S&P подтвердило рейтинговые оценки АО "Фонд национального благосостояния "Самрук-Қазына" (Казахстан), прогноз "Стабильный"
10.07.13 17:38
/Standard & Poor's, Лондон, 09.07.13, перевод с английского Standard
& Poor's, заголовок KASE/ – Служба кредитных рейтингов Standard & Poor's
подтвердила долгосрочный и краткосрочный кредитные рейтинги АО "Фонд
национального благосостояния "Самрук-Казына"", казахстанской организации,
связанной с государством (ОСГ), по обязательствам в национальной
и иностранной валюте на уровне "BBB+/A-2". Прогноз изменения рейтингов
– "Стабильный".
Одновременно мы подтверждаем рейтинг компании по национальной шкале
– "kzAAA".
В соответствии с нашими критериями присвоения рейтингов организациям,
связанным с государством, мы приравниваем рейтинги АО "Фонд
национального благосостояния "Самрук-Казына"" (АО "Самрук-Казына")
к кредитным рейтингам Республики Казахстан (рейтинги по обязательствам
в иностранной валюте: BBB+/Стабильный/A-2; по обязательствам
в национальной валюте: BBB+/Стабильный/A-2; рейтинг по национальной
шкале: kzAAA). Это отражает наше мнение о "практически безусловной"
вероятности получения своевременной экстренной государственной
поддержки, достаточной для обслуживания всех долговых обязательств,
в случае необходимости.
Наша оценка "практически безусловной" вероятности получения фондом
экстренной поддержки от правительства Республики Казахстан основана
на следующих факторах:
- "критически важной" роли АО "Самрук-Казына" для правительства
Республики Казахстан как основного инструмента реализации
стратегического плана развития, направленного на индустриализацию,
а также выполнения долгосрочной программы экономической
устойчивости и диверсификации экономики Казахстана. АО "Самрук-
Казына" контролирует практически все стратегические активы
Казахстана;
- "неразрывной" связи фонда с государством, что отражает наше мнение
о том, что фонд, на 100% принадлежащий государству, действует
в основном по поручению правительства. Правительство играет
решающую роль в вопросах операционной деятельности компании.
Мы считаем, что дефолт со стороны АО "Самрук-Казына" нанесет
значительный репутационный ущерб государству.
АО "Самрук-Казына" – холдинговая компания, на 100% принадлежащая
государству. Фонд объединяет практически все государственные активы
Казахстана и управляет этими активами от имени правительства
республики. Среди этих активов – АО "НК "КазМунайГаз" (КМГ),
железнодорожный оператор АО "Казахстан Темир Жолы" (КТЖ),
АО "Казахстанская компания по управлению электрическими сетями"
(KEGOC), оператор связи АО "Казахтелеком" и горнодобывающая компания
АО "Национальная атомная компания "КазАтомПром"".
Мы считаем, что фонд играет важную общественно-политическую роль,
определенную законодательством страны. АО "Самрук-Казына" представляет
собой основной инструмент достижения экономических, политических
и социальных целей правительства. Фонд принимает участие в ключевых
национальных программах с момента его создания Указом Президента
Республики Казахстан в 2008 г. АО "Самрук-Казына" играл ключевую роль
в реализации плана правительства по стабилизации экономики (объемом
20 млрд долл.), принятого во время кризиса 2008 г. АО "Самрук-Казына"
играет ведущую роль в реализации антикризисного плана правительства
(20 млрд долл.) и Плана развития 2020, направленного на индустриализацию
и экономическую диверсификацию Казахстана. Многие активы, контролируемые
фондом, играют важную экономическую роль, обеспечивая транспортную
и сервисную инфраструктуру.
Мы полагаем, что АО "Самрук-Казына" действует главным образом от
имени правительства страны, с которым оно в значительной степени
интегрировано, кроме того, государство играет решающую роль в вопросах
операционной деятельности компании. Согласно законодательству, все
члены совета директоров должны быть представлены главами центральных
исполнительных органов, а должность председателя должен занимать
премьер-министр Казахстана. Несмотря на то, что правительство планирует
продать миноритарные доли в нескольких дочерних предприятиях
АО "Самрук-Казына" в рамках программы "народного IPO", реализация
которой началась в 2012 г., насколько мы понимаем, фонд сохранит
контроль над этими активами. Более того, приватизация самого фонда
не планируется, в том числе частичная.
В 2012 г. правительство пересмотрело приоритеты АО "Самрук-Казына"
в рамках основной деятельности и компетенций, и теперь фонд будет
заниматься исключительно реализацией программы правительства по
индустриализации. Согласно этой стратегии правительство выводит
институты развития, такие как АО "Банк Развития Казахстана", из
структуры АО "Самрук-Казына" и передает их в управление недавно
созданному национальному агентству развития. Более того, перед фондом
была поставлена задача продать доли в банках, приобретенные в течение
кризиса 2008-2009 гг. Мы не ожидаем, что эти изменения каким-либо
образом повлияют на нашу оценку роли фонда и его связей
с правительством, а также не ожидаем каких-либо изменений в оценке
"практически безусловной" вероятности предоставления правительством
Казахстана своевременной и экстренной поддержки АО "Банк Развития
Казахстана".
Мы оцениваем характеристики собственной кредитоспособности (SACP)
АО "Самрук-Казына" на уровне "b+", учитывая "приемлемый" профиль
бизнес-рисков, профиль финансового риска, "характеризующийся высоким
уровнем финансового рычага", и "адекватные" показатели ликвидности
(согласно определениям, приведенным в наших критериях). Основными
факторами, ограничивающими оценку собственного профиля бизнес-рисков
АО "Самрук-Казына", являются всего лишь "приемлемое" кредитное
качество крупнейших инвестиций фонда, таких как КМГ, КТЖ и KEGOC,
а также значительная зависимость от нефтегазового сектора, который
обеспечивает большую часть доходов группы.
Эти риски компенсируются тем фактом, что под управлением фонда
находятся практически все стратегические производственные активы
в Казахстане - портфель активов максимально диверсифицирован. Кроме
того, важным фактором, который мы учитываем в нашей оценке профиля
финансовых рисков компании, являются наши ожидания прибыльности
деятельности этих активов и сохранения текущей поддержки со стороны
государства в форме благоприятного регулирования и доступа
к коммерчески выгодным активам. Основными факторами, негативно
влияющими на оценку профиля финансовых рисков АО "Самрук-Казына",
являются недостаточная прозрачность и предсказуемость финансовой
политики фонда, в частности в отношении будущих инвестиций, продажи
или передачи активов связанным ОСГ. В отчетности АО "Самрук-Казына"
отражены крупные списания и восстановления, включающие в том числе
переоценку финансовых активов и реструктуризацию АО "БТА Банк".
Мы оцениваем показатели ликвидности АО "Самрук-Казына" как
"адекватные": источники ликвидности превышают потребности более,
чем в 1,2 раза.
По состоянию на 31 декабря 2012 г. (последняя отчетная дата), основные
источники ликвидности на уровне материнской компании включали:
- денежные средства – 432 млрд тенге, из которых 395 млрд тенге были
размещены в Национальном банке Казахстана, а также краткосрочные
депозиты – 160 млрд тенге. Дивидендные выплаты и процентные доходы
со стороны дочерних компаний, скорее всего, будут ниже уровня 2012 г.,
поскольку в тот год объем доходов поддерживался разовыми
выплатами;
- насколько мы понимаем, в начале 2013 г. фонд получил 200 млн долл.
от China Development Bank для финансирования кредита на эту же
сумму компании "Казахмыс ПЛС" и разместил облигации объемом 255
млрд тенге при поддержке государства.
По состоянию на 31 декабря 2012 г. основные потребности в ликвидности
включали:
- относительно небольшой краткосрочный долг – 82 млрд тенге. Большая
часть долга в отношении сторон, не связанных с государством или
дочерними компаниями, представляет собой среднесрочные
и долгосрочные обязательства. Кроме того, совокупные обязательства,
гарантированные фондом, составляют 480 млрд тенге;
- инвестиции, включая приобретение 30-процентной доли в "Казцинке"
за 249 млрд тенге и кредит "Казахмыс ПЛС" на сумму 200 млн долл.
в начале 2013 г.
Прогноз "Стабильный" по рейтингам АО "Самрук-Казына" отражает прогноз
по долгосрочным суверенным рейтингам Республики Казахстан и наши
ожидания того, что наша оценка "критически важной" роли фонда "Самрук-
Казына" в экономике страны и его "неразрывных связей" с правительством
не изменится.
Мы можем повысить или понизить рейтинги АО "Самрук-Казына" в случае
соответствующего рейтингового действия в отношении Республики
Казахстан. Любые признаки ослабления государственной поддержки
в результате изменения функций фонда как инструмента государственной
политики или политики управления активами, а также вследствие
ослабления его связей с правительством могут привести к изменению
нашей оценки роли АО "Самрук-Казына" и связей фонда с государством.
Это может обусловить давление на уровень рейтингов компании.
Ведущий кредитный аналитик:
Ана Йеленкович, Лондон, (44) 20-7176-7116;
ana.jelenkovic@standardandpoors.com
Второй контакт: Елена Ананькина, Москва, (7) 495-783-4130;
elena.anankina@standardandpoors.com
[2013-07-10]