Fitch понизило рейтинги трех казахстанских компаний, прогноз "Стабильный"
16.05.16 09:53
/Fitch Ratings, Москва, 12.05.16, перевод с английского Fitch Ratings,
заголовок KASE/ – Fitch Ratings понизило долгосрочные рейтинги дефолта
эмитента ("РДЭ") в иностранной и национальной валюте Банка Развития
Казахстана ("БРК") с уровней "BBB" и "BBB+" до "BBB-" и Жилстройсбербанка
Казахстана ("Жилстройсбербанк") с уровня "BBB+" до "BBB-". Одновременно
агентство понизило долгосрочные РДЭ КазАгроФинанса с уровня "BBB-" до
"BB+". Прогноз по рейтингам – "Стабильный". Полный список рейтинговых
действий приведен в конце этого сообщения.
Данные понижения проведены после недавнего понижения агентством Fitch
суверенных рейтингов Казахстана (см. сообщение 'Fitch Downgrades
Kazakhstan to 'BBB'; Outlook Stable'/"Fitch понизило рейтинг Казахстана
до уровня "BBB", прогноз "Стабильный" от 29 апреля 2016 г. на сайте
www.fitchratings.com).
Также Fitch присвоило планируемой эмиссии приоритетных необеспеченных
долговых обязательств КазАгроФинанса серии 1 объемом 77 млрд. тенге
в рамках второй программы облигаций ожидаемый долгосрочный рейтинг
"BB+(EXP)" и ожидаемый национальный рейтинг "AA(kaz)(EXP)".
КЛЮЧЕВЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ ФАКТОРЫ: БРК И ЖИЛСТРОЙСБЕРБАНК
Долгосрочные РДЭ БРК и Жилстройсбербанка обусловлены уровнями
поддержки их долгосрочных РДЭ "BBB-", которые отражают мнение Fitch
о высокой вероятности предоставления им господдержки при необходимости.
Это мнение основано главным образом (i) на том факте, что конечным 100-
процентным собственником банков является государство, и (ii) их важной
роли в проводимой политике государства по развитию соответственно
недобывающих отраслей экономики и накопительно-ипотечной жилищной
системы в Казахстане.
При оценке фактора поддержки Fitch рассматривает в качестве позитивных
факторов следующие моменты: (i) умеренную стоимость какой-либо поддержки
каждой из рассматриваемых организаций, если она потребуется, относительно
финансовых ресурсов суверенного эмитента, даже с допущением значительного
роста в будущем, (ii) потенциальные неблагоприятные экономические или
социальные последствия, если власти страны не окажут поддержку, в том
числе последствия в отношении доступа к иностранному капиталу или стоимости
иностранного капитала для других квазисуверенных организаций, (iii) историю
финансирования и взносов капитала от государства для поддержки роста банков
по настоящее время.
Разница в один уровень между долгосрочными РДЭ банков ("BBB-")
и суверенными рейтингами ("BBB") отражает преимущественно следующие
моменты: (i) умеренные риски, связанные с непрямой госсобственностью
БРК и Жилстройсбербанка через АО Национальный управляющий холдинг
Байтерек ("BBB"/прогноз "Стабильный") и (ii) нежесткое госрегулирование
этих банков. Собственные финансовые ресурсы Байтерека являются
ограниченными, что создает умеренный риск задержек с получением
и передачей господдержки. В состав советов директоров рассматриваемых
банков не входят представители государства, и на БРК не распространяется
регулятивный надзор со стороны Национального банка Казахстана.
Разница в одни уровень между суверенными рейтингами и рейтингами
банков также отражает (i) значительный леверидж БРК, который привлекает
фондирование в основном за счет внешних заимствований, (ii) отсутствие
специального правового статуса у Жилстройсбербанка и (iii) умеренный риск
того, что государство может прекратить предоставление полной поддержки
всем квазисуверенным структурам, перед тем как допустить дефолт по своим
собственным обязательствам при стрессовом сценарии с учетом
значительного размера долга таких структур.
Вероятность того, что БРК потребуется поддержка, является значительной
с учетом существенного, хотя и стабильного в последнее время, долга перед
третьими сторонами, привлеченного на финансовых рынках (4,3 млрд. долл.,
или 85% пассивов на конец 2015 г.), умеренного буфера капитала
(отношение основного капитала по методологии Fitch к активам, взвешенным
с учетом риска, составляло 15% на конец 2015 г., умеренно понизившись
относительно 19% в конце 2014 г.) и значительных валютных кредитов (70%
всех кредитов в конце 2015 г.), преимущественно высокорискованным
проектам развития. Тем не менее, правительство Казахстана, по мнению
Fitch, по-прежнему имеет возможность оказывать поддержку БРК с учетом
того, что обязательства банка перед третьими сторонами, привлеченные
на финансовых рынках, в конце 2015 г. составляли умеренные 3,8% от ВВП
страны, или 5% от государственных резервов.
Жилстройсбербанку, по мнению Fitch, с меньшей вероятностью понадобится
поддержка в среднесрочной перспективе ввиду хорошего качества кредитов
(показатель неработающих кредитов был равен 0,5% в конце 1 кв. 2016 г.)
и сильных буферов капитала (показатель основного капитала по методологии
Fitch в 55% в конце 2015 г.). Небольшой размер банка (1,4 млрд. долл.,
что соответствовало 0,3% ВВП, или 0,4% государственных резервов в конце
2015 г.), ограниченные недепозитные обязательства перед третьими сторонами
и низкая долларизация баланса должны также способствовать снижению
потребности в поддержке. В то же время Fitch ожидает, что зависимость
банка от госфондирования (17% всех обязательств в конце 2015 г.)
и субсидий увеличится в более долгосрочной перспективе, по мере проверки
временем накопительно-ипотечных программ, находящихся сейчас на ранних
стадиях развития.
Fitch считает, что планы властей по частичной приватизации
Жилстройсбербанка не окажут значительного влияния на готовность
государства оказывать поддержку с учетом намерения оставить контрольный
пакет банка в госсобственности и сохранения роли банка в проводимой
политике государства. Fitch не присвоило Жилстройсбербанку долгосрочный
РДЭ в иностранной валюте, так как его операции в иностранной валюте не
являются существенными.
КЛЮЧЕВЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ ФАКТОРЫ: КАЗАГРОФИНАНС
Долгосрочные РДЭ "BB+" КазАгроФинанса основаны на мнении Fitch об
умеренной вероятности государственной поддержки для компании с учетом
ее роли в проводимой политике по обеспечению финансового лизинга
и проектного финансирования с государственным субсидированием для
сельскохозяйственного сектора.
Рейтинги КазАгроФинанса также поддерживаются (i) историей
предоставления властями финансирования и капитала компании; (ii)
ограниченной стоимостью для государства какой-либо поддержки, которая
может потребоваться, ввиду небольшого размера КазАгроФинанса (0,7%
ВВП, 0,9% государственных резервов на конец 2015 г.); и (iii) положением
о кросс-дефолте с ее владельцем, АО Национальный управляющий холдинг
КазАгро ("BBB-"/ прогноз "Негативный"). На конец 2015 г. КазАгроФинанс
с запасом подпадал под определение "существенной дочерней компании"
(25% от консолидированных активов в сравнении с требуемыми 10%)
в соответствии с положением о кросс-дефолте по существующему выпуску
еврооблигаций материнской структуры на 2 млрд. долл., и Fitch полагает,
что это обеспечит дополнительный стимул для предоставления поддержки
компании.
Более низкий уровень рейтингов у КазАгроФинанса в сравнении с БРК
и Жилстройсбербанком отражает прежде всего (i) мнение Fitch о несколько
меньшей значимости КазАгроФинанса для экономики и финансовой системы
страны; и (ii) вероятность понижения рейтингов материнской структуры,
КазАгро, до уровня "BB+", которая отражена в "Негативном" прогнозе
по ее рейтингам.
Рейтинги КазАгроФинанса также учитывают (i) существенные обязательства
компании перед иностранными контрагентами, привлеченные на финансовых
рынках (16% всех пассивов на конец 2015 г.), и (ii) тот факт, что компания
находится в непрямой государственной собственности через КазАгро, что
может иметь негативные последствия в плане своевременности и достаточности
государственной поддержки, в особенности если государству потребуется
принимать решение о приоритетности поддержки для квазисуверенных структур.
Вероятность того, что компании потребуется господдержка в будущем,
является существенной, поскольку она ведет деятельность в уязвимом
сельскохозяйственном секторе. Неработающие и реструктурированные
кредиты/лизинг составляли высокие 11% и 15% от всех рисков на конец
2015 г. соответственно, хотя качество активов в определенной мере
поддерживается низким уровнем кредитования в иностранной валюте,
хорошим залоговым обеспечением и государственными субсидиями
заемщикам/лизингополучателям. Резервы под обесценение кредитов
покрывали 9% от всех рисков, в то время как обусловленная девальвацией
переоценка стоимости импортируемого, а затем передаваемого в лизинг
оборудования еще более увеличила покрытие портфеля КазАгроФинанса
залоговым обеспечением.
Капитализация компании остается адекватной (показатель основного
капитала по методологии Fitch был равен 37% на конец 2015 г., умеренно
снизившись относительно 44% на конец 2014 г., главным образом ввиду
убытков от валютной переоценки), обеспечивая существенную способность
абсорбировать убытки. Фондирование от государства и материнской
структуры у КазАгроФинанса составило существенные 74% обязательств
на конец 2015 г. и при необходимости может быть конвертировано
в акционерный капитал.
ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА РЕЙТИНГИ В БУДУЩЕМ
Долгосрочные РДЭ БРК и Жилстройсбербанка, вероятно, останутся на один
уровень ниже суверенного, а у КазАгроФинанса – на два уровня ниже
суверенного. Долгосрочные РДЭ всех трех организаций, скорее всего,
будут изменяться одновременно с суверенными рейтингами.
Рейтинги БРК и Жилстройсбербанка могут быть повышены до одного уровня
с суверенными, если (i) банки станут находиться в прямой собственности
государства и представители государства станут принимать более прямое
участие в надзоре за этими организациями; или (ii) государство заместит
основную часть банковского финансирования или предоставит по нему
гарантии. В случае заметного ослабления роли этих финансовых организаций
в проведении политики государства или их связей с государством возможны
негативные рейтинговые действия. В то же время ни один из этих сценариев
в настоящее время агентством не ожидается.
Рейтинги БРК также могут оказаться под давлением в сторону понижения
в случае заметного увеличения левериджа и резкого ухудшения качества
активов без предоставления адекватной поддержки капиталом от властей.
Долгосрочные РДЭ КазАгроФинанса могут быть понижены, если планы
властей по приватизации компании, реализация которых в настоящее время
является в высокой степени неопределенной, приведут к ослаблению связей
КазАгроФинанса с правительством Казахстана.
Проведенные рейтинговые действия:
Банк Развития Казахстана
Долгосрочный РДЭ в национальной валюте понижен с уровня "BBB+" до
"BBB-", прогноз "Стабильный"
Краткосрочный РДЭ в национальной валюте понижен с уровня "F2" до "F3"
Долгосрочный РДЭ в иностранной валюте понижен с уровня "BBB" до "BBB-",
прогноз "Стабильный"
Краткосрочный РДЭ в иностранной валюте подтвержден на уровне "F3"
Рейтинг поддержки подтвержден на уровне "2"
Уровень поддержки долгосрочного РДЭ изменен с "BBB" на "BBB-"
Долгосрочный рейтинг приоритетного необеспеченного долга понижен
с уровня "BBB" до "BBB-"
Краткосрочный рейтинг приоритетного необеспеченного долга подтвержден
на уровне "F3".
Жилстройсбербанк Казахстана
Долгосрочный РДЭ в национальной валюте понижен с уровня "BBB+" до
"BBB-", прогноз "Стабильный"
Краткосрочный РДЭ в национальной валюте понижен с уровня "F2" до "F3"
Национальный долгосрочный рейтинг понижен с уровня "AAA(kaz)" до
"AA+(kaz)", прогноз "Стабильный"
Рейтинг поддержки подтвержден на уровне "2"
Уровень поддержки долгосрочного РДЭ изменен с "BBB+" на "BBB-".
КазАгроФинанс
Долгосрочные РДЭ в иностранной и национальной валюте понижены
с уровня "BBB-" до "BB+", прогноз "Стабильный"
Краткосрочный РДЭ в иностранной валюте понижен с уровня "F3" до "B"
Национальный долгосрочный рейтинг подтвержден на уровне "AA(kaz)",
прогноз "Стабильный"
Рейтинг поддержки понижен с уровня "2" до "3"
Уровень поддержки долгосрочного РДЭ изменен с "BBB-" на "BB+"
Рейтинг приоритетного необеспеченного долга понижен с уровня "BBB-"
до "BB+"
Национальный рейтинг приоритетного необеспеченного долга подтвержден
на уровне "AA(kaz)"
Ожидаемые рейтинги приоритетного необеспеченного долга присвоены на
уровнях "BB+(EXP)"/"AA(kaz)(EXP)".
Контакты:
Первый аналитик
Роман Корнев
Директор
+7 495 956 7016
Фитч Рейтингз СНГ Лтд
26, ул. Валовая
Москва 115054
Вторые аналитики
Мария Кураева (БРК, КазАгроФинанс)
Младший директор
+7 495 956 9901
Сергей Попов (Жилстройсбербанк)
Младший директор
+7 495 956 9981
Председатель комитета
Джеймс Уотсон
Управляющий директор
+7 495 956 6657
Контакты для прессы в Москве: Юлия Бельская фон Телль, Москва,
тел.: + 7 495 956 9908/9901, julia.belskayavontell@fitchratings.com
[2016-05-16]