S&P подтвердило кредитные рейтинги АО "Банк Развития Казахстана" на уровне "ВВВ/А-2", прогноз "Негативный"
15.07.15 10:35
/Standard & Poor's, Лондон, 10.07.15, заголовок KASE/ Служба кредитных
рейтингов Standard & Poor's подтвердила долгосрочный и краткосрочный
кредитные рейтинги эмитента АО "Банк развития Казахстана" (БРК) по
обязательствам в иностранной и национальной валюте на уровне "ВВВ/А-2".
Прогноз изменения рейтингов – "Негативный".
Мы также подтвердили рейтинг БРК по казахстанской национальной шкале
на уровне "kzAA+".
Подтверждение рейтингов отражает наше мнение о "практически безусловной"
вероятности того, что Правительство Республики Казахстан окажет банку
своевременную экстраординарную поддержку в стрессовой финансовой
ситуации. БРК – крупнейшая дочерняя структура АО "Национальный
управляющий холдинг "Байтерек", и мы ожидаем, что банк будет
и в дальнейшем играть ключевую роль для реализации стратегии Группы
компаний "Байтерек", которая главным образом направлена на поддержку
развития и диверсификации экономики Казахстана. Влияние этих позитивных
факторов несколько нивелируется относительно слабыми характеристиками
собственной кредитоспособности банка (stand-alone credit-profile – SACP),
которые мы оцениваем на уровне "b+", что в первую очередь отражает
концентрацию финансирования на рынках капитала, высокую отраслевую
концентрацию кредитного портфеля, а также низкие и волатильные
показатели прибыльности основной деятельности.
Мы присваиваем БРК рейтинги в соответствии с нашей "Методологией
присвоения кредитных рейтингов группе организаций" и "Критериями
присвоения кредитных рейтингов организациям, связанным с государством:
Методология и допущения". Мы приравниваем рейтинги БРК к суверенным
кредитным рейтингам Республики Казахстан, поскольку полагаем, что
существует "практически безусловная" вероятность получения БРК
своевременной экстраординарной государственной поддержки в стрессовой
финансовой ситуации. Наше мнение о "практически безусловной"
вероятности получения БРК экстраординарной государственной поддержки
основывается на результатах нашей оценки:
- "неразрывных" связей банка с Правительством Республики Казахстан,
поскольку он на 100% принадлежит государству через АО "Национальный
управляющий холдинг "Байтерек". БРК был образован в 2001 г.
в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан и имеет
особый статус национального института развития в соответствии с Законом
Республики Казахстан "О Банке развития Казахстана". БРК не имеет
лицензии на банковскую деятельность и не обязан выполнять
пруденциальные требования, установленные для коммерческих банков;
- "критически важной" роли банка как основного финансового инструмента
правительства для выполнения программ диверсификации и индустриализации
экономики. БРК предоставляет долгосрочные кредиты компаниям недобывающих
отраслей, в частности предприятиям промышленного сектора. Банк является
ключевым финансовым институтом, обеспечивающим выполнение пятилетней
Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному
развитию Республики Казахстан на 2015-2019 гг.
По нашему мнению, БРК останется одной из ключевых структур Группы компаний
"Байтерек", на его долю приходится около 60% консолидированных активов
группы. Правительство страны поставило перед БРК задачу по содействию
развитию и диверсификации национальной экономики при помощи предоставления
долгосрочного финансирования предприятиям приоритетных секторов экономики,
что соответствует общей стратегии Группы компаний "Байтерек". Мы считаем
продажу БРК маловероятной.
В июле 2014 г. Совет директоров БРК утвердил стратегию банка на 2014-
2023 гг. Стратегия предусматривает значительное увеличение портфеля
БРК в ближайшие десять лет. Банку поручено использовать новые методы
финансирования, в том числе проектное и синдицированное финансирование.
БРК впервые примет участие в операциях межбанковского кредитования.
Кроме того, правительство будет поощрять его сотрудничество
с коммерческими банками. Банку также поручено обеспечивать более
длительное финансирование экономики в национальной валюте и по более
низким ставкам. Стратегия также предусматривает повышение эффективности
бизнес-процессов, управления информационными технологиями, кадровых
ресурсов, политики связей с общественностью и практики управления
рисками.
В прошлом правительство демонстрировало готовность оказывать БРК
поддержку в форме бюджетных кредитов по низким ставкам и вливаний
капитала, объем которых составил 125 млрд тенге в 2014 г. (около 0,3%
ВВП Казахстана). Недавно БРК получил второй транш в размере 70 млрд
тенге от Национального фонда Республики Казахстан для финансирования
проектов, реализуемых в промышленной отрасли в рамках новой
государственной программы "Нурлы Жол". Кроме того, БРК получил еще
50 млрд тенге, которые будут направлены в экономику страны через
коммерческие банки в соответствии со стратегией БРК на 2014-2023 гг.
Оценка SACP БРК ("b+") отражает базовый уровень рейтинга банка,
действующего в Республике Казахстан ("bb-"), а также "адекватную"
бизнес-позицию, "сильные" показатели капитализации и прибыльности,
"умеренную" позицию по риску, показатели фондирования на уровне "ниже
среднего" по банковской системе и "сильные" показатели ликвидности
(в соответствии с определениями, приведенными в наших критериях).
Наша оценка бизнес-позиции банка как "адекватной" отражает, с одной
стороны, социально-политическую роль банка как специализированного
института развития, деятельность которого направлена на финансирование
инфраструктуры и промышленных проектов в частном и государственном
секторах, и значительные размеры банка, а с другой стороны –
директивный характер кредитования, который оказывает негативное
влияние на стабильность бизнеса БРК. Банк является крупнейшей
дочерней структурой Холдинга "Байтерек": в конце 2014 г. на его долю
приходилось около 60% консолидированных активов группы. Вместе с тем
по размеру активов (1,4 трлн тенге, или 7,6 млрд долл., на 31 марта
2015 г.) БРК уступал двум крупнейшим коммерческим банкам Казахстана
– АО "Казкоммерцбанк" и АО "Народный банк Казахстана" (Халык); размер
активов каждого из этих банков превышает 2,6 трлн тенге. В 2014 г.
в совете директоров произошли значительные изменения, и новый состав
совета только начинает свою работу.
Наша оценка показателей капитализации и прибыльности БРК как
"сильных" обусловлена нашими ожиданиями дальнейших регулярных
крупных вливаний капитала со стороны государства для поддержки роста
банка. По нашим прогнозам, коэффициент достаточности капитала,
скорректированный с учетом риска (risk-adjusted capital – RAC), может
снизиться, но останется выше 10% в ближайшие 12-18 месяцев вследствие
ожидаемого умеренного роста кредитного портфеля. В конце 2014 г.
коэффициент RAC составлял 14,8%. Значительное влияние на коэффициент
RAC оказывает объем и сроки вливаний капитала акционерами и темпы роста
кредитного портфеля банка. В случае существенного повышения или снижения
будущих темпов роста БРК, а также улучшения или ухудшения его политики
в отношении капитализации по сравнению с нашими ожиданиями, мы можем
пересмотреть прогнозы относительно RAC и оценку показателей
капитализации банка.
Поскольку БРК является государственным банком развития, его бизнес-
стратегия ориентирована не столько на получение прибыли, сколько на
решение задач социально-экономической политики правительства. Тем не
менее банк стремится получать достаточную выручку для покрытия всех
операционных расходов и затрат по займам. В последние пять лет БРК
демонстрировал волатильные и низкие показатели прибыльности основной
деятельности, и мы ожидаем, что они останутся такими же.
Наша оценка позиции по риску как "умеренной" отражает в основном более
неблагоприятный опыт абсорбирования убытков, чем у казахстанских
коммерческих банков (без учета реструктурированных банков), очень
высокую долю кредитов в иностранной валюте и высокую концентрацию на
отдельных отраслях. Поскольку в конце 2013 г. и в 2014 г. основная часть
проблемных кредитов БРК была передана в "Инвестиционный фонд
Казахстана" (ИФК), который также находится под управлением Холдинга
"Байтерек", доля проблемных кредитов сократилась до 4,7% в конце 2014 г.
(в том числе проблемные кредиты, связанные с лизингом) по сравнению
с 41% в конце 2012 г. На 31 марта 2015 г. реструктурированные кредиты
составляли еще 2,2%. По состоянию на конец 2014 г. проблемные кредиты
покрывались резервами на возможные потери по кредитам на 107%.
Мы полагаем, что показатели фондирования банка находятся на уровне
"ниже среднего" по банковской системе, что отражает концентрацию
финансирования на рынках капитала. Около 95% кредитов, полученных от
финансовых институтов, были предоставлены Export-Import Bank of China
и China Development Bank. В структуре долговых ценных бумаг банка
преобладают еврооблигации. Мы считаем показатели ликвидности БРК
"сильными", учитывая значительный объем ликвидных активов и умеренный
объем выплат по долгу – 82 млрд тенге в 2015 г., включая еврооблигации
на сумму 277 млн долл. (51 млрд тенге) сроком погашения в декабре 2015 г.
Мы ожидаем, что эти средства будут замещены кредитами от China Development
Bank. По нашим прогнозам, показатели ликвидности БРК будут постепенно
снижаться до уровня, оцениваемого нами как "адекватный", в соответствии
со стратегией банка, предусматривающей увеличение доли кредитов в активах.
Прогноз "Негативный" по рейтингам БРК отражает прогноз по суверенным
кредитным рейтингам Республики Казахстан. Мы можем пересмотреть
прогноз по рейтингам БРК или повысить или понизить рейтинги банка
в случае аналогичного рейтингового действия в отношении Республики
Казахстан.
В настоящее время мы оцениваем вероятность понижения рейтингов БРК
по причине, не связанной с понижением суверенных рейтингов, как низкую.
Однако мы можем понизить рейтинги банка, если мы больше не будем
считать, что существует "практически безусловная" вероятность получения
БРК экстраординарной государственной поддержки, например, в результате
изменения политики правительства, что приведет к ослаблению роли банка,
или если мы отметим признаки снижения готовности правительства
оказывать банку поддержку.
Группа контактов:
International Public Finance Ratings Europe;
PublicFinanceEurope@standardandpoors.com
[2015-07-15]