших стран как Казахстан и Россия слишком велико, поэтому государство обязано разработать прозрачную и понятную политику развития отрасли на несколько лет вперед с тем, чтобы промышленные предприятия могли ясно видеть свои перспективы сотрудничества с КТЖ. С другой стороны повышение тарифов на перевозку железнодорожным транспортом неизбежно, сказал Н. Исингарин. Это связано, прежде всего, с общей тенденцией повышения цен на материалы и продукцию, потребляемую КТЖ. Повышение цен неизбежно коснется всех сырьевых предприятий республики и, возможно, сделает их неконкурентоспособными на рынке. По подсчетам экономистов, нерентабельно возить груз на расстояние более 1 тыс. км, если данный товар стоит менее $100 за 1 тонну. Выходом из данной ситуации, считает Н. Исингарин, должно стать повышение стоимости казахстанской продукции, организация хотя бы первичной переработки или обогащение сырья. Таким образом, правительство РК получает возможность стимулирования роста казахстанской экономики. По мнению Н. Исингарина, железнодорожный тариф должен складываться из четырех составляющих. Это услуги магистральных железнодорожных сетей, услуги локомотивной тяги, услуги грузовых вагонов и организация грузовой работы. При этом доля затрат на услуги магистральных сетей должна составлять 50-60% от всего тарифа. [2004-07-27]