S&P подтвердило кредитные рейтинги АО "Банк Развития Казахстана" на уровне "ВВВ/А-2", прогноз "Негативный"

15.07.15 10:35
/Standard & Poor's, Лондон, 10.07.15, заголовок KASE/ Служба кредитных рейтингов Standard & Poor's подтвердила долгосрочный и краткосрочный кредитные рейтинги эмитента АО "Банк развития Казахстана" (БРК) по обязательствам в иностранной и национальной валюте на уровне "ВВВ/А-2". Прогноз изменения рейтингов – "Негативный". Мы также подтвердили рейтинг БРК по казахстанской национальной шкале на уровне "kzAA+". Подтверждение рейтингов отражает наше мнение о "практически безусловной" вероятности того, что Правительство Республики Казахстан окажет банку своевременную экстраординарную поддержку в стрессовой финансовой ситуации. БРК – крупнейшая дочерняя структура АО "Национальный управляющий холдинг "Байтерек", и мы ожидаем, что банк будет и в дальнейшем играть ключевую роль для реализации стратегии Группы компаний "Байтерек", которая главным образом направлена на поддержку развития и диверсификации экономики Казахстана. Влияние этих позитивных факторов несколько нивелируется относительно слабыми характеристиками собственной кредитоспособности банка (stand-alone credit-profile – SACP), которые мы оцениваем на уровне "b+", что в первую очередь отражает концентрацию финансирования на рынках капитала, высокую отраслевую концентрацию кредитного портфеля, а также низкие и волатильные показатели прибыльности основной деятельности. Мы присваиваем БРК рейтинги в соответствии с нашей "Методологией присвоения кредитных рейтингов группе организаций" и "Критериями присвоения кредитных рейтингов организациям, связанным с государством: Методология и допущения". Мы приравниваем рейтинги БРК к суверенным кредитным рейтингам Республики Казахстан, поскольку полагаем, что существует "практически безусловная" вероятность получения БРК своевременной экстраординарной государственной поддержки в стрессовой финансовой ситуации. Наше мнение о "практически безусловной" вероятности получения БРК экстраординарной государственной поддержки основывается на результатах нашей оценки: - "неразрывных" связей банка с Правительством Республики Казахстан, поскольку он на 100% принадлежит государству через АО "Национальный управляющий холдинг "Байтерек". БРК был образован в 2001 г. в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан и имеет особый статус национального института развития в соответствии с Законом Республики Казахстан "О Банке развития Казахстана". БРК не имеет лицензии на банковскую деятельность и не обязан выполнять пруденциальные требования, установленные для коммерческих банков; - "критически важной" роли банка как основного финансового инструмента правительства для выполнения программ диверсификации и индустриализации экономики. БРК предоставляет долгосрочные кредиты компаниям недобывающих отраслей, в частности предприятиям промышленного сектора. Банк является ключевым финансовым институтом, обеспечивающим выполнение пятилетней Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2015-2019 гг. По нашему мнению, БРК останется одной из ключевых структур Группы компаний "Байтерек", на его долю приходится около 60% консолидированных активов группы. Правительство страны поставило перед БРК задачу по содействию развитию и диверсификации национальной экономики при помощи предоставления долгосрочного финансирования предприятиям приоритетных секторов экономики, что соответствует общей стратегии Группы компаний "Байтерек". Мы считаем продажу БРК маловероятной. В июле 2014 г. Совет директоров БРК утвердил стратегию банка на 2014- 2023 гг. Стратегия предусматривает значительное увеличение портфеля БРК в ближайшие десять лет. Банку поручено использовать новые методы финансирования, в том числе проектное и синдицированное финансирование. БРК впервые примет участие в операциях межбанковского кредитования. Кроме того, правительство будет поощрять его сотрудничество с коммерческими банками. Банку также поручено обеспечивать более длительное финансирование экономики в национальной валюте и по более низким ставкам. Стратегия также предусматривает повышение эффективности бизнес-процессов, управления информационными технологиями, кадровых ресурсов, политики связей с общественностью и практики управления рисками. В прошлом правительство демонстрировало готовность оказывать БРК поддержку в форме бюджетных кредитов по низким ставкам и вливаний капитала, объем которых составил 125 млрд тенге в 2014 г. (около 0,3% ВВП Казахстана). Недавно БРК получил второй транш в размере 70 млрд тенге от Национального фонда Республики Казахстан для финансирования проектов, реализуемых в промышленной отрасли в рамках новой государственной программы "Нурлы Жол". Кроме того, БРК получил еще 50 млрд тенге, которые будут направлены в экономику страны через коммерческие банки в соответствии со стратегией БРК на 2014-2023 гг. Оценка SACP БРК ("b+") отражает базовый уровень рейтинга банка, действующего в Республике Казахстан ("bb-"), а также "адекватную" бизнес-позицию, "сильные" показатели капитализации и прибыльности, "умеренную" позицию по риску, показатели фондирования на уровне "ниже среднего" по банковской системе и "сильные" показатели ликвидности (в соответствии с определениями, приведенными в наших критериях). Наша оценка бизнес-позиции банка как "адекватной" отражает, с одной стороны, социально-политическую роль банка как специализированного института развития, деятельность которого направлена на финансирование инфраструктуры и промышленных проектов в частном и государственном секторах, и значительные размеры банка, а с другой стороны – директивный характер кредитования, который оказывает негативное влияние на стабильность бизнеса БРК. Банк является крупнейшей дочерней структурой Холдинга "Байтерек": в конце 2014 г. на его долю приходилось около 60% консолидированных активов группы. Вместе с тем по размеру активов (1,4 трлн тенге, или 7,6 млрд долл., на 31 марта 2015 г.) БРК уступал двум крупнейшим коммерческим банкам Казахстана – АО "Казкоммерцбанк" и АО "Народный банк Казахстана" (Халык); размер активов каждого из этих банков превышает 2,6 трлн тенге. В 2014 г. в совете директоров произошли значительные изменения, и новый состав совета только начинает свою работу. Наша оценка показателей капитализации и прибыльности БРК как "сильных" обусловлена нашими ожиданиями дальнейших регулярных крупных вливаний капитала со стороны государства для поддержки роста банка. По нашим прогнозам, коэффициент достаточности капитала, скорректированный с учетом риска (risk-adjusted capital – RAC), может снизиться, но останется выше 10% в ближайшие 12-18 месяцев вследствие ожидаемого умеренного роста кредитного портфеля. В конце 2014 г. коэффициент RAC составлял 14,8%. Значительное влияние на коэффициент RAC оказывает объем и сроки вливаний капитала акционерами и темпы роста кредитного портфеля банка. В случае существенного повышения или снижения будущих темпов роста БРК, а также улучшения или ухудшения его политики в отношении капитализации по сравнению с нашими ожиданиями, мы можем пересмотреть прогнозы относительно RAC и оценку показателей капитализации банка. Поскольку БРК является государственным банком развития, его бизнес- стратегия ориентирована не столько на получение прибыли, сколько на решение задач социально-экономической политики правительства. Тем не менее банк стремится получать достаточную выручку для покрытия всех операционных расходов и затрат по займам. В последние пять лет БРК демонстрировал волатильные и низкие показатели прибыльности основной деятельности, и мы ожидаем, что они останутся такими же. Наша оценка позиции по риску как "умеренной" отражает в основном более неблагоприятный опыт абсорбирования убытков, чем у казахстанских коммерческих банков (без учета реструктурированных банков), очень высокую долю кредитов в иностранной валюте и высокую концентрацию на отдельных отраслях. Поскольку в конце 2013 г. и в 2014 г. основная часть проблемных кредитов БРК была передана в "Инвестиционный фонд Казахстана" (ИФК), который также находится под управлением Холдинга "Байтерек", доля проблемных кредитов сократилась до 4,7% в конце 2014 г. (в том числе проблемные кредиты, связанные с лизингом) по сравнению с 41% в конце 2012 г. На 31 марта 2015 г. реструктурированные кредиты составляли еще 2,2%. По состоянию на конец 2014 г. проблемные кредиты покрывались резервами на возможные потери по кредитам на 107%. Мы полагаем, что показатели фондирования банка находятся на уровне "ниже среднего" по банковской системе, что отражает концентрацию финансирования на рынках капитала. Около 95% кредитов, полученных от финансовых институтов, были предоставлены Export-Import Bank of China и China Development Bank. В структуре долговых ценных бумаг банка преобладают еврооблигации. Мы считаем показатели ликвидности БРК "сильными", учитывая значительный объем ликвидных активов и умеренный объем выплат по долгу – 82 млрд тенге в 2015 г., включая еврооблигации на сумму 277 млн долл. (51 млрд тенге) сроком погашения в декабре 2015 г. Мы ожидаем, что эти средства будут замещены кредитами от China Development Bank. По нашим прогнозам, показатели ликвидности БРК будут постепенно снижаться до уровня, оцениваемого нами как "адекватный", в соответствии со стратегией банка, предусматривающей увеличение доли кредитов в активах. Прогноз "Негативный" по рейтингам БРК отражает прогноз по суверенным кредитным рейтингам Республики Казахстан. Мы можем пересмотреть прогноз по рейтингам БРК или повысить или понизить рейтинги банка в случае аналогичного рейтингового действия в отношении Республики Казахстан. В настоящее время мы оцениваем вероятность понижения рейтингов БРК по причине, не связанной с понижением суверенных рейтингов, как низкую. Однако мы можем понизить рейтинги банка, если мы больше не будем считать, что существует "практически безусловная" вероятность получения БРК экстраординарной государственной поддержки, например, в результате изменения политики правительства, что приведет к ослаблению роли банка, или если мы отметим признаки снижения готовности правительства оказывать банку поддержку. Группа контактов: International Public Finance Ratings Europe; PublicFinanceEurope@standardandpoors.com [2015-07-15]