S&P ПОДТВЕРДИЛО РЕЙТИНГОВЫЕ ОЦЕНКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН, ПРОГНОЗ "СТАБИЛЬНЫЙ"

04.12.12 10:18
/Standard & Poor's, Лондон, 30.11.12, перевод с английского Standard & Poor's, заголовок KASE/ - Служба кредитных рейтингов Standard & Poor's подтвердила долгосрочные и краткосрочные суверенные кредитные рейтинги Республики Казахстан по обязательствам в иностранной и национальной валюте - на уровне "ВВВ+/А-2". Прогноз по рейтингам Казахстана - "Стабильный". Кроме того, мы подтвердили рейтинг по национальной шкале Республики Казахстан на уровне "kzAAA". Оценка риска перевода и конвертации валюты для казахстанских несуверенных заемщиков осталась неизменной - "ВВВ+". Рейтинги Республики Казахстан отражают высокие бюджетные показатели и показатели внешнего баланса, значительные запасы природных ресурсов, а также высокий и имеющий нециклический характер приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Уровень рейтингов по-прежнему сдерживается политическими рисками. Мы полагаем, что до тех пор, пока президентом Казахстана является г-н Назарбаев, политический курс страны по-прежнему будет характеризоваться относительной стабильностью и предсказуемостью, однако мы не ожидаем ясности в отношении будущего предшественника действующего президента и считаем, что стабильность может быть подорвана в случае неожиданной отставки г-на Назарбаева. Уровень рейтингов также сдерживается ограниченной монетарной гибкостью, слабостью финансового сектора и умеренным уровнем развития экономики. Ожидается, что экономический рост в 2012 г. замедлится до 5% по сравнению с более чем семипроцентным ростом, наблюдавшимся в 2010- 2011 г. Экономика остается в значительной степени зависимой от добывающего сектора; на протяжении последних 15 лет зависимость между номинальным ВВП и ценами на нефть была очень сильной. В отсутствие значительного роста нефтедобычи (с начала 2011 г. объемы добычи нефти оставались неизменными) или цен на нефть мы ожидаем, что ключевым фактором роста экономики по-прежнему будет рост расходов правительства. В среднесрочной перспективе - до конца 2015 г. - мы ожидаем 20-25-процентного увеличения объемов нефтедобычи. Ожидается, что Кашаганское нефтяное месторождение начнет работы по нефтедобыче в 2013 г. и достигнет пиковых значений нефтедобычи на уровне 350 000 барр./сутки (на первом этапе) не ранее 2014 г. Добыча нефти и газа в Казахстане в ближайшее десятилетие будет расти, хотя и вряд ли удвоится с текущего уровня в 1,6 млн барр./сутки, как ожидалось ранее, поскольку объем пиковых значений и график завершения основных проектов остаются неясными. Казахстан имеет сильные бюджетные показатели. В соответствии с нашей методологией мы консолидируем бюджет Национального Фонда Республики Казахстан (НФРК) с бюджетом страны. С нашей точки зрения, фискальная политика остается достаточно взвешенной: допущение относительно цен на нефть для бюджета на 2012 г. составило 90 долл./барр.; ежегодные перечисления из НФРК в бюджет центрального правительства фиксированы, что ограничивает расходы правительства. Мы ожидаем, что профицит бюджета в среднем составит 4% ВВП до 2015 г. Правительство осуществляет экспансионистскую фискальную политику, направленную на поддержание экономического роста. Мы ожидаем, что в 2012-2013 гг. размер перечислений из НФРК в бюджет центрального правительства будет увеличиваться, достигнув максимально разрешенного уровня - 9,2 млрд долл. в год. По мере роста ежегодных перечислений в соответствии с нашим базовым сценарием мы ожидаем усиления позиции нетто-кредитора Правительства Казахстана с 18% ВВП по состоянию на конец 2011 г. до 24% на конец 2014 г. Наш базовый сценарий предполагает умеренный рост нефтедобычи в 2012-2014 гг., а также более активное использование перечислений из НФРК для поддержания финансового сектора (как часть второго этапа реструктуризации долговых обязательств Банка БТА) и энергетических компаний (поддержка государственной нефтяной компании АО "Национальная компания "КазМунайГаз"), Уровень проблемных кредитов в банковском секторе страны (включая Банк БТА) превышает 34%. Банковский сектор остается слабым, несмотря на значительный экономический рост в стране. Правительство разработало ряд механизмов, способствующих разрешению ситуации с проблемными кредитами, включая создание специального АО " Фонд проблемных активов" при Национальном Банке Казахстана и "налогового окна", снимающего налоговые препятствия для банков по списанию проблемной задолженности. Мы не ожидаем сколько-нибудь значительного ускорения "очистки балансов" банковского сектора. Мы оцениваем условные обязательства страны, связанные с финансовой системой, в случае реализации стрессового сценария как ограниченные, учитывая, что зависимость системы от внешнего долга значительно снизилась, банковский сектор остается хорошо капитализированным, однако мы считаем, что совокупные условные обязательства для правительства страны могут быть выше, в частности принимая во внимание долг общественного сектора (по оценкам, 18% ВВП). Прогноз "Стабильный" отражает наши ожидания того, что экономический рост в Казахстане будет выше, чем у сопоставимых стран данной рейтинговой категории, и что высокие в настоящее время мировые цены на сырье и значительные расходы общественного сектора будут способствовать росту экономики - при поддержании сильных бюджетных и внешнеэкономических показателей. Рейтинги могут оказаться под давлением в случае значительного замедления темпов роста, ухудшения внешних условий и состояния финансового сектора, которые не удастся компенсировать действиями правительства, а также в случае роста неопределенности, связанной с текущим процессом принятия и выполнения решений, или озабоченностью по поводу безболезненности процесса перехода власти. И, напротив, признаки того, что будущий процесс перехода президентской власти будет осуществляться в соответствии с общепринятыми процедурами, а также укрепление политической институциональной системы могут позитивно повлиять на рейтинги. Рейтинги могут быть повышены и в случае, если правительство ускорит проведение структурных реформ, что приведет к успешной диверсификации экономики и развитию частного сектора. Ведущий кредитный аналитик: Ана Йеленкович, Лондон, (44) 20-7176-7116; Ana_Jelenkovic@standardandpoors.com Второй контакт: Кай Штукенброк, Франкфурт, (49) 69-33-999-247; kai_stukenbrock@standardandpoors.com Тревор Куллинан, Лондон, (971) 4372-7113; trevor_cullinan@standardandpoors.com [2012-12-04]