Казахстан получит тариф на прокачку по Баку-Джейхан кaк акциoнepы

10.03.04 15:45
/REUTERS, Баку, Руфат Аббасов, 10.03.04/ - Тариф на прокачку нефти из Казахстана по будущему нефтепроводу Баку-Джейхан будет соответствовать тарифу акционеров этого нефтепровода, сообщил журналистам замминистра энергетики и минеральных ресурсов Казахстана Ляззат Киинов. "Транзитный тариф в проекте Баку-Джейхан для компаний, работающих в Казахстане, будет такой же, как и для участников этого нефтепровода", - сказал Киинов. По оценкам Госнефтекомпании Азербайджана (ГНКАР), тариф на прокачку нефти по нефтепроводу Баку-Джейхан чуть превышает $3 за тонну. Нефтепровод пропускной способностью 50 миллионов тонн нефти в год должен быть пущен в эксплуатацию в начале 2005 года. Акционерами нефтепровода являются BP (30,1 процента, оператор), ГНКАР (25 процентов), Unocal (8,9 процента), Statoil (8,71 процента), TPAO (6,53 процента), Eni (5 процентов), Total (5 процентов), Itochu (3,4 процента), Inpex (2,5 процента), ConocoPhillips (2,5 процента) и Amerada Hess (2,36 процента). При этом Total, Inpex, ConocoPhillips и Eni работают и в Азербайджане, и в Казахстане. "Казахстан будет работать по маршруту Баку-Джейхан. Уже завершена работа над базовым межправительственным азербайджано-казахским соглашением о транспортировке нефти из Казахстана по этому нефтепроводу и в ближайшие месяцы оно будет подписано", - сообщил Киинов. Президент ГНКАР Натик Алиев также подтвердил этот факт журналистам, добавив, что это межправительственное соглашение дает юридические гарантии для отправителей нефти, инвесторов проекта, отражает налоговые, таможенные, экологические вопросы. Необходимость Казахстана в этом маршруте объясняется растущими объемами добываемой нефти. "Мы планируем достичь уровня добычи 130-140 миллионов тонн нефти в год, существующие же в настоящее время варианты транспортировки (нефтепроводы через РФ, танкерные перевозки через Каспий) обеспечат транспортировку лишь 70-80 миллионов тонн нефти в год, поэтому мы заинтересованы в новых маршрутах", - сказал Киинов. Помимо маршрута Баку-Джейхан, Казахстан изучает украинский вариант Одесса- Броды-Плоцк-Западная Европа и другие направления. "В некоторые транспортные проекты Казахстан даже будет готов вкладывать свои активы. В частности, как акционер в Одесса-Броды", - сказал Киинов. По его мнению, нефтепровод Баку-Джейхан будет пущен в эксплуатацию быстрее, чем Одесса-Броды. "Мы можем танкерами доставлять до Баку до 20 миллионов тонн нефти в год из Казахстана. Если наши возможности превысят 20 миллионов тонн нефти в год, то будем строить по дну Каспия нефтепровод до Баку", - сказал представитель правительства Казахстана. Он не исключил, что первой нефтью под Баку-Джейхан станет нефть с месторождения Кашаган, однако только в том случае, если в 2008 году (выход на коммерческую добычу на Кашагане) мощности трубопровода КТК будут полностью загружены. "У компаний-участниц проекта Кашаган есть такие обязательства перед КТК. Но если к 2007-08 годам КТК будет полностью загружен, то в этот период мы сможем дать нефть с Кашагана под Баку-Джейхан", - сказал Киинов. [2004-03-10]