FITCH ПОДТВЕРДИЛО РЕЙТИНГОВЫЕ ОЦЕНКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН, ПРОГНОЗ "СТАБИЛЬНЫЙ"

02.10.18 14:49
/Fitch Ratings, Лондон, 28.09.18, перевод с английского Fitch Ratings, заголовок KASE/ – Fitch Ratings подтвердило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента ("РДЭ") Казахстана в иностранной валюте на уровне "BBB" со "Стабильным" прогнозом. КЛЮЧЕВЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ ФАКТОРЫ РДЭ Казахстана, с одной стороны, отражают сильный государственный и внешний балансы, которые подкрепляются значительными государственными сбережениями и существенными чистыми иностранными активами государства, а, с другой стороны, принимают во внимание высокую зависимость от сырьевого сектора, слабые банковский сектор и индикаторы Всемирного банка по качеству управления, а также более высокую инфляцию в сравнении с сопоставимыми эмитентами с рейтингом "BBB". На экономический рост в Казахстане по-прежнему оказывает существенное влияние ситуация в нефтяном секторе. Более высокие объемы добычи и рост цен на нефть в мире способствовали укреплению роста ВВП и счета внешних текущих операций в течение последнего года. В то же время повышение гибкости обменного курса и улучшение надежности монетарной политики способствовали смягчению влияния внешней волатильности, обусловленной снижением готовности принимать риски в глобальном масштабе и последствиями санкций США в отношении России. Кроме того, Fitch полагает, что продолжающаяся реструктуризация банковского сектора и бюджетная консолидация в объеме, достаточном для стабилизации буферов накоплений на хорошем уровне, усиливает способность Казахстана абсорбировать шоки относительно 2014-2015 гг. Внешний баланс государства по-прежнему находится на хорошем уровне: чистые суверенные иностранные активы по прогнозам составят 43% от ВВП в 2018 г., что является самым сильным показателем для рейтинговой категории "BBB". Согласно ожиданиям Fitch, активы Национального фонда Республики Казахстан ("НФРК") достигнут 58,3 млрд. долл. (34% от ВВП) на конец 2018 г., а валовые международные резервы (международные резервы Национального банка Республики Казахстана и неакционерные активы НФРК) составят 77,2 млрд. долл. в 2018 г. (12 месяцев текущих платежей в иностранной валюте). По прогнозам валютные активы Казахстана будут постепенно увеличиваться в 2019-2020 гг., отражая сохранение благоприятных цен на нефть и прогнозируемое в настоящее время сокращение трансфертов в государственный бюджет. В соответствии с высказанным ранее предположением агентства, что замораживание активов НФРК в связи с судебным разбирательством между Казахстаном и бизнесменами из Молдовы не будет продолжительным, правительство Казахстана получило положительное решение суда в июле, в результате которого были разморожены активы НФРК на сумму 22,1 млрд. долл. В настоящее время 530 млн. долл. активов НФРК остаются замороженными в ожидании дальнейшего разбирательства в судах Великобритании относительно законности решения арбитражного суда. Более высокие цены на нефть и увеличение объемов экспорта сократят дефицит счета текущих операций и поддержат стабилизацию валютных активов. Fitch ожидает, что дефицит счета текущих операций сократится до 1,7% от ВВП в 2018 г., что будет отражать, с одной стороны, укрепление торгового профицита (15,4% от ВВП), а с другой стороны, более высокий дефицит доходов (13,8% от ВВП), получаемых от дивидендных выплат и перечисления прибыли. Дефицит счета текущих операций прогнозируется в среднем на уровне 1,1% от ВВП в 2019 и 2020 гг., что будет отражать умеренный рост импорта, сохранение благоприятных цен на нефть, а также более значительные объемы производства и продолжение оттока прямых иностранных инвестиций. Чистый внешний долг, прогнозируемый на уровне в 22% от ВВП в 2018 г., является более высоким по сравнению с сопоставимыми эмитентами с рейтингом "BBB", но в основном отражает задолженность в секторе ТЭК, относящуюся к прямым иностранным инвестициям, в отношении которой риски, связанные с рефинансированием и погашением, по мнению Fitch, являются относительно умеренными. По ожиданиям Fitch, рост составит 3,8% в 2018 г., что будет подкрепляться сохраняющейся позитивной динамикой добычи в нефтяном и горнодобывающем секторах и улучшением внутреннего потребления. Объемы добычи на Кашаганском месторождении достигнут максимума в 2019 г., а на частное потребление будут оказывать положительное влияние рост реальной заработной платы и кредитования, а также инициативы правительства в области социальных расходов. Эти факторы сдерживают прогнозируемое агентством замедление роста уровнем в 3,3% в 2019 г. и 3% в 2020 г. По мнению Fitch, существенное влияние на инвестиции будет оказывать активность в добывающем секторе ввиду расширения деятельности на Тенгизском нефтяном месторождении в 2018-2023 гг. с позитивным влиянием на строительный и логистический секторы. НБРК продолжает продвигаться вперед со снижением инфляции, которая тем не менее, вероятно, останется выше показателей для эмитентов с рейтингом "BBB". В августе годовая инфляция составила 6%, что в пределах диапазона НБРК на 2018 г. в 5-7%. В то же время инфляционные риски увеличились ввиду ослабления тенге, обусловленного усилением неготовности принимать риски на глобальном уровне и вызванным санкциями снижением курса рубля (апрель и август/сентябрь). Fitch ожидает, что к концу года инфляция будет близкой к верхней границе целевого диапазона НБРК (6,9%) и в среднем составит 6,6% и 6% в 2019 и 2020 гг. соответственно, что близко к текущим уровням, но превышает целевой диапазон НБРК, главным образом ввиду более сложной внешней конъюнктуры. Монетарная политика поддерживает процесс снижения темпов инфляции и способствует улучшению инфляционных ожиданий, но более значительное укрепление проводимой политики по-прежнему сдерживается слабым финансовым сектором, относительно узкими внутренними финансовыми рынками, сохраняющейся высокой долларизацией и субсидируемым государством кредитованием. Банковский сектор остается слабым и имеет Индикатор банковской системы по методологии Fitch "b". Официальный показатель неработающих кредитов составлял 8,8% в июле (при показателе покрытия резервами в среднем в 85% в 2018 г.), но, вероятно, недооценивает объем проблемных кредитов, представленных реструктурированными кредитами и проблемными валютными кредитами, отнесенными к работающим. НБРК улучшил регулятивную среду, возможности мониторинга и продолжает процесс расчистки банковского сектора. Так, он отозвал лицензии банков, не соблюдавших регулятивные требования по капитализации (Qazaq Bank, ЭксимБанк, и в более недавний период Банк Астаны). По мнению Fitch, дальнейшая государственная поддержка сектора может потребоваться, но не оказала бы существенного давления на суверенный баланс. В начале сентября правительство и НБРК договорились о приобретении портфеля кредитов Цеснабанка сельскохозяйственному сектору объемом 450 млрд. тенге (0,8% ВВП). Цеснабанк (вместе с другими четырьмя крупными банками) был участником программы рекапитализации, проведенной НБРК в 2017 г., на сумму 654 млрд. тенге (1% от ВВП). Идет процесс бюджетной консолидации. Fitch ожидает, что дефицит общегосударственного бюджета сократится до 1,7% от ВВП в 2018 г., снизившись относительно дефицита в 6,4% от ВВП в 2017 г. (4% от ВВП было израсходовано на рекапитализацию ККБ перед его слиянием с Халык Банком). Ожидается, что бюджетной консолидации будут способствовать более высокие цены на нефть, более слабый тенге, хороший рост ненефтяных доходов, завершение программы "Нурлы жол" и ограничение расходов. В своем прогнозе Fitch учитывает покупку проблемных кредитов у Цеснабанка (0,8% ВВП). Правительство, вероятно, будет иметь более благоприятный показатель ненефтяного дефицита относительно целевого уровня в 7,4% от ВВП в 2018 г. (снижение по сравнению с 12,8% в 2017 г., согласно МВФ). Бюджетное правило включает среднесрочные целевые уровни ненефтяного дефицита (ожидается ужесточение до 6% к 2025 г.) и ограничивает трансферты из НФРК в бюджет уровнем в 2 трлн. тенге после 2020 г., что будет способствовать поддержанию макроэкономической стабильности и пополнению активов НФРК в среднесрочной перспективе. В исключительных случаях по-прежнему могут осуществляться трансферты по решению Президента для смягчения шоков по ценам на нефть, что оставляет определенную свободу для маневра в рамках бюджетного правила. Общегосударственный долг (государственный плюс гарантированный государством) сократится до 19,1% от ВВП (19,9% в 2017 г.), что соответствует половине от текущей медианы для рейтинга "BBB". Прямые гарантии от государства составляли 0,9% от ВВП в 1 пол. 2018 г. С июля расчеты по внутренним облигациям Казахстана могут производиться через Clearstream, что может поддержать дальнейшее развитие локального рынка. Планы потенциального размещения международных облигаций в национальной валюте были приостановлены ввиду волатильности на международных рынках. Государство по-прежнему нацелено на диверсификацию экономики посредством различных инициатив по поддержке развития новых секторов экономики и улучшению институциональной среды. Fitch полагает, что для того, чтобы эффект от этих инициатив проявился в полной мере, вероятно, потребуется время, исходя из эффективной реализации и увеличения участия частного сектора. Пока сильная зависимость Казахстана от сырьевого сектора, вероятно, сохранится, в особенности с учетом текущего и ожидаемого увеличения добычи нефти и газа. Показатели развития человеческого потенциала и финансового развития в целом находятся на уровне медианы для рейтинговой категории "BBB", но индикаторы Всемирного банка по качеству управления, хотя и улучшаются, по-прежнему являются неблагоприятным рейтинговым фактором, отчасти отражая концентрацию полномочий у Президента. Несмотря на изменение конституции в начале 2017 г., касающееся передачи части президентских полномочий правительству и парламенту, Fitch не ожидает каких-либо существенных изменений политического риска и качества управления в рамках прогнозного горизонта. КРАТКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СУВЕРЕННАЯ РЕЙТИНГОВАЯ МОДЕЛЬ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ Согласно суверенной рейтинговой модели Fitch, Казахстан имеет скоринговый балл, эквивалентный рейтингу "BBB-" по шкале долгосрочных РДЭ в иностранной валюте. Комитет агентства по суверенному рейтингу скорректировал результаты модели для получения окончательного долгосрочного РДЭ в иностранной валюте, применив качественные факторы в сравнении с сопоставимыми эмитентами, следующим образом: - Государственные финансы: +1 уровень, чтобы отразить государственные сбережения в НФРК - Внешние финансы: +1 уровень, чтобы отразить внешние активы государства, которые являются самыми крупными в данной рейтинговой категории - Структурные характеристики: -1 уровень, чтобы отразить слабое состояние банковского сектора. Суверенная рейтинговая модель Fitch – это собственная рейтинговая модель агентства с множественной регрессией, которая использует 18 переменных, исходя из трехлетних центрированных средних значений, включая прогнозы на 1 год, для получения скорингового балла, эквивалентного долгосрочному РДЭ в иностранной валюте. Перспективный учет агентством качественных факторов дает возможность корректировать результат, полученный с использованием суверенной рейтинговой модели, для присвоения финального рейтинга и отражает факторы в рамках наших критериев, которые не могут быть в полной мере выражены в количественном виде и/или которые не отражены в полном объеме в суверенной рейтинговой модели. КЛЮЧЕВЫЕ ДОПУЩЕНИЯ Fitch исходит из того, что цена на нефть Brent в среднем составит 70 долл./барр. в 2018 г., 65 долл./барр. в 2019 г. и 57,5 долл./барр. в 2020 г. ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА РЕЙТИНГИ В БУДУЩЕМ Основные факторы, которые вместе или в отдельности могут привести к позитивному рейтинговому действию, включают следующее: - Устойчивое улучшение ситуации в банковском секторе. - Улучшение устойчивости экономики и государственных финансов к шокам по сырьевым товарам. Основные факторы, которые вместе или в отдельности могут привести к негативному рейтинговому действию, включают следующее: - Материализация существенных дополнительных условных обязательств для суверенного баланса со стороны банковского сектора. - Политика, которая привела бы к увеличению бюджетного дефицита или негативно сказалась бы на доверии к монетарной политике. ДАТА РЕЛЕВАНТНОГО РЕЙТИНГОВОГО КОМИТЕТА: 26 сентября 2018 г. * Полная версия пресс-релиза размещена на сайте Fitch Ratings. [2018-10-02]