Fitch понизило рейтинги трех казахстанских компаний, прогноз "Стабильный"

16.05.16 09:53
/Fitch Ratings, Москва, 12.05.16, перевод с английского Fitch Ratings, заголовок KASE/ – Fitch Ratings понизило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента ("РДЭ") в иностранной и национальной валюте Банка Развития Казахстана ("БРК") с уровней "BBB" и "BBB+" до "BBB-" и Жилстройсбербанка Казахстана ("Жилстройсбербанк") с уровня "BBB+" до "BBB-". Одновременно агентство понизило долгосрочные РДЭ КазАгроФинанса с уровня "BBB-" до "BB+". Прогноз по рейтингам – "Стабильный". Полный список рейтинговых действий приведен в конце этого сообщения. Данные понижения проведены после недавнего понижения агентством Fitch суверенных рейтингов Казахстана (см. сообщение 'Fitch Downgrades Kazakhstan to 'BBB'; Outlook Stable'/"Fitch понизило рейтинг Казахстана до уровня "BBB", прогноз "Стабильный" от 29 апреля 2016 г. на сайте www.fitchratings.com). Также Fitch присвоило планируемой эмиссии приоритетных необеспеченных долговых обязательств КазАгроФинанса серии 1 объемом 77 млрд. тенге в рамках второй программы облигаций ожидаемый долгосрочный рейтинг "BB+(EXP)" и ожидаемый национальный рейтинг "AA(kaz)(EXP)". КЛЮЧЕВЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ ФАКТОРЫ: БРК И ЖИЛСТРОЙСБЕРБАНК Долгосрочные РДЭ БРК и Жилстройсбербанка обусловлены уровнями поддержки их долгосрочных РДЭ "BBB-", которые отражают мнение Fitch о высокой вероятности предоставления им господдержки при необходимости. Это мнение основано главным образом (i) на том факте, что конечным 100- процентным собственником банков является государство, и (ii) их важной роли в проводимой политике государства по развитию соответственно недобывающих отраслей экономики и накопительно-ипотечной жилищной системы в Казахстане. При оценке фактора поддержки Fitch рассматривает в качестве позитивных факторов следующие моменты: (i) умеренную стоимость какой-либо поддержки каждой из рассматриваемых организаций, если она потребуется, относительно финансовых ресурсов суверенного эмитента, даже с допущением значительного роста в будущем, (ii) потенциальные неблагоприятные экономические или социальные последствия, если власти страны не окажут поддержку, в том числе последствия в отношении доступа к иностранному капиталу или стоимости иностранного капитала для других квазисуверенных организаций, (iii) историю финансирования и взносов капитала от государства для поддержки роста банков по настоящее время. Разница в один уровень между долгосрочными РДЭ банков ("BBB-") и суверенными рейтингами ("BBB") отражает преимущественно следующие моменты: (i) умеренные риски, связанные с непрямой госсобственностью БРК и Жилстройсбербанка через АО Национальный управляющий холдинг Байтерек ("BBB"/прогноз "Стабильный") и (ii) нежесткое госрегулирование этих банков. Собственные финансовые ресурсы Байтерека являются ограниченными, что создает умеренный риск задержек с получением и передачей господдержки. В состав советов директоров рассматриваемых банков не входят представители государства, и на БРК не распространяется регулятивный надзор со стороны Национального банка Казахстана. Разница в одни уровень между суверенными рейтингами и рейтингами банков также отражает (i) значительный леверидж БРК, который привлекает фондирование в основном за счет внешних заимствований, (ii) отсутствие специального правового статуса у Жилстройсбербанка и (iii) умеренный риск того, что государство может прекратить предоставление полной поддержки всем квазисуверенным структурам, перед тем как допустить дефолт по своим собственным обязательствам при стрессовом сценарии с учетом значительного размера долга таких структур. Вероятность того, что БРК потребуется поддержка, является значительной с учетом существенного, хотя и стабильного в последнее время, долга перед третьими сторонами, привлеченного на финансовых рынках (4,3 млрд. долл., или 85% пассивов на конец 2015 г.), умеренного буфера капитала (отношение основного капитала по методологии Fitch к активам, взвешенным с учетом риска, составляло 15% на конец 2015 г., умеренно понизившись относительно 19% в конце 2014 г.) и значительных валютных кредитов (70% всех кредитов в конце 2015 г.), преимущественно высокорискованным проектам развития. Тем не менее, правительство Казахстана, по мнению Fitch, по-прежнему имеет возможность оказывать поддержку БРК с учетом того, что обязательства банка перед третьими сторонами, привлеченные на финансовых рынках, в конце 2015 г. составляли умеренные 3,8% от ВВП страны, или 5% от государственных резервов. Жилстройсбербанку, по мнению Fitch, с меньшей вероятностью понадобится поддержка в среднесрочной перспективе ввиду хорошего качества кредитов (показатель неработающих кредитов был равен 0,5% в конце 1 кв. 2016 г.) и сильных буферов капитала (показатель основного капитала по методологии Fitch в 55% в конце 2015 г.). Небольшой размер банка (1,4 млрд. долл., что соответствовало 0,3% ВВП, или 0,4% государственных резервов в конце 2015 г.), ограниченные недепозитные обязательства перед третьими сторонами и низкая долларизация баланса должны также способствовать снижению потребности в поддержке. В то же время Fitch ожидает, что зависимость банка от госфондирования (17% всех обязательств в конце 2015 г.) и субсидий увеличится в более долгосрочной перспективе, по мере проверки временем накопительно-ипотечных программ, находящихся сейчас на ранних стадиях развития. Fitch считает, что планы властей по частичной приватизации Жилстройсбербанка не окажут значительного влияния на готовность государства оказывать поддержку с учетом намерения оставить контрольный пакет банка в госсобственности и сохранения роли банка в проводимой политике государства. Fitch не присвоило Жилстройсбербанку долгосрочный РДЭ в иностранной валюте, так как его операции в иностранной валюте не являются существенными. КЛЮЧЕВЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ ФАКТОРЫ: КАЗАГРОФИНАНС Долгосрочные РДЭ "BB+" КазАгроФинанса основаны на мнении Fitch об умеренной вероятности государственной поддержки для компании с учетом ее роли в проводимой политике по обеспечению финансового лизинга и проектного финансирования с государственным субсидированием для сельскохозяйственного сектора. Рейтинги КазАгроФинанса также поддерживаются (i) историей предоставления властями финансирования и капитала компании; (ii) ограниченной стоимостью для государства какой-либо поддержки, которая может потребоваться, ввиду небольшого размера КазАгроФинанса (0,7% ВВП, 0,9% государственных резервов на конец 2015 г.); и (iii) положением о кросс-дефолте с ее владельцем, АО Национальный управляющий холдинг КазАгро ("BBB-"/ прогноз "Негативный"). На конец 2015 г. КазАгроФинанс с запасом подпадал под определение "существенной дочерней компании" (25% от консолидированных активов в сравнении с требуемыми 10%) в соответствии с положением о кросс-дефолте по существующему выпуску еврооблигаций материнской структуры на 2 млрд. долл., и Fitch полагает, что это обеспечит дополнительный стимул для предоставления поддержки компании. Более низкий уровень рейтингов у КазАгроФинанса в сравнении с БРК и Жилстройсбербанком отражает прежде всего (i) мнение Fitch о несколько меньшей значимости КазАгроФинанса для экономики и финансовой системы страны; и (ii) вероятность понижения рейтингов материнской структуры, КазАгро, до уровня "BB+", которая отражена в "Негативном" прогнозе по ее рейтингам. Рейтинги КазАгроФинанса также учитывают (i) существенные обязательства компании перед иностранными контрагентами, привлеченные на финансовых рынках (16% всех пассивов на конец 2015 г.), и (ii) тот факт, что компания находится в непрямой государственной собственности через КазАгро, что может иметь негативные последствия в плане своевременности и достаточности государственной поддержки, в особенности если государству потребуется принимать решение о приоритетности поддержки для квазисуверенных структур. Вероятность того, что компании потребуется господдержка в будущем, является существенной, поскольку она ведет деятельность в уязвимом сельскохозяйственном секторе. Неработающие и реструктурированные кредиты/лизинг составляли высокие 11% и 15% от всех рисков на конец 2015 г. соответственно, хотя качество активов в определенной мере поддерживается низким уровнем кредитования в иностранной валюте, хорошим залоговым обеспечением и государственными субсидиями заемщикам/лизингополучателям. Резервы под обесценение кредитов покрывали 9% от всех рисков, в то время как обусловленная девальвацией переоценка стоимости импортируемого, а затем передаваемого в лизинг оборудования еще более увеличила покрытие портфеля КазАгроФинанса залоговым обеспечением. Капитализация компании остается адекватной (показатель основного капитала по методологии Fitch был равен 37% на конец 2015 г., умеренно снизившись относительно 44% на конец 2014 г., главным образом ввиду убытков от валютной переоценки), обеспечивая существенную способность абсорбировать убытки. Фондирование от государства и материнской структуры у КазАгроФинанса составило существенные 74% обязательств на конец 2015 г. и при необходимости может быть конвертировано в акционерный капитал. ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА РЕЙТИНГИ В БУДУЩЕМ Долгосрочные РДЭ БРК и Жилстройсбербанка, вероятно, останутся на один уровень ниже суверенного, а у КазАгроФинанса – на два уровня ниже суверенного. Долгосрочные РДЭ всех трех организаций, скорее всего, будут изменяться одновременно с суверенными рейтингами. Рейтинги БРК и Жилстройсбербанка могут быть повышены до одного уровня с суверенными, если (i) банки станут находиться в прямой собственности государства и представители государства станут принимать более прямое участие в надзоре за этими организациями; или (ii) государство заместит основную часть банковского финансирования или предоставит по нему гарантии. В случае заметного ослабления роли этих финансовых организаций в проведении политики государства или их связей с государством возможны негативные рейтинговые действия. В то же время ни один из этих сценариев в настоящее время агентством не ожидается. Рейтинги БРК также могут оказаться под давлением в сторону понижения в случае заметного увеличения левериджа и резкого ухудшения качества активов без предоставления адекватной поддержки капиталом от властей. Долгосрочные РДЭ КазАгроФинанса могут быть понижены, если планы властей по приватизации компании, реализация которых в настоящее время является в высокой степени неопределенной, приведут к ослаблению связей КазАгроФинанса с правительством Казахстана. Проведенные рейтинговые действия: Банк Развития Казахстана Долгосрочный РДЭ в национальной валюте понижен с уровня "BBB+" до "BBB-", прогноз "Стабильный" Краткосрочный РДЭ в национальной валюте понижен с уровня "F2" до "F3" Долгосрочный РДЭ в иностранной валюте понижен с уровня "BBB" до "BBB-", прогноз "Стабильный" Краткосрочный РДЭ в иностранной валюте подтвержден на уровне "F3" Рейтинг поддержки подтвержден на уровне "2" Уровень поддержки долгосрочного РДЭ изменен с "BBB" на "BBB-" Долгосрочный рейтинг приоритетного необеспеченного долга понижен с уровня "BBB" до "BBB-" Краткосрочный рейтинг приоритетного необеспеченного долга подтвержден на уровне "F3". Жилстройсбербанк Казахстана Долгосрочный РДЭ в национальной валюте понижен с уровня "BBB+" до "BBB-", прогноз "Стабильный" Краткосрочный РДЭ в национальной валюте понижен с уровня "F2" до "F3" Национальный долгосрочный рейтинг понижен с уровня "AAA(kaz)" до "AA+(kaz)", прогноз "Стабильный" Рейтинг поддержки подтвержден на уровне "2" Уровень поддержки долгосрочного РДЭ изменен с "BBB+" на "BBB-". КазАгроФинанс Долгосрочные РДЭ в иностранной и национальной валюте понижены с уровня "BBB-" до "BB+", прогноз "Стабильный" Краткосрочный РДЭ в иностранной валюте понижен с уровня "F3" до "B" Национальный долгосрочный рейтинг подтвержден на уровне "AA(kaz)", прогноз "Стабильный" Рейтинг поддержки понижен с уровня "2" до "3" Уровень поддержки долгосрочного РДЭ изменен с "BBB-" на "BB+" Рейтинг приоритетного необеспеченного долга понижен с уровня "BBB-" до "BB+" Национальный рейтинг приоритетного необеспеченного долга подтвержден на уровне "AA(kaz)" Ожидаемые рейтинги приоритетного необеспеченного долга присвоены на уровнях "BB+(EXP)"/"AA(kaz)(EXP)". Контакты: Первый аналитик Роман Корнев Директор +7 495 956 7016 Фитч Рейтингз СНГ Лтд 26, ул. Валовая Москва 115054 Вторые аналитики Мария Кураева (БРК, КазАгроФинанс) Младший директор +7 495 956 9901 Сергей Попов (Жилстройсбербанк) Младший директор +7 495 956 9981 Председатель комитета Джеймс Уотсон Управляющий директор +7 495 956 6657 Контакты для прессы в Москве: Юлия Бельская фон Телль, Москва, тел.: + 7 495 956 9908/9901, julia.belskayavontell@fitchratings.com [2016-05-16]