S&P подтвердило рейтинговые оценки АО "Фонд национального благосостояния "Самрук-Қазына" (Казахстан), прогноз "Стабильный"

10.07.13 17:38
/Standard & Poor's, Лондон, 09.07.13, перевод с английского Standard & Poor's, заголовок KASE/ – Служба кредитных рейтингов Standard & Poor's подтвердила долгосрочный и краткосрочный кредитные рейтинги АО "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына"", казахстанской организации, связанной с государством (ОСГ), по обязательствам в национальной и иностранной валюте на уровне "BBB+/A-2". Прогноз изменения рейтингов – "Стабильный". Одновременно мы подтверждаем рейтинг компании по национальной шкале – "kzAAA". В соответствии с нашими критериями присвоения рейтингов организациям, связанным с государством, мы приравниваем рейтинги АО "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына"" (АО "Самрук-Казына") к кредитным рейтингам Республики Казахстан (рейтинги по обязательствам в иностранной валюте: BBB+/Стабильный/A-2; по обязательствам в национальной валюте: BBB+/Стабильный/A-2; рейтинг по национальной шкале: kzAAA). Это отражает наше мнение о "практически безусловной" вероятности получения своевременной экстренной государственной поддержки, достаточной для обслуживания всех долговых обязательств, в случае необходимости. Наша оценка "практически безусловной" вероятности получения фондом экстренной поддержки от правительства Республики Казахстан основана на следующих факторах: - "критически важной" роли АО "Самрук-Казына" для правительства Республики Казахстан как основного инструмента реализации стратегического плана развития, направленного на индустриализацию, а также выполнения долгосрочной программы экономической устойчивости и диверсификации экономики Казахстана. АО "Самрук- Казына" контролирует практически все стратегические активы Казахстана; - "неразрывной" связи фонда с государством, что отражает наше мнение о том, что фонд, на 100% принадлежащий государству, действует в основном по поручению правительства. Правительство играет решающую роль в вопросах операционной деятельности компании. Мы считаем, что дефолт со стороны АО "Самрук-Казына" нанесет значительный репутационный ущерб государству. АО "Самрук-Казына" – холдинговая компания, на 100% принадлежащая государству. Фонд объединяет практически все государственные активы Казахстана и управляет этими активами от имени правительства республики. Среди этих активов – АО "НК "КазМунайГаз" (КМГ), железнодорожный оператор АО "Казахстан Темир Жолы" (КТЖ), АО "Казахстанская компания по управлению электрическими сетями" (KEGOC), оператор связи АО "Казахтелеком" и горнодобывающая компания АО "Национальная атомная компания "КазАтомПром"". Мы считаем, что фонд играет важную общественно-политическую роль, определенную законодательством страны. АО "Самрук-Казына" представляет собой основной инструмент достижения экономических, политических и социальных целей правительства. Фонд принимает участие в ключевых национальных программах с момента его создания Указом Президента Республики Казахстан в 2008 г. АО "Самрук-Казына" играл ключевую роль в реализации плана правительства по стабилизации экономики (объемом 20 млрд долл.), принятого во время кризиса 2008 г. АО "Самрук-Казына" играет ведущую роль в реализации антикризисного плана правительства (20 млрд долл.) и Плана развития 2020, направленного на индустриализацию и экономическую диверсификацию Казахстана. Многие активы, контролируемые фондом, играют важную экономическую роль, обеспечивая транспортную и сервисную инфраструктуру. Мы полагаем, что АО "Самрук-Казына" действует главным образом от имени правительства страны, с которым оно в значительной степени интегрировано, кроме того, государство играет решающую роль в вопросах операционной деятельности компании. Согласно законодательству, все члены совета директоров должны быть представлены главами центральных исполнительных органов, а должность председателя должен занимать премьер-министр Казахстана. Несмотря на то, что правительство планирует продать миноритарные доли в нескольких дочерних предприятиях АО "Самрук-Казына" в рамках программы "народного IPO", реализация которой началась в 2012 г., насколько мы понимаем, фонд сохранит контроль над этими активами. Более того, приватизация самого фонда не планируется, в том числе частичная. В 2012 г. правительство пересмотрело приоритеты АО "Самрук-Казына" в рамках основной деятельности и компетенций, и теперь фонд будет заниматься исключительно реализацией программы правительства по индустриализации. Согласно этой стратегии правительство выводит институты развития, такие как АО "Банк Развития Казахстана", из структуры АО "Самрук-Казына" и передает их в управление недавно созданному национальному агентству развития. Более того, перед фондом была поставлена задача продать доли в банках, приобретенные в течение кризиса 2008-2009 гг. Мы не ожидаем, что эти изменения каким-либо образом повлияют на нашу оценку роли фонда и его связей с правительством, а также не ожидаем каких-либо изменений в оценке "практически безусловной" вероятности предоставления правительством Казахстана своевременной и экстренной поддержки АО "Банк Развития Казахстана". Мы оцениваем характеристики собственной кредитоспособности (SACP) АО "Самрук-Казына" на уровне "b+", учитывая "приемлемый" профиль бизнес-рисков, профиль финансового риска, "характеризующийся высоким уровнем финансового рычага", и "адекватные" показатели ликвидности (согласно определениям, приведенным в наших критериях). Основными факторами, ограничивающими оценку собственного профиля бизнес-рисков АО "Самрук-Казына", являются всего лишь "приемлемое" кредитное качество крупнейших инвестиций фонда, таких как КМГ, КТЖ и KEGOC, а также значительная зависимость от нефтегазового сектора, который обеспечивает большую часть доходов группы. Эти риски компенсируются тем фактом, что под управлением фонда находятся практически все стратегические производственные активы в Казахстане - портфель активов максимально диверсифицирован. Кроме того, важным фактором, который мы учитываем в нашей оценке профиля финансовых рисков компании, являются наши ожидания прибыльности деятельности этих активов и сохранения текущей поддержки со стороны государства в форме благоприятного регулирования и доступа к коммерчески выгодным активам. Основными факторами, негативно влияющими на оценку профиля финансовых рисков АО "Самрук-Казына", являются недостаточная прозрачность и предсказуемость финансовой политики фонда, в частности в отношении будущих инвестиций, продажи или передачи активов связанным ОСГ. В отчетности АО "Самрук-Казына" отражены крупные списания и восстановления, включающие в том числе переоценку финансовых активов и реструктуризацию АО "БТА Банк". Мы оцениваем показатели ликвидности АО "Самрук-Казына" как "адекватные": источники ликвидности превышают потребности более, чем в 1,2 раза. По состоянию на 31 декабря 2012 г. (последняя отчетная дата), основные источники ликвидности на уровне материнской компании включали: - денежные средства – 432 млрд тенге, из которых 395 млрд тенге были размещены в Национальном банке Казахстана, а также краткосрочные депозиты – 160 млрд тенге. Дивидендные выплаты и процентные доходы со стороны дочерних компаний, скорее всего, будут ниже уровня 2012 г., поскольку в тот год объем доходов поддерживался разовыми выплатами; - насколько мы понимаем, в начале 2013 г. фонд получил 200 млн долл. от China Development Bank для финансирования кредита на эту же сумму компании "Казахмыс ПЛС" и разместил облигации объемом 255 млрд тенге при поддержке государства. По состоянию на 31 декабря 2012 г. основные потребности в ликвидности включали: - относительно небольшой краткосрочный долг – 82 млрд тенге. Большая часть долга в отношении сторон, не связанных с государством или дочерними компаниями, представляет собой среднесрочные и долгосрочные обязательства. Кроме того, совокупные обязательства, гарантированные фондом, составляют 480 млрд тенге; - инвестиции, включая приобретение 30-процентной доли в "Казцинке" за 249 млрд тенге и кредит "Казахмыс ПЛС" на сумму 200 млн долл. в начале 2013 г. Прогноз "Стабильный" по рейтингам АО "Самрук-Казына" отражает прогноз по долгосрочным суверенным рейтингам Республики Казахстан и наши ожидания того, что наша оценка "критически важной" роли фонда "Самрук- Казына" в экономике страны и его "неразрывных связей" с правительством не изменится. Мы можем повысить или понизить рейтинги АО "Самрук-Казына" в случае соответствующего рейтингового действия в отношении Республики Казахстан. Любые признаки ослабления государственной поддержки в результате изменения функций фонда как инструмента государственной политики или политики управления активами, а также вследствие ослабления его связей с правительством могут привести к изменению нашей оценки роли АО "Самрук-Казына" и связей фонда с государством. Это может обусловить давление на уровень рейтингов компании. Ведущий кредитный аналитик: Ана Йеленкович, Лондон, (44) 20-7176-7116; ana.jelenkovic@standardandpoors.com Второй контакт: Елена Ананькина, Москва, (7) 495-783-4130; elena.anankina@standardandpoors.com [2013-07-10]