S&P подтвердило рейтинговые оценки АО "Банк Развития Казахстана", прогноз "Стабильный"
13.12.13 17:10
/Standard & Poor's, Лондон, 04.12.13, перевод с английского Standard &
Poor's, заголовок KASE/ Служба кредитных рейтингов Standard & Poor’s
подтвердила кредитные рейтинги контрагента по обязательствам
в иностранной и национальной валюте на уровне "ВВВ+/А-2"
государственного АО "Банк Развития Казахстана" (БРК). Рейтинг по
национальной шкале – "kzAAA". Прогноз изменения рейтингов –
"Стабильный".
Кредитные рейтинги БРК приравнены к суверенным рейтингам Республики
Казахстан, поскольку мы считаем банк организацией, связанной
с государством (ОСГ), и полагаем, что существует "практически
безусловная" вероятность предоставления своевременной и достаточной
экстренной поддержки БРК со стороны Правительства Казахстана в случае
возникновения финансовых трудностей.
В соответствии с нашей методологией присвоения рейтингов организациям,
связанным с государством (ОСГ), наше мнение о "практически безусловной"
вероятности получения экстренной государственной поддержки БРК
основывается на результатах нашей оценки "критически важной" роли
банка в решении задач государственной политики как основного
инструмента предоставления долгосрочных кредитов компаниям
промышленного сектора экономики Казахстана, развитие которого является
одной из главных задач правительства страны. Мы полагаем, что БРК будет
играть ключевую роль при реализации среднесрочного стратегического
плана правительства по индустриализации и развитию экономики
Казахстана. Учитывая высокие, по нашему мнению, потребности страны
в развитии инфраструктуры и промышленности, мы считаем, что БРК по-
прежнему будет играть ключевую роль в экономике Казахстана.
БРК имеет "неразрывные" связи с Правительством Республики Казахстан,
поскольку банк на 100% принадлежит государству, которое осуществляет
регулярные вливания в его капитал. Правительство, как и прежде,
в значительной степени вовлечено в процесс формирования стратегии БРК,
и мы ожидаем, что контроль со стороны государства сохранится и будет
осуществляться через новое АО "Национальный управляющий холдинг
"Байтерек"". Правительство имеет четырех представителей в Совете
директоров банка, включая заместителя премьер-министра Правительства
Республики Казахстан, который возглавляет Совет.
БРК по-прежнему на 100% принадлежит государству, несмотря на смену
акционера в 2013 г. В октябре 2013 г. в соответствии с постановлением
правительства, принятым в мае 2013 г., АО "Фонд национального
благосостояния "Самрук-Казына"" передал 100%-ную долю в акционерном
капитале БРК недавно созданному "Национальному управляющему
холдингу "Байтерек”", который был образован в соответствии с указом
Президента Республики Казахстан от 22 мая 2013 г. "Байтерек" на 100%
принадлежит государству, а его задача заключается в поддержке развития
страны и привлечении инвестиций в национальную экономику.
Мы ожидаем, что передача акций БРК от фонда "Самрук-Казына" холдингу
"Байтерек" не окажет влияние на нашу оценку "практически безусловной"
вероятности получения своевременной экстренной государственной
поддержки БРК. Мы ожидаем, что роль банка и его связи с правительством
существенно не изменятся. Принадлежность БРК холдингу "Байтерек"
может обусловить укрепление связей банка с правительством, поскольку он
будет одной из 10 организаций развития под управлением "Байтерек", а не
одним из более чем 400 активов, которыми управляет фонд "Самрук-
Казына". Вместе с тем мы прогнозируем некоторые изменения в составе
Совета директоров в результате передачи акций банка.
В прошлом БРК постоянно получал государственную поддержку, в том
числе в форме вливаний в капитал. В 2013 г. Правительство Республики
Казахстан увеличило капитал банка на 200 млн долл. Кроме того, БРК
получает от правительства поддержку в форме бюджетных кредитов,
а также кредиты от фонда "Самрук-Казына", включая субординированные
кредиты, выдаваемые на выгодных для банка условиях. Вместе с тем
государство не дает гарантий по обязательствам БРК.
Правительство также оказывает БРК поддержу в вопросах, касающихся
ухудшившегося в последнее время качества активов. Доля проблемных
кредитов банка, просроченных более чем на 90 дней, значительно
увеличилась и составила 41,7% кредитного портфеля к середине 2013 г.
В июле 2013 г. Совет директоров БРК одобрил передачу проблемных
кредитов на сумму почти 1 млрд долл. (кредиты 35 заемщиков)
в АО "Инвестиционный фонд Казахстана" (ИФК), который также находится
под управлением холдинга "Байтерек". Целью этой меры является
укрепление финансового положения БРК и предоставление банку
возможности сосредоточиться на деятельности по финансированию новых
проектов в рамках программы индустриализации.
Оценка характеристик собственной кредитоспособности (stand-alone credit
profile – SACP) БРК ("b+") отражает базовый уровень рейтинга банка,
действующего только в Республике Казахстан ("bb-"), а также "адекватную"
бизнес-позицию, "сильные" показатели капитализации и прибыльности,
"умеренную" позицию по риску, показатели фондирования на уровне "ниже
среднего" по банковской системе и "сильные" показатели ликвидности
(в соответствии с определениями, приведенными в наших критериях).
Оценка SACP банка учитывает, с одной стороны, статус БРК как
организации, связанной с государством, в отношении которой существует
"практически безусловная" вероятность получения экстренной
государственной поддержки, а также сильные показатели капитализации
(измеряемые при помощи коэффициента достаточности капитала,
скорректированного с учетом рисков (risk-adjusted capital – RAC)),
значительный объем запланированных вливаний в капитал со стороны
правительства и сильные показатели ликвидности, а с другой – высокий
уровень проблемных кредитов по сравнению с показателями казахстанских
коммерческих банков, не подвергшихся реструктуризации, а также низкий
уровень прибыльности от основной деятельности и концентрацию
ресурсной базы на фондировании, привлекаемом с рынков капитала. Таким
образом, мы оцениваем SACP банка на уровне "b+".
Прогноз "Стабильный" по рейтингам БРК отражает прогноз по суверенным
рейтингам Республики Казахстан, а также наше мнение о том, что наши
оценки "критически важной" роли этого банка в экономике страны и его
"неразрывных" связей с Правительством Республики Казахстан вряд ли
изменятся. Кредитные рейтинги банка могут быть повышены или понижены
в случае аналогичного рейтингового действия в отношении суверенных
кредитных рейтингов.
Мы полагаем, что текущая значительная поддержка БРК со стороны
государства сохранится даже после того, как его новым акционером стал
холдинг "Байтерек", учитывая долгосрочные планы правительства по
увеличению капитала банка. Мы не ожидаем каких-либо изменений
политического курса и системы регулирования, которые могли бы снизить
"ключевую" роль банка в реализации планов правительства по развитию
национальной экономики. Однако в случае изменения роли БРК в решении
задач государственной политики, а также появления признаков ослабления
оказываемой банку государственной поддержки кредитные рейтинги банка
могут оказаться под давлением.
Мы можем повысить оценку SACP банка в случае значительной
диверсификации профиля фондирования, привлекаемого с рынков
капитала, и существенного увеличения доли финансирования от
государства, которое, на наш взгляд, в меньшей степени подвержено риску,
связанному с фактором доверия, и характеризуется большей надежностью,
чем фондирование от финансовых организаций. Оценка SACP может быть
понижена, если банк не получит ожидаемых вливаний в капитал от
государства, в результате чего коэффициент RAC до поправок на
диверсификацию снизится до уровня менее чем 10%. Значительное
ухудшение качества активов также будет считаться негативным
рейтинговым фактором, однако оно не предусматривается нашим базовым
сценарием.
Ведущий кредитный аналитик:
Ана Йеленкович, Лондон, (44) 20-7176-7116;
ana.jelenkovic@standardandpoors.com
Второй контакт:
Аннет Эсс, Франкфурт, (49) 69-33-999-157;
annette.ess@standardandpoors.com
[2013-12-13]