S&P ПОДТВЕРДИЛО РЕЙТИНГОВЫЕ ОЦЕНКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН, ПРОГНОЗ "НЕГАТИВНЫЙ"
08.12.14 15:12
/Standard & Poor's, Лондон, 05.12.14, заголовок KASE/ Служба кредитных
рейтингов Standard & Poor's подтвердила долгосрочные и краткосрочные
суверенные кредитные рейтинги Республики Казахстан по обязательствам
в иностранной и национальной валюте на уровне "ВВВ+/А-2". Прогноз по
рейтингам остается "Негативным".
Кроме того, мы подтвердили долгосрочный рейтинг страны по национальной
шкале на уровне "kzAAA".
ОБОСНОВАНИЕ
Мы по-прежнему рассматриваем значительные запасы природных ресурсов
Республики Казахстан как позитивный рейтинговый фактор,
обусловливающий бюджетные профициты, превышение внешних активов
над внешними обязательствами, а также обеспечивавший рост бюджетных
и внешних активов правительства в последние годы. Тем не менее наличие
значительной ресурсной базы означает зависимость экономики страны от
нефтяного сектора, который напрямую обеспечивает более 13% ВВП,
более 50% доходов и 60% экспорта Казахстана. Мы не предполагаем, что
рост ВВП на душу населения восстановится на прежнем уровне в пределах
нашего горизонта прогнозирования. Мы полагаем, что снижение темпов
экономического роста и цен на нефть, а также более низкие, чем
ожидалось, объемы нефтедобычи и ухудшение внешнеэкономической
ситуации приведут к ослаблению внешнеэкономической и фискальной
позиций страны в ближайшие три года.
Ожидается, что в ближайшие несколько лет объемы нефтедобычи останутся
примерно на одном уровне и лишь немного увеличатся в 2016 г. –
до 83 млн т (с 81,8 млн т в 2014 г.). Небольшой рост будет отмечаться
в 2017 г. – вследствие расширения существующих месторождений. Мы не
ожидаем сколько-нибудь значительных объемов добычи на Кашаганском
месторождении по меньшей мере до 2017 г., когда ожидается
возобновление его эксплуатации. После вступления проекта в силу
мощность этого месторождения на первом этапе его деятельности
в конечном счете увеличит объемы нефтедобычи примерно на 20%. Вместе
с тем остается очень большая доля неопределенности относительно
возобновления деятельности месторождения – после того, как
нефтедобыча была приостановлена в конце 2013 г. вследствие утечки
газа и необходимости замены системы трубопроводов. Согласно нашим
последним пересмотренным допущениям относительно цен на нефть цена
на сырую нефть марки Brent составит 80 долл./барр. в 2015 г. и 85
долл./барр. в 2016-2017 гг. (см. статью "Standard & Poor's
пересматривает свои допущения относительно цен на нефть, допущения
относительно цен на газ остаются неизменными" // 3 декабря 2014 г.).
После роста на 6% в 2013 г. прирост реального ВВП замедлился до 4%
в 2014 г. (оценка) вследствие снижения объемов добычи нефти и других
сырьевых продуктов, менее благоприятных условий торговли и ограниченного
потребительского спроса после 19-процентной девальвации тенге в феврале
этого года. Потребление было основной движущей силой роста ВВП в 2012-
2013 гг., но мы ожидаем, что чистый экспорт окажет более существенное
влияние на прирост ВВП вследствие девальвации. Кроме того, мы ожидаем,
что рост ВВП в ближайшие два-три года будет обусловлен главным образом
инвестициями и противоциклической фискальной политикой правительства
в форме стимулирующих мер, которые в эквиваленте составят 6,5% ВВП
(за счет сбережений от нефтедобычи). Мы также ожидаем, что приток прямых
иностранных инвестиций, связанный с долгосрочными нефтяными и газовыми
проектами, по которым заключены контракты, останется стабильным. Тем
не менее возможно дополнительное давление на темпы роста ВВП в случае,
если правительственный план стимулирования будет реализован не полностью
или окажется недостаточно эффективным.
Мы ожидаем сохранения бюджетного профицита (на консолидированной
основе), который в среднем составит лишь 2% ВВП (в сравнении с 5%
в среднем в 2011-2013 гг.), учитывая ожидаемое снижение доходов от
нефтедобычи. Запланированная противоциклическая фискальная политика
правительства и использование сбережений нефтяного фонда базируются
на сильной фискальной позиции. После последнего финансового кризиса,
когда Правительство Казахстана потратило значительную часть средств
нефтяного фонда на поддержку экономики, оно стало сохранять в среднем
половину чистых годовых поступлений от нефтедобычи в Национальном
фонде Республики Казахстан (НФРК), средства которого по состоянию на
конец октября 2014 г. составляли 76,8 млрд долл. (35% ВВП). В 2014 г.
президент страны объявил о запуске двух стимулирующих программ:
- объемом 5,5 млрд долл. (средства этой программы должны быть
потрачены в 2014-2015 гг. на поддержку банковской системы,
предприятий среднего бизнеса и инвестиции в инфраструктуру) и
- объемом 9 млрд долл. (средства будут использованы равными долями
в 2015-2017 гг. на развитие инфраструктуры).
Средства в рамках стимулирующих программ на финансирование расходов
правительства будут предоставлены помимо 9,2 млрд долл. гарантированных
перечислений из НФРК в бюджет страны ежегодно (максимальный уровень
перечислений из бюджета установлен законодательно и составляет
8 млрд долл. +/- 15%). Мы ожидаем, что позиция Казахстана как чистого
кредитора сохранится в ближайшие несколько лет, однако активы
расширенного правительства сократятся с 40% ВВП в 2014 г. (оценка)
до 35% ВВП в 2017 г. (согласно текущим планам правительства
в отношении расходов).
Девальвация тенге и улучшение показателей торгового баланса оддержали
внешнеэкономическую позицию Казахстана в 2014 г., однако мы ожидаем,
что она ухудшится в 2015 г. Улучшившиеся показатели торгового баланса
в сочетании с суверенными и квазисуверенными заимствованиями за
текущий год привели к росту резервов до 27,4 млрд долл. (13% ВВП).
Ликвидные внешние активы по-прежнему будут превышать внешний долг,
однако мы ожидаем, что потребности во внешнем финансировании
(брутто), как и прежде, будут превышать поступления по счету текущих
операций (СТО) плюс доступные резервы до конца 2017 г. Наши прогнозы
показывают, что отношение чистых внешних обязательств к поступлениям
по СТО Казахстана увеличится с 24% в 2013 г. до 59% в 2017 г.
В краткосрочной перспективе торговый баланс будет испытывать негативное
влияние сокращения поступлений от экспорта вследствие снижения цен на
нефть, в то время как связанный с инвестициями импорт (70% всего
импорта) останется на стабильном уровне ввиду планируемых инвестиций
общественного и частного сектора. Ухудшение торгового баланса будет
в некоторой степени компенсировано снижением дефицита счета доходов
(мы ожидаем снижения рентабельности прямых иностранных инвестиций
вследствие снижения цен на нефть). Небольшой профицит по СТО будет
частично финансироваться более высокими показателями финансового
счета, поддерживаемыми стабильным притоком прямых иностранных
инвестиций, составляющих в среднем около 4% ВВП (задержки с пуском
Кашаганского месторождения обусловливают новые инвестиции),
и продажей внешних активов нефтяного фонда в целях поддержки
стимулирующих программ правительства.
Мы ожидаем, что процесс принятия политических решений в Казахстане
останется высокоцентрализованным, что, как мы полагаем, по-прежнему
будет ограничивать институциональную эффективность и управление.
Институциональные риски по-прежнему высоки, учитывая недостаточную
прозрачность и ясность относительно будущего процесса передачи
президентской власти и влияния этих факторов на изменение проводимой
политики. С нашей точки зрения, это указывает на то, что будущие
политические решения будет сложно предугадать. Стремясь
компенсировать влияние внешних стрессовых ситуаций и сложной
региональной среды, правительство в этом году намерено ускорить процесс
реформирования, стимулируя приток иностранных и частных инвестиций.
Мы отмечаем, что несколько законодательных актов, принятых в последние
месяцы, нацелены на улучшение бизнес-среды. Тем не менее мы ожидаем
лишь небольшого прогресса в плане диверсификации экономики (особенно
в связи с тем, что ненефтяной сектор окажется под давлением вследствие
снижения внутреннего спроса и ожиданий роста нефтяного сектора
в среднесрочной перспективе). Достигнуть значительного и устойчивого роста
ненефтяного сектора в ближайшей перспективе будет достаточно сложно.
Девальвация национальной валюты, имевшая место в этом году,
последовавший за ней рост долларизации и временный отток депозитов
из трех банков негативно повлияли на нашу оценку доверия к проводимой
монетарной политике. Мы полагаем, что управление обменным курсом
(несмотря на недавнее расширении валютного коридора до 170-188 тенге /
1 долл.) и временное изъятие средств пенсионных фондов с денежного
рынка вместе с ограниченным набором инструментов Национального банка
Казахстана (НБК), позволяющих управлять ликвидностью, приведут
к созданию достаточно сложной ситуации с ликвидностью в этом году.
Мы отмечаем, что в настоящее время правительство разработало
инвестиционную стратегию единого пенсионного фонда, НБК ввел
валютные своп-операции и планирует перейти к политике таргетирования
инфляции в среднесрочной перспективе. Несмотря на это, у нас остаются
сомнения относительно влияния созданного единого пенсионного фонда на
внутренний рынок долговых ценных бумаг, а также относительно
способности НБК поддерживать экономику, учитывая приверженность
политике валютного коридора. Банковская система остается под влиянием
высокого уровня проблемных кредитов, но мы полагаем, что руководство
страны примет более жесткие меры к ранее аккумулированным проблемным
кредитам путем передачи их в Фонд стрессовых активов и налоговых
послаблений для списания кредитов.
ПРОГНОЗ
Прогноз "Негативный" отражает нашу точку зрения относительно того, что
более низкие, чем ожидается, темпы роста или менее благоприятные, чем
мы ожидаем, условия торговли могут привести к более существенному
ухудшению внешнеэкономической и фискальной позиции Казахстана, чем
мы прогнозируем. Рейтинги могут оказаться под давлением, если
ожидаемые в среднесрочной перспективе изменения в нефтяном секторе
не произойдут и будут отложены. Кроме того, мы можем понизить рейтинги,
если факторы, ограничивающие эффективность монетарной политики,
а также жесткое управление обменным курсом приведут к необходимости
значительных интервенций со стороны НБК на валютных рынках вследствие
снижения доверия к финансовой системе.
Мы можем пересмотреть прогноз на "Стабильный", если процесс принятия
политических решений станет более прозрачным и предсказуемым, а также
в случае укрепления политических институтов. Кроме того, позитивное
влияние на рейтинги могут оказать проведение структурных реформ,
а также усиление мер по диверсификации экономики и увеличению гибкости
монетарной политики.
Финансовые институты (кроме Центрального банка), обязательства которых
включены в определение денежной массы страны. Совокупные потребности
во внешнем финансировании определяются как отток средств по счету
текущих операций плюс непогашенный краткосрочный долг на конец
предыдущего года плюс депозиты нерезидентов на конец предыдущего
года плюс долгосрочный внешний долг сроком погашения в течение года.
"Узкий" чистый внешний долг определяется как совокупные заимствования
в иностранной и национальной валютах государственного и частного
секторов у нерезидентов минус международные резервы минус ликвидные
внешние активы государственного сектора, а также депозиты финансовых
институтов в иностранных банках и кредиты, выданные нерезидентам, или
инвестиции в компании-нерезиденты. Если показатель отрицательный –
значит, страна является внешним нетто-кредитором. п – прогноз S&P.
СТО – счет текущих операций. Приведенные выше данные и коэффициенты
представляют собой результат собственных расчетов аналитиков S&P на
основании данных национальных и международных источников и отражают
независимое мнение аналитиков S&P относительно своевременности,
охвата, точности, надежности и применимости имеющейся информации.
Анализ кредитоспособности суверенного правительства, проведенный
аналитиками Standard & Poor's, основывается на оценке пяти ключевых
факторов: (1) эффективности институциональной системы и механизмов
управления; (2) структуры экономики и перспектив экономического роста;
(3) внешней ликвидности и международной инвестиционной позиции; (4)
среднего значения оценок уровня долга правительства, финансовой
гибкости и бюджетных показателей; (5) гибкости денежно-кредитной
политики. Каждый фактор оценивается по шкале от "1" ("самое высокое
значение") до "6" ("самое низкое значение"). Статья Standard & Poor`s
"Присвоение рейтингов суверенным правительствам: Методология
и допущения", опубликованная 24 июня 2013 г., излагает принципы
определения суверенного кредитного рейтинга по обязательствам
в иностранной валюте (п. V.B) на основании сочетания различных факторов
и поясняет, каким образом эти факторы оцениваются (п. V.C). Оценки
рейтинговых факторов отражают наше мнение о том, какое влияние
факторы, перечисленные в методологии, оказывают на кредитный профиль
суверенного правительства – позитивное, нейтральное или негативное.
Оценки "позитивная", "нейтральная" и "негативная" носят абсолютный
характер для всех рейтинговых категорий. Как следствие, суверенные
правительства, имеющие высокие рейтинги, обычно имеют больше
"позитивных" оценок рейтинговых факторов, а правительства, имеющие
более низкие рейтинги, – больше "негативных" оценок. В соответствии
с методологией присвоения суверенных рейтингов Службы кредитных
рейтингов Standard & Poor's изменение оценки вышеупомянутых факторов
не всегда обусловливает изменение суверенного рейтинга, равно как
и изменению суверенного рейтинга не всегда предшествует изменение
одной или более оценок рейтинговых факторов.
РЕЙТИНГ-ЛИСТ
Рейтинги подтверждены Республика Казахстан
Суверенные кредитные рейтинги ВВВ+/Негативный/А-2
Рейтинг по национальной шкале kzAAA/--/--
Оценка риска перевода и конвертации валюты для казахстанских
несуверенных заемщиков ВВВ+
Рейтинг приоритетного необеспеченного долга ВВВ+
Рейтинг краткосрочного долга А-2
Ведущий кредитный аналитик:
Ана Йеленкович, Лондон (44) 20-7176-7116;
ana.jelenkovic@standardandpoors.com
Второй кредитный аналитик:
Карен Вартапетов, Москва (7) 495-783-4018;
karen.vartapetov@standardandpoors.com
[2014-12-08]