Железная дорога Казахстана может поднять тарифы в 2005 году

16.07.04 11:40
/REUTERS, Астана, Раушан Нуршаева, 15.07.04/ - Государственная железнодорожная компания Казахстан темир жолы может поднять тарифы в 2005 году, чтобы увеличить инвестиции в стареющее оборудование, сказал глава монополии Ерлан Атамкулов. Ранее Казахстан темир жолы с согласия антимонопольного агентства уже объявила о повышении с 20 июля тарифов на грузоперевозки. Это решение подвергли критике крупные экспортеры, в основном металлурги, обеспечивающие значительную часть доходов казны. "Прогнозировать повышение объема перевозок можем где-то в октябре- ноябре: тогда, я думаю, мы выйдем с определенными какими-то расчетами, и, может быть, с 1 января (2004 года) будет какое-то повышение, но только на магистраль", - сказал он журналистам. "Говорить о том, что мы кардинально еще будем заниматься повышением тарифа - этого нет", - сказал он. Главный железнодорожник дал понять, что шестипроцентный рост тарифов в год был бы оптимальным для компании. "Мы всегда ставили вопрос - дайте железной дороге каждый год процент уровня инфляции: шесть процентов инфляция - дайте нам шесть процентов в год, и не будет проблем". Казахстан, имея огромную территорию и низкую плотность населения, 70 процентов грузовых и 60 процентов пассажирских перевозок осуществляет железнодорожным транспортом. Проводимая реформа отрасли предполагает конкурентную среду в этой сфере, кроме магистральных сетей, где государство оставляет свой контроль. Уже сегодня порядка 30 процентов перевозок осуществляют частные компании, сказал Атамкулов. Он напомнил, что Казахстан темир жолы с 20 июля 2004 года повысит тарифы на перевозки грузов в среднем на 28 процентов. Атамкулов назвал эту меру вынужденной. К примеру, из-за роста цен на основные виды продукции и сырья потребляемых железной дорогой, затраты компании на перевозки только в прошлом году выросли на 65 процентов. По его словам, без роста тарифов не обойтись, так как износ производственных мощностей Казахстан темир жолы достиг "критической" отметки и составляет по некоторым видам свыше 60 процентов. В течение двух последних лет компания при этом не меняла тарифы и даже давала льготы на перевозку некоторых грузов. По словам Атамкулова, от повышения тарифов с 20 июля компания планирует получить 6,3 миллиарда тенге (около $46,5 миллиона), которые будут направлены на ремонт магистральных сетей, и позволят компании закончить финансовый год на уровне безубыточности. "Я просто не хочу нагнетать, но если мы срочно не реализуем программу капитального ремонта путей, мы следующий год будем ездить со скоростью 20 километров в час", - сказал Атамкулов. По его словам, в этом году компания намерена направить на инвестиции в производство 24-25 миллиарда тенге, а в следующем - 35-40 миллиардов. ($1=135,4) [2004-07-16]