Предстоящее повышение железнодорожных тарифов на 20% приведет к снижению ВВП Казахстана на 2% - Конфедерация работодателей РК
14.07.04 15:28
/Kazakhstan today, 14.07.04/ - Предстоящее повышение железнодорожных
тарифов НК "Казахстан темир жолы" на 20% приведет к снижению ВВП
Казахстана примерно на 2%. Об этом сообщил исполнительный директор
Конфедерации работодателей РК Арсен Оспанов на пресс-конференции
сегодня, 14 июля, в Алматы. Расчеты проведены министерством экономики
и бюджетного планирования РК на базе межотраслевого баланса.
По информации А.Оспанова, 10 июля АО "НК "Казахстан темир жолы"
уведомило грузоотправителей, экспедиторские и операторские компании о
введении с 20 июля 2004 года новых тарифов на услуги магистральной
железнодорожной сети, утвержденных Агентством РК по регулированию
естественных монополий и защите конкуренции и тарифов на услуги
локомотивной тяги и вагонного хозяйства, утвержденных НК
самостоятельно. В целом тарифы на железнодорожные перевозки
повысятся во внутриреспубликанском сообщении на 20%, в экспортном - на
28%. В результате перевозки зерна повысятся на 23%, на экспорт - на 28%,
угля - на 19% и 28%, нефти - на 23% и 28% соответственно.
По мнению исполнительного директора Ассоциации перевозчиков и
операторов вагонов Ларисы Смирновой, данное повышение тарифов
произошло совершенно необоснованно. Согласно индикативному прогнозу
тарифов на 2004 год, рост тарифов для КТЖ составлял 5,8%. Поэтому
уведомление о повышении тарифов сразу на 20% стало совершенно
неожиданным для всех пользователей услуг КТЖ.
Также невозможно объяснить рост тарифов тяжелым экономическим
положением КТЖ. Согласно опубликованному балансу, в 2003 году чистый
доход НК КТЖ составил $130 млн. При этом компания осуществила
перекрестное субсидирование пассажирских перевозок за счет грузовых в
объеме более $150 млн.
Согласно расчетам, повышение тарифов приведет к уменьшению спроса на
продукцию на внутреннем рынке. В частности, производство кокса и
перегонка нефти сократится на 20,2 млрд. тенге, объем торговли и услуг
населению - на 17,2 млрд. тенге, производство и ремонт машин,
оборудования и запчастей - на 8,4 млрд. тенге, производство и переработка
металлов - на 1,5 млрд. тенге.
Повышение тарифов негативно скажется на экономике отдельных
предприятий. Так, повышение железнодорожных тарифов для ТОО
"Казфосфат", по словам его вице-президента Арсена Мукашева, приведет к
увеличению стоимости конечной продукции на 15% и удорожанию
продукции для сельского хозяйства на 23%. Будет сорвана часть
экспортных контрактов. В 2005 году сумма контрактов может сократиться на
30%.
В связи с этим Конфедерация работодателей РК, Ассоциация перевозчиков
и операторов вагонов РК и ряд промышленных предприятий обратились в
правительство РК с предложением провести совещание по этому вопросу с
участием всех заинтересованных сторон и провести анализ затрат НК КТЖ.
[2004-07-14]